Россия относится к группе стран с быстро стареющим населением, постольку доля населения старше 65 лет составляет 13%.
Россия. Москва. 5 мая 2016 года. В Москве эксперт Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова прокомментировала ИА Бесспорно RU вопрос повышения в России пенсионного возраста.
Юлия Финогенова, доцент кафедры страхования и управления рисками:
— По данным ФОМ (опрос проводился в сентябре 2015 г.) люди потенциально готовы к повышению пенсионного возраста, так 78% опрошенных готовы продолжать работу после наступления пенсионного возраста. Вполне вероятно, что повышение пенсионного возраста «пройдет незаметно» для большей части граждан.
Россия относится к группе стран с быстро стареющим населением, постольку доля населения старше 65 лет составляет 13%.
По данным Росстата, на январь 2016 года численность населения, занятого в экономике составляет 71,3 млн. чел. и имеет тенденцию к снижению. Прогнозируемая численность пенсионеров в 2016г. – 43,2 млн. чел. Таким образом, на одного пенсионера приходится 1,65 работника (соотношение 1:1,65), при этом распределительная пенсионная система эффективна при соотношении не менее 1:2.
Интересен тот факт, что в ПФР пенсионные страховые взносы уплачиваются примерно за 55 млн. чел. Таким образом, если принимать во внимание не все занятое в экономике население, а только тех, за кого уплачиваются страховые взносы (т.е. сюда входят преимущественно те, кто официально оформил трудовой договор со своим работодателем), соотношение будет уже 1:1,3!
Такое неблагоприятное соотношение вызывает дополнительную нагрузку на ПФР и является одной из причин возникновения дефицита его бюджета.
Численность работающих пенсионеров в России в 2016 году будет 14,2 млн.чел., т.е. примерно 32,4%. И это официальные данные. При этом количество неофициально занятых пенсионеров гораздо больше. Если лишить работающих пенсионеров права на получение трудовой пенсии по старости, то эти люди перейдут в категорию неофициально занятых, но их количество не уменьшится. Каковы последствия такого шага: с точки зрения Минфина — экономия на выплате пенсий в размере порядка 190 млрд. руб., с точки зрения пенсионеров – снижение уровня жизни, повышение социальной неопределенности и недовольства.
В соответствии со Статьей 26 (102 Конвенции МОТ): «Законодательство страны может предусматривать приостановление выдачи пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход; может также предусматриваться сокращение пособия при системе, основанной на страховых взносах, когда заработок получающего его лица превышает установленную сумму, или при системе, не основанной на взносах, когда заработок получающего его лица, его прочие средства или совокупность таковых превышают установленную сумму». Несмотря на то, что Минфин часто ссылается на эту статью, обосновывая необходимость сокращения пенсий работающим пенсионерам, тем не менее, Россия до сих пот не ратифицировала эту конвенцию!
Интересно, что в СССР действительно законодательно было закреплено положение о том, что только младший обслуживающий персонал имел возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности. У остальных была возможность трудиться не более 2 месяцев в году.
Проблема повышения пенсионного возраста стоит на повестке дня Правительства довольно давно, поэтому необходимо определить, в какой момент наступит событие-триггер, которое наконец-то приведет к повышению пенсионного возраста….
В 2019 году исполнится ровно 100 лет с момента принятия В.И. Лениным декларации о социальном обеспечении, в которой впервые был озвучен пенсионный возраст в 55 лет для женщин и 60 лет – для мужчин. При этом, однако, четко оговаривался необходимый для получения пенсии трудовой стаж (не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин). В России до недавнего времени минимальный стаж составлял всего 5 лет. Только начиная с 2015 года, требуемый стаж увеличивается на один год, чтобы к 2025 году минимальный общий стаж работы для получения пенсии достиг 15 лет.
В России наступил момент, когда пенсионный возраст должен быть наконец скорректирован в соответствии с текущими экономическими реалиями.
В большинстве зарубежных стран повышение пенсионного возраста происходило постепенно. Так возможно повышение от 3 до 6 месяцев за год. таким образом процесс растягивался на 7 – 10 лет. Однако процесс повышения должен сопровождаться общественными обсуждениями о выборе наиболее приемлемых «этапов» повышения в соответствии с демографическими экономическими трендами. Поскольку одним из наиболее очевидных рисков может стать повышение безработицы среди молодежи на фоне снижения экономической активности и неутешительных прогнозов по динамике ВВП.