Водородомобили в России: смогут ли они заменить бензиновые авто и зарубежные электрокары

Россия. Калининград.15 сентября 2021 года. Rainbow. «Зеленая» повестка подстегнула мировую гонку инновационных автомобилей. Большинство стран Европы уже собирается отказаться после 2030 года от производства автомобилей на двигателях внутреннего сгорания. Но что придет им на смену? И что предложит наша страна?

Газ и электричество. Если про электромобили слышал практически каждый в нашей стране, то про автомобили на водородном топливе мы знаем, к большому сожалению, совсем немного. И тому есть объяснение: ведь «водородомобиль» — это, своего рода, более продвинутая версия электромобиля. В качестве альтернативы ​аккумуляторным батареям там выступает электродвигатель, который питают топливные элементы.

imageПлюсами этой «ветви» автомобилестроения являются надежность, неприхотливость, бесшумность (хотя в ряде ситуаций этот «плюс» может выступать и «минусом» с точки зрения его безопасности для окружающих) и, наконец, самое важное: работа без вредных выбросов. Еще одним аргументом в их пользу является то, что проехать на таком автомобиле без дозаправки можно от 500 до 1000 километров (в зависимости от загрузки и режима движения).

Несмотря на все очевидные «плюсы», для развития этого вида транспорта есть стоп-факторы в технологической и экономической составляющих. На фоне галопирующего прогресса очевидно преодоление ограничений в части технологий. Экономическая же составляющая и ее переход в «профицитное поле» (рассмотрение снижения объемов спроса на углеводороды оставим «за скобками», поскольку этот тренд уже не остановить) лежит – традиционно – в плоскости инициатив со стороны Правительства на поддержку развития этого направления.

Наш ответ. Инициативы уже запущены: так, Правительство утвердило концепцию использования электротранспорта (от легковых авто до автобусов и грузовиков различных категорий) на ближайшие десять лет. Концепция подразумевает поддержку создания инфраструктуры производства и достижения доли электромобилей в общем объеме отечественной сборки до десяти процентов.

Идея предполагает государственную поддержку как производителей через субсидирование значительной части затрат, связанных со строительством заводов, а также заключение специнвестконтрактов с ними (СПИК), так и потенциальных потребителей через реализацию программ льготного кредитования / лизинга и запуск эксперимента по бесплатному проезду электромобилей по платным трассам. На аналогичную поддержку могут рассчитывать и производители водородных топливных элементов, которые рассматриваются в качестве более технологичной и эффективной альтернативе электротранспорту. ​ ​ ​ ​

Что дает. Подобные инициативы критически необходимы. Как минимум, чтобы Россия не позднее других участников рынка вошла в тренд общемировой трансформации автоотрасли и, используя ценовое преимущество, усилила свою экспортную позицию в этом направлении. ​ С учетом существующих прогнозов, подготовленных Bloomberg New Energy Finance, к 2040 году ежегодные продажи электрокаров, в том числе тех, что используют водород, достигнут 35 процентов от общего числа продаваемых машин.

Это означает ежегодное увеличение емкости рынка «водородомобилей», которое необходимо превратить в составляющую экономического роста страны уже сегодня. Согласно тому же прогнозу к 2025 году стоимость автомобилей на водороде сравняется со средней ценой обычных автомобилей, а это – еще одна «точка роста» для производителей в направлении создания предложения в пользу автомобилей на водороде, которое позволит пересадить на них россиян с традиционного авто с ДВС. И при успешной реализации концепции Правительства можно рассчитывать на то, что первые «водоробусы» поедут по российским дорогам уже к 2023 году.

Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Message RU (Калининград).