Россия. Калининград.Rainbow. 19 октября 2016 года. В Калининграде в Ленинградский районный суд обратился К. с иском к ОАО «Сбербанк России» о взыскании денежных средств, процентов, компенсации морального вреда.
В обоснование истец указал, что 2 апреля 2014 года открыл в банке валютный вклад на 3 года на сумму 9 000 евро под 2,05% годовых с возможностью пополнения вклада. 17 ноября 2014 года истец поинтересовался у сотрудника банка о размере капитализации его вклада, однако ему сообщили, что вклад был закрыт 14 ноября 2014 года через систему «Сбербанк онлайн».
Истец написал заявление в банк, указав, что не совершал такую операцию. По результатам проведенной проверки было установлено, что для входа в систему «Сбербанк онлайн» были использованы реквизиты банковской карты, которой у истца не было.
12 января 2015 года клиент направил в банк претензию с требованием о восстановлении вклада. Так как требования истца удовлетворены не были, он обратился в суд.
Изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд пришел к следующему.
В силу положений договора о вкладе, Условий банковского обслуживания физических лиц ОАО «Сбербанк России» для совершения операции по закрытию банковского вклада через систему «Сбербанк онлайн» необходимо наличие дополнительного соглашения, предусматривающего возможность проведения операций с вкладом через эту систему. При отсутствии такого соглашения вклад может быть закрыт только на основании письменного заявления вкладчика.
Судом установлено, что 14 ноября 2014 года с помощью реквизитов карты, выпущенной на имя истца, был осуществлен вход в систему «Сбербанк онлайн» и произведена операция перевода денежных средств в размере 697 211, 84 рубля на принадлежащую истцу рублевую банковскую карту. После этого часть суммы – в размере 86 300 рублей – была переведена на карту, принадлежащую гр. Г.
Материалами дела подтверждается, что истец К. впервые стал использовать систему «Сбербанк онлайн» в марте 2013 года, прокомментировали в Калининграде сегодня, 19 октября 2016 года, ИА Прибыль RU пресс-службе Калининградского областного суда. Для входа в систему клиент использовал логин и пароль, полученные вместе с картой, выпущенной в августе 2012 года. На основании пояснений истца установлено, что через систему «Сбербанк онлайн» потребитель производил безналичные операции только по оплате услуг ЖКХ и только с карты, на которую зачисляется пенсия. Других операций со счетами и вкладами истец через систему «Сбербанк не производил». Вместе с тем, 14 ноября 2014 года вход в систему и совершение операций с вкладом и рублевой картой истца были произведены с использованием логина и пароля, полученного по карте с закрытым в мае 2012 года счетом и истекшим в апреле 2014 года сроком действия.
Доказательств того, что истец менял действующие логин и пароль для входа в систему на другие – подходящие для недействующей карты – ответчиком суду не представлено. Также как и не представлено доказательств возможности входа в систему «Сбербанк онлайн» с использованием логина и пароля, полученных по карте, срок действия которой истек, а счет закрыт.
Довод банка о подтверждении операций одноразовыми паролями, направленными на телефонные номера истца, признан судом необоснованным. Так, установлено, что 14 ноября 2014 года в период совершения операций на номера истца поступило 12 сообщений с номера, не принадлежащего банку. Представители ответчика указали, что истцу было направлено 4 сообщения.
Таким образом, судом не признаны состоятельными доводы банка о том, что у ответчика имелись достаточные основания полагать, что распоряжение на закрытие вклада и перевод денежных средств на счет Г. Было дано именно истцом.
При таких обстоятельствах суд счел, что банк не предпринял должных мер для обеспечения технической защищенности вклада истца.
Суд пришел к выводу о том, что истец не давал банку распоряжение на закрытие его валютного вклада с переводом денежных средств на рублевую карту и последующим переводом на счет гр. Г. Таким образом, указанные операции произведены банков в нарушение положений договора о вкладе.
Поскольку в результате неправомерных действий банка истцу был причинен ущерб в размере незаконно переведенной на счет гр. Г. Денежной суммы, суд на основании ст. ст. 395, 834, 854, 856 ГК РФ счел, что с ответчика подлежит взысканию указанная сумма, проценты за пользование чужими денежными средствами, а также компенсация морального вреда на основании ст. ст. 13, 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Ленинградский районный суд решил взыскать с ОАО «Сбербанк России» в пользу К. денежные средства в размере 87 163 рубля, проценты за пользования чужими денежными средствами в размере 4 633 рубля 4 копейки, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 48 398 рублей 2 копейки; всего – 145 194 рубля 6 копеек.
На данное решение была подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд, однако судебная коллегия по гражданским делам признала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.