Суд в Калининграде признал, что гражданину России можно жить без фамилии

В Калининграде суд Московского района признал незаконным отказ нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство гражданину, у которого отсутствует фамилия.

Фото: dokymenta.ru

Россия. Калининград. 4 марта 2016 года. В Калининграде суд признал незаконным отказ нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство гражданину, у которого отсутствует фамилия.

В Московский районный суд обратился Э. с иском об оспаривании отказа нотариуса КГНО Троцко Т.А. в совершении нотариального действия. В обоснование заявитель указал, что в конце апреля 2013 года умерла его супруга П. Он своевременно обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако по истечении шестимесячного срока нотариус не выдала ему свидетельство о праве на наследство.

Нотариус посчитала, что, поскольку в его паспорте и свидетельстве о браке отсутствуют сведения о фамилии, эти документы не соответствуют действующему законодательству. В результате заявитель был вынужден обратиться в суд. Решением суда за ним признано право собственности на 1/4 долю квартиры в порядке наследования. Решение вступило в законную силу. Впоследствии выяснилось, что в состав наследственного имущества, помимо квартиры, входят также денежные вклады.

Гр. Э. вновь обратился к нотариусу, представил копию решения суда, и просил выдать ему свидетельство о праве на наследство на денежные вклады. Через два дня нотариус вынесла постановление об отказе в совершении нотариального действия (выдаче свидетельства о праве на наследство), указав, что в материалах наследственного дела имеется копия свидетельства о заключении брака, в котором отсутствуют сведения о фамилии (до и после заключения брака) супруга, что не соответствует требованиям ФЗ «Об актах гражданского состояния», в решении суда отсутствуют сведения о документах, которые подтверждают родственные отношения заявителя с наследодателем, кроме того, отсутствуют сведения об основаниях признания судом права собственности заявителя Э. на долю в праве на квартиру.

Заявитель обратился в суд за защитой своих прав, оспорив отказ в совершении нотариального действия.

Суд установил, что при регистрации рождения заявителя Э. в запись акта о его рождении, произведенную в 1957 году в отделе регистрации г. Баку, не были внесены сведения о его фамилии, а также о фамилии его отца.

В силу ст.ст. 7 и 8 Конвенции о правах ребенка ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя. Государства — участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

Согласно ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Суд пришел к выводу, что данная норма ГК РФ не может быть расценена как императивная норма права, требующая обязательного наличия у гражданина фамилии для индивидуализации его как личности в обществе и получения им правоспособности. Соответственно отсутствие фамилии у гражданина не может служить основанием для отказа в выдаче ему документов, удостоверяющих личность и его гражданское состояние, даже при наличии в регламентирующих их выдачу нормативных актах указания на необходимость внесения данных сведений.

Из материалов дела следует, что в 1976 году райвоенкоматом г. Баку АЗССР Заявителю был выдан военный билет, в 2003 году РОВД Мурманской области заявителю Э. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации, в 2014 году ФМС выдало заявителю заграничный паспорт. Между тем, данные документы не содержат сведений о фамилии заявителя.

В 2005 году заявитель вступил в брак с гражданкой П., что подтверждается свидетельством, выданным ЗАГС. После заключения брака жене присвоена была фамилия «П.», а мужу фамилия не присваивалась.

Следовательно, у заявителя имеются в наличии выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации документы, удостоверяющие его личность и факт вступления в брак с гражданкой П. Данные документы недействительными в установленном законом порядке не признавались, и содержащиеся в них сведения достаточны для идентификации заявителя как индивидуально определенного участника общественных отношений. Кроме того, факт вступления заявителя в брак с гражданкой П. подтвержден вступившим в законную силу решением суда.

Таким образом, суд решил, что нотариус незаконно отказала заявителю в совершении нотариального действия, поскольку в материалах наследственного дела имеются сведения о заключении брака, дате его заключения, имевшихся у наследодателя денежных средствах на счетах, сведениях о дате открытия счета, и у нотариуса не имеется препятствий для соблюдения требований ст. 1150 ГК РФ при определении размера доли заявителя на наследственное имущество, равно как и для определения круга наследников исходя из сведений, имеющихся в наследственном деле, и вступившем в законную силу решении суда.

Решением суда признано незаконным постановление нотариуса КГНО Троцко Т.А. от 12 марта 2015 года об отказе в совершении нотариального действия, и на нотариуса возложена обязанность выдать гражданину Э. свидетельство о праве на наследство по закону после смерти его супруги.

Решение вступило в законную силу.