В Архангельске сегодня, 24 ноября 2015 года, обсудили проект бюджета города на 2016 год — планируемый дефицит должен составить 415 миллионов рублей.
Россия. Архангельск. 24 ноября 2015 года. В публичных слушания приняли участие заместитель главы МО «Город Архангельск» по вопросам экономического развития и финансам Александр Цыварев, заместитель главы города – руководитель аппарата Сергей Ковалев, председатель городской думы Валентина Сырова, депутаты Роман Зарипов и Татьяна Боровикова, представители общественности.
Как отметила в своем докладе директор департамента финансов Людмила Карпова, главной задачей при разработке главного финансового документа муниципалитета остается обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета с учетом текущей экономической ситуации.
Основными источниками формирования доходной части городского бюджета на 2016 — 2018 годы остаются налоговые и неналоговые доходы.
Налоговые и неналоговые доходы на 2016 год запланированы в сумме 4 151,2 млн рублей, на 2017 год — в сумме 4 147,5 млн рублей, на 2018 год — в сумме 3 911,2 млн рублей. При этом общий объем налоговых и неналоговых доходов прогнозируется ниже уровня ожидаемой оценки 2015 года, что в первую очередь обусловлено сокращением поступления налога на доходы физических лиц в связи с уменьшением фонда оплаты труда.
В структуре налоговых и неналоговых доходов основное место занимает налог на доходы физических лиц, доля которого на 2016 год составляет более 62,4 %, далее идут налоги на совокупный доход — 11,7 %, налоги на имущество — 5,7 %, прочие налоговые доходы — 3 % и неналоговые доходы — 17,2 % от общего объема.
Объем безвозмездных поступлений из областного бюджета на 2016 год предусмотрен в сумме 1 842,3 млн рублей, на 2017 и 2018 годы — в сумме 3 202,5 млн рублей ежегодно.
В структуре безвозмездных поступлений из областного бюджета основной удельный вес приходится на субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий (прежде всего выплата зарплаты работникам социальной сферы), доля которых на 2016 год занимает 85,7 %, доля субсидий из областного бюджета, предоставляемых на софинансирование решения отдельных вопросов местного значения, составляет 9,2 % и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений — 5,1% от общего объема безвозмездных поступлений.
Расходы городского бюджета на 2016 год предусмотрены в общей сумме 6 408,5 млн рублей, на 2017 год — в сумме 7 474,2 млн рублей (в том числе условно утвержденные расходы 186,0 млн рублей), на 2018 год — в сумме 7 232,7 млн рублей (в том числе условно утвержденные расходы 258,0 млн рублей).
Планирование расходов городского бюджета осуществлялось с учетом следующих основных подходов:
— определения расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений, исходя из сохранения действующих в 2015 году условий оплаты труда;
— индексации расходов на оплату коммунальных услуг в соответствии с прогнозируемым агентством по тарифам и ценам Архангельской области ростом тарифов на энергоресурсы;
— определения расходов на исполнение льгот с учетом установленных размеров выплат и количеством получателей данных выплат;
— определения иных расходов исходя из необходимости их сокращения на 2016 год на 22 %, на 2017 год на 29,7 % по сравнению с бюджетными ассигнованиями на 2015 год, и на 2018 год — на 24,6 % по сравнению с уровнем 2017 года.
В структуре расходов городского бюджета на 2016 год основной объем приходится на отрасли социально-культурной сферы, доля которых на 2016 год составляет 62,9 %, далее идут отрасли городского хозяйства с удельным весом 21,0 % и прочие расходы — 16,1 % от общих расходов городского бюджета.
Как отметил в своем выступлении горхозяйства в структуре городского бюджета на 2016 год на реализацию своих функций предусмотрено 1 млрд. 720 млн рублей. Средства распределены по следующим направлениям: дорожное хозяйство — 653 млн руб. (или 38 % от объема ассигнований); жилищно-коммунальное хозяйство — 303 млн руб. (18 %); социальное обеспечение населения — 399 млн руб. (23 %); благоустройство — 175 млн руб. (10 %); транспорт — 87 млн руб. (5 %); прочие расходы —103 млн руб. (6 %).
Главным распорядителем бюджетных средств и исполнителем третьего — пятого этапов программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» определено Министерство промышленности и строительства Архангельской области. Расселение аварийных домов будет осуществляться по мере строительства жилья либо выкупа жилых помещений у застройщиков Правительством Архангельской области после передачи их в муниципальную собственность. Всего в в 2016 году планируется расселить 91 аварийных дом площадью 27,2 тыс. кв. м, и предоставить жилье 1669 человекам. Кроме того, на исполнение судебных решений по капремонту жилых домов предусмотрено 107,6 млн руб., на выплаты денежных компенсаций взамен аварийного жилья — 100 млн руб. Еще 187, 4 млн рублей будет направлено на предоставление субсидий по оплате услуг ЖКХ. 118 млн рублей в горбюджете предназначено для уплаты взносов на капитальный ремонт за муниципальную долю в жилфонде.
На содержание и текущий ремонт автомобильных дорог общего пользования предусмотрены средства в размере 442 млн руб., в том числе 107 млн руб. за счет областного бюджета, на благоустройство территории города 113 млн руб. Также запланирован капремонт остановок общественного транспорта на сумму 15 млн руб.
На реализацию муниципальной программы «Развитие города Архангельска как административного центра Архангельской области» из городского бюджета выделены средства в сумме 70,8 млн руб. В рамках этой программы запланированы капитальный ремонт Северодвинского моста, реконструкция пр. Ленинградского от ул. Первомайской до ул. Смольный Буян с расширением до 4-х полос. На строительство линий наружного освещения будет направлено 20 млн руб.
83,4 млн рублей выделено на сохранение бесплатного проезда ветеранам войны и гражданам, достигшим возраста 70 лет и старше, и сопровождающим их лицам в автобусах городских маршрутов. Еще 30 млн рублей составляет дотация на перевозки пассажиров и багажа автобусами большого класса и работу автобусных маршрутов на островных территориях. На обеспечение бесплатной перевозки людей ледокольными буксирами в весенний и осенний период предусмотрено 58 млн руб. 31,5 млн руб. составит дотация МУП «Горбани» для сохранения льготного тарифа на помывку отдельных категорий граждан.
Как подчеркнула в своем выступлении директор детского центра «Радуга» Елена Добрынина, проект бюджета активно обсуждается в системе образования города. Всего на сферу образования предусмотрено на 2016 год чуть более 4 миллиардов рублей или на 2% больше чем в текущем году, что обусловлено, в первую очередь, увеличением контингента воспитанников и учащихся. По сравнению с 2015 годом увеличится число воспитанников в дошкольных группах — на 576 человек, контингент школьников — на 971 ученика, в учреждениях дополнительного образования детей — на 333 человека.
В бюджете запланированы расходы на открытие 7 дополнительных групп на 150 мест в детсадах, из них 1 группа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительные группы будут открыты в 4-х округах города — Варавино-Фактория, Ломоносовском, Октябрьском и Исакогорском. Кроме этого, городским бюджетом предусмотрены средства на проведение капитального ремонта здания детского сада № 101 на ул. Зеньковича, 36, после его завершения еще более 100 дошкольников получат возможность посещать детский сад.
В 2016 году сохранены действующие в текущем году выплаты молодым специалистам — педагогам, приступившим к работе в учреждении в течение одного года после получения высшего или среднего профессионального образования. Также сохранены социальные гарантии детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: организация горячего питания для 2000 школьников, воспитывающихся в малоимущих семьях; предоставление социальных (бесплатных) мест для 1500 дошкольников. Запланированы расходы и на обеспечение бесплатного подвоза к месту учебы и обратно учеников отдельных школ. Предусмотрено увеличение расходов на возмещение затрат по осуществлению присмотра и ухода за детьми в муниципальных дошкольных учреждениях для льготных категорий детей в связи с увеличением их численности. Расходы на коммунальные услуги предусмотрены с учетом роста тарифов на энергоресурсы.
По словам директора КЦ «Соломбала-Арт» Марины Малаховой общий объем бюджетных ассигнований управлению культуры и молодежной политики мэрии Архангельска на 2016 год составляет 431 млн рублей. Оплата труда работников муниципальных учреждений запланирована исходя из действующих в 2015 году условий оплаты труда, при этом будут сохранены все социальные гарантии работникам. В связи с прогнозируемым повышением тарифов на коммунальные услуги в городском бюджете предусмотрена индексация расходов на их оплату в 2016 году на 2 млн рублей для учреждений культуры. Благодаря предусмотренным ассигнованиям реализацию муниципальными учреждениями проектов в сфере культуры удастся сохранить традиционные культурные, молодежные и социально значимые мероприятия. На улучшение материально-технической базы учреждений культуры и дополнительного образования детей в сфере культуры запланировано в 2016 году 1,95 млн рублей.
Предусмотрены средства на проведение капитального ремонта в культурном центре «Соломбала-Арт» в размере 24,1 млн рублей, включая ремонт фасада, систем отопления, электроснабжения, кровли. Увеличены расходы на комплектование книжных фондов Централизованной библиотечной системы на 600 тыс. рублей. Предусмотрены средства на выплату различных премий: лауреатам фестиваля творческой молодежи городов воинской славы и городов-героев России, лауреатам городского конкурса в сфере реализации молодежной политики, лучшим руководителям и работникам муниципальных учреждений, лучшим педагогическим работникам, лучшим учащимся, детским и юношеским творческим коллективам и солистам, премии им. М.В. Ломоносова молодым ученым, премии им. Б.В. Шергина писателям-архангелогородцам.
По словам директора Исакогорского ДЮЦ Николая Никифорова а спортивных школах города внимательно ознакомились с проектом городского бюджета в части физической культуры и спорта.
— На 2016 год спортивным учреждениям предусмотрено 249,6 млн руб. — это увеличение на 8,1 процента по сравнению с 2015 годом, — сказал Николай Васильевич. — Мы понимаем, что в ближайшие три года нас ждет сложный бюджет. Это нашло отражение в уменьшении выделяемых средств спортивным учреждениям на оказание муниципальных услуг. Вместе с тем, в предложенном городском бюджете на 2016 год и на 2017-2018 годы, в части структуры расходов на оказание муниципальных услуг, спортивными школам не планируется уменьшение расходов на заработную плату работников и учтена индексация расходов на коммунальные услуги. Надо учитывать, что мэрия Архангельска в течение последних лет активно решает вопросы ремонта зданий спортивных школ и улучшения инфраструктуры спортивных сооружений.
Увеличение финансирования на отрасль физической культуры и спорта положительно повлияло на выполнении поставленных в данной сфере целей и задач. Например, в Исакогорском детско-юношеском центре построены новые хоккейный корт и комплексная спортивная площадка, смонтированы инженерные сети и оборудован тир, приобретено новое спортивное оборудование для занятий профильными видами спорта. В рамках календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий Архангельска всем ведущим юным спортсменам предоставлена возможность участия в соревнованиях различного уровня. В 2016 году предусмотрен капитальный ремонт бассейна Физкультурно-спортивного комплекса имени А.Ф. Личутина. Как представитель Совета директоров спортивных школ Архангельска поддерживаю предложенный проект городского бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
По итогам публичных слушаний их участники одобрили проект бюджета Архангельска на 2016 год и плановый период 2017-18 годов и рекомендовали депутатам гордумы принять его в первом чтении на сессии 25 ноября.