Россия. Калининград. 2 апреля 2019 года. В России социологи группы «Циркон», изучавшие возможности «ценностной солидарности» в обществе пришли к обескураживающим выводам.
По мнению исследователей, российское «общество очень фрагментировано по ценностям», поэтому они не смогут «стать теми скрепами», которые способны обеспечить консолидацию народа.
Так, 75% респондентов заявили, что готовые «объединяться для совместных действий с другими людьми, если их идеи и интересы совпадают». Главным совместным действием, в котором проявилась эта готовность в последние два-три года, оказались президентские и думские выборы (их назвали 48% опрошенных). На субботники пошли 26%, безвозмездную помощь людям в трудной ситуации оказывали 9%. На митинги вышли 2%, и столько же подключались к работе общественных организаций. Не воспринимается большинством как основа возможной консолидации и религия.
Граждане, имеющие определенные ценности, могут не всегда их придерживаться. Так, среди респондентов, имеющих либеральные ориентиры, 37% ратуют за запрет абортов, а 19% – за запрет усыновления детей иностранцам. Поэтому группы с непротиворечивым набором ценностей «очень маленькие –3-4%», констатирует Задорин: «Ценностей, по которым может быть общественный консенсус, очень немного: здоровье (76%) и семейное счастье (62%)». «Свободу и независимость» особо важными ценностями считают лишь 38% граждан, «любовь к родине» – 18%.
Подобное состояние общества создает проблемы для политиков.
«Ориентация на внятные идеологические позиции гарантирует только 3-4% определенного электората, что вынуждает к популизму некоторых политиков, чтобы получить хоть сколько-нибудь значимые электоральные объемы», — считает глава «Циркона».
В то же время эта фрагментарность открывает поле для политического креатива, говорит он: «Управленцы должны понять, что некогда большие общественные образования распались на маленькие: вместо «пенсионеры» теперь появились десять типов пенсионеров, вместо «бюджетники» – десять типов бюджетников». Власть есть над чем работать, «добиваясь консолидации общества, которое стало сложным, — считает Игорь Задорин. — Впрочем, ценностная фрагментация общества удобна для власти тем, что она вольна принимать любое решение, так как среди граждан нет ни одной массовой группы, которая могла бы оказать давление на власть. Но такое поведение управленцев уместно, только «если не предполагается развитие страны».
В Калининградской области власти давно занимаются проблемной консолидацией общества. В этой связи правительство региона приняла целый ряд специальных программ. Например, подпрограмма «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Калининградской области»; подпрограмма «Патриотическое воспитание населения Калининградской области на 2015-2020 годы»; подпрограмма «Поддержка казачьих обществ Калининградской области на 2016-2020 годы» и так далее.
Тем не менее, теория группы ЦИРКОН о фрагментации общества находит подтверждение и на калининградской земле. Демонстрацией этого недавно стал скандал, разразившийся по поводу маленького бронзового гномика – он же хомлин, то есть домовой, которого усадили на перилах Медового моста в центре Калининграда.
В итоге местная православная епархия усмотрела в факте установки фигурок «тенденцию к популяризации идей неоязычества», которая «оказывает деструктивное воздействие на развитие национальной культуры» в области. Служителей культа поддержали верующие и… фракция КПРФ Калининградской областной думы. В ответ группа граждан запустила в соцсетях флешмоб в защиту домовых. Пришлось официально высказаться по поводу представителю официальной власти.
— Я не очень понимаю, почему РЦП вообще занялась темой хомлинов, поскольку хомлины не являются никакими религиозными персонажами, даже около этого не находятся, — отрезал министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак.
На это высказывание живо отреагировали местные борцы с германизацией. Одни из патриотических новостных порталов опубликовал гневную отповедь: «Калининградцы становятся «немчиками», боготворя и воссоздавая только немецкую историю, пришло время выползти на поверхность. Встречайте бесовщину!»
Следует сказать, что инициатива установки в городе фигурок принадлежит предпринимателям. Конкретно – фирме, которая в этом году запустила новый бренд «Мастерская хомлинов». По мнению представителей мастерской, это станет очередной городской легендой, которая будет способствовать развитию туризма, прокомментировали в Калининграде сегодня, 2 апреля 2019 года, собкору Вестника СЗФО в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области.
— Туризм в нашем регионе – один из локомотивов развития экономики. В Калининград все чаще приезжают гости из других городов России. Для них необходимы туристические изюминки, которыми как раз и являются городские легенды и мифы. Очень печально, что часть общества начинает искать черную кошку в темной комнате, где ее заведомо нет. Это глушит частную инициативу и вредит туристической привлекательности региона – заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов.
Кстати, после разгоревшегося скандала «Мастерская хомлинов» была вынуждена прекратить установку в Калининграде фигурок…