“Остаётся надеяться…” – уполномоченный по правам человека в Калининградской области прокомментировал положение инвалидов

15/11/2015
495

imageРоссия. Калининград. 15 ноября 2015 года. . В Калининграде сетевая газета Янтарный Край – Online Калининград совместно с информационным агентством Rainbow продолжает серию публикаций, основанных на Докладе уполномоченного по правам человека Владимира Никитина «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2014 год.

О соблюдении прав людей с ограниченными возможностями здоровья (ст. 39 Конституции Российской Федерации)

Провозглашенные в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности в силу возраста, состояния здоровья. Статья 39 Конституции Российской Федерации устанавливает обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан. Данные категории людей требуют особого внимания и помощи.

Подписание Россией 24 сентября 2008 года и последующая ратификация в мае 2012 года Конвенции о правах инвалидов свидетельствует о согласии нашей страны с основополагающими принципами, на которых строится политика в отношении инвалидов и намерении России соблюдать международные стандарты политических, экономических, социальных, юридических и иных жизненно важных прав инвалидов.

Это означает, что Россия согласилась с необходимостью принятия надлежащих мер для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к транспорту, к информации и связи, к другим объектам и услугам, включая персональную помощь для поддержки жизни в местном сообществе, для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества.

Реализация положений Конвенции требует совершенствования действующих и введения новых механизмов обеспечения прав инвалидов и создания условий для их социальной интеграции. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. В соответствии со ст.1 данного закона инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

По информации, предоставленной Министерством социальной политики области, количество инвалидов в Калининградской области по состоянию на 01.01.2015 года составило 79144 человек, из них детей-инвалидов – 2881 чел.

На конец 2011 года число инвалидов составляло 82538 человек, то есть количество инвалидов за два года сократилось более чем на полторы тысячи человек.

В Калининградской области вопросами соблюдения и обеспечения прав инвалидов активно занимаются органы власти региона, муниципальных образований, различного рода учреждения, территориальные подразделения соответствующих федеральных органов власти.

В то же время существует целый ряд проблем, разрешение которых зависит от совершенствования законодательства, от финансирования, организационных мероприятий.

Обращения инвалидов в адрес Уполномоченного составляют значительную часть из общего числа обращений. В 2014 году в аппарат Уполномоченного поступили 220 устных и письменных обращений от людей с ограниченными возможностями здоровья, 13% от общего количества обращений. Их анализ показывает, что система обеспечения, соблюдения и защиты прав инвалидов нуждается в совершенствовании и урегулировании на региональном и, прежде всего, на федеральном уровне.

В целях наиболее эффективной защиты прав инвалидов при Губернаторе Калининградской области создан совет по делам инвалидов, являющийся совещательным органом, содействующим обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Калининградской области, общественных объединений и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов. Уполномоченный по правам человека в Калининградской области работает в составе совета.

Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности: беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пользования транспортом, средствами связи и информации.

Одной из основных проблем для большинства инвалидов, в первую очередь с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, является неприспособленность окружающей среды для доступа данной категории граждан к объектам социальной инфраструктуры.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает серьезные социально-экономические последствия, такие как высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации; равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании, их социальная разобщенность с лицами, которые не относятся к данной категории.

Согласно ст. 20 Конвенции о правах инвалидов государство должно принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы; на социальные программы и услуги, включая реабилитацию, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.

Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральными законами от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ “О связи”, от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

Формирование среды жизнедеятельности с учетом требований доступности для инвалидов повысит социальные гарантии этой категории граждан, снизит бюджетную нагрузку на социальные службы, позволит инвалидам получать профессиональное образование и трудоустраиваться.

В 2014 году постановлением Правительства Калининградской области от 20 марта 2014 г. № 137 в государственную программу Калининградской области «Социальная поддержка населения», утвержденную постановлением Правительства Калининградской области от 18 ноября 2013 г. № 848, была включена подпрограмма «Доступная среда», направленная на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных граждан в Калининградской области, а также повышение уровня доступности и качества реабилитационных услуг, развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, преодоление социальной разобщенности в обществе, формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов.

В целях обеспечения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к социально значимым объектам в 2014 году в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Доступная среда» продолжалась работа по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных граждан в Калининградской области, а также повышению уровня доступности и качества реабилитационных услуг, развитию системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, преодолению социальной разобщенности в обществе, формированию позитивного отношения к проблемам инвалидов.

За счет средств областного бюджета и софинансирования из федерального бюджета, полученного из Минтруда России, в 2014 году адаптированы для доступа инвалидов 24 учреждения социального обслуживания, 5 учреждений физкультуры и спорта, 4 учреждения культуры, 1 учреждение профобразования, 1 учреждение здравоохранения. Для обеспечения доступа инвалидов приобретались подъемные устройства, ступенькоходы, средства ориентации для инвалидов по слуху, зрению, оборудование и приспособление для информирования инвалидов зданий, устанавливались пандусы, поручни, осуществлялось расширение дверных проемов и др.

В своих ежегодных докладах Уполномоченный по правам человека не раз отмечал проблему доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения учреждений здравоохранения. Органами власти определенная работа в данном направлении проведена. В консультационно-диагностическом центре Детской областной больницы завершены строительные работы по реконструкции лестницы с устройством лифта, приспособленного для перевозки колясочников. Оформляются документы для ввода объекта в эксплуатацию.

Еще один объект безбарьерной среды был оборудован в детской стоматологической поликлинике. В рамках региональной целевой программы развития здравоохранения там проведен ремонт крыльца с устройством подъемника для инвалидов.

Мероприятия по созданию доступной среды были проведены в ряде районных больниц области в рамках программы модернизации здравоохранения. В Зеленоградской ЦРБ отремонтировано крыльцо с устройством пандуса. Полностью приспособлены для посещения инвалидами новые фельдшерско-акушерские пункты и офисы врачей общей практики, которые устанавливаются в рамках региональной целевой программы развития сети ФАПов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи прежде всего в сельской местности.

В то же время, жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации о доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры продолжают поступать как в адрес Уполномоченного по правам человека, так и в органы власти на территории Калининградской области.

В адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение от Киселева Сергея Михайловича, руководителя Калининградской Ассоциации Молодых инвалидов «Аппарель».

Заявитель сообщил, что 22 октября 2013 года представители организации инвалидов «Аппарель» проверили доступность лаборатории горбольницы №3 г. Калининграда по улице Брамса, в которую направляли пациентов из поликлиники по ул. Генделя в Калининграде. Каждое утро у лаборатории находился плотный людской поток, в том числе множество людей с инвалидностью. Для входа в лабораторию нужно спуститься в подвал. Железная коробка входной двери слишком низкая даже для человека среднего роста. В конце извилистого коридора подвала расположен аппарат с талончиками. Инструкция, расположенная рядом, незаметна. Звуковых команд и подсказок аппарат не выдает. За аппаратом – крутая лестница наверх. Нижний край ее перил обрывается задолго до завершения ступеней. Добравшимся до лаборатории нужно снять верхнюю одежду, однако условия для того чтобы ее можно было бы повесить и оставить в безопасности отсутствуют. Сдавшим медицинские анализы предстоит обратный путь, опасный для жизни и здоровья пациентов. Таким образом, путь в лабораторию некомфортен и травмоопасен для обычных людей и недоступен для маломобильных граждан.

В ответе на обращение Уполномоченного по правам человека с ходатайством о принятии мер реагирования в защиту прав пациентов, обслуживающихся в указанном медучреждении, Министерством здравоохранения области сообщалось, что маломобильных пациентов не направляют в лабораторию, забор крови производится в процедурных кабинетах поликлиник или на дому.

Однако жалоба поступила именно в связи с направлением в данную лабораторию незрячего пациента – инвалида 1 группы.

В результате рассмотрения министерством здравоохранения области обращения Киселева С.М. положение маломобильных пациентов поликлиники по ул.Генделя не улучшилось, конкретные меры по изменению ситуации не приняты, виновные не установлены, не наказаны, план мероприятий по реализации прав инвалидов и других маломобильных групп пациентов не разработан.

В аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области неоднократно поступали жалобы пациентов, обслуживающихся в указанной поликлинике. В частности, сообщалось, что и в том случае если пациенты направляются для забора крови и в других целях в процедурный кабинет в самой поликлинике по ул.Генделя, это не слишком улучшает положение представителей маломобильных групп, так как им приходится преодолевать узкую крутую винтовую лестницу, что также является опасным.

Уполномоченным было рекомендовано министерству здравоохранения области принятие действенных мер реагирования в защиту маломобильных групп пациентов, обслуживающихся в поликлиниках горбольницы №3, в том числе по ул.Генделя.

Из Министерства получен ответ, в котором сообщалось, что по распоряжению главного врача “Городской больницы № 3” проведена реконструкция опорных поручней входа в лабораторию по адресу: г. Калининград, ул. Ушакова, д. 9.

Для улучшения доступности лабораторной диагностики для граждан с ограниченными возможностями изменена маршрутизация, все они направляются для забора крови в процедурные кабинеты (филиал на ул. Генделя, 6) и в лабораторию по ул. Брамса, 22 или обслуживаются на дому.

Сотрудниками Уполномоченного по правам человека был проведен опрос пациентов поликлиники по ул.Генделя, которые подтвердили, что ранее в лабораторию на забор крови направлялись пациенты, независимо от наличия или отсутствия инвалидности и возможности мобильно передвигаться, что было сопряжено с опасностью для их жизни и здоровья, однако в настоящее время забор крови производится в поликлинике на втором этаже в каб.№15.

По поводу крутой лестницы в поликлинике “Городская больница № 3” сообщалось, что медицинская организация располагается в приспособленном помещении довоенной постройки, техническая возможность установить лифты для удобства инвалидов отсутствует. С учетом имеющейся проблемы администрацией “Городская больница № 3” предприняты меры по максимальному обслуживанию данной категории граждан на дому.

В дальнейшем при строительстве крупных поликлиник по новым строительным нормативам, которые обязывают при проектировании зданий учитывать нужды инвалидов, граждане с ограниченными возможностями здоровья будут прикреплены на обслуживание именно в эти поликлиники.

Остается актуальным решение проблемы с оснащением учреждений здравоохранения реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов. Далеко не во всех помещениях стационарных учреждений здравоохранения ванные, душевые и туалетные комнаты оснащены вспомогательными средствами для подъема и обслуживания инвалидов (поручни, подъемники).

Не приспособлены для нужд инвалидов даже помещения бюро медико-социальной экспертизы. Учреждения не отвечают требованиям доступности для маломобильных групп населения. В большинстве бюро отсутствуют пандусы, специалисты и посетители ютятся в тесных помещениях, не хватает сидений для ожидающих приема. Посещение комиссии превращается в настоящее испытание для более чем двадцати шести тысяч людей, такое количество ежегодно проходит медико-социальную экспертизу. Причиной такого положения является отсутствие у учреждения собственных помещений. Не многие специалисты соглашаются работать в таких условиях, в связи с чем штат укомплектован лишь на 60%.

По информации Калининградского областного суда, райгорсудами области в 2014 г. было окончено 138 дел в защиту прав инвалидов. Из них с вынесением решения рассмотрено 126 дел, требования удовлетворены по 123 делам.

Как правило, заявления в суд в защиту прав инвалидов направляются представителями прокуратуры. Активную позицию по данным вопросам занимают также общественные организации инвалидов.

Так, прокуратура Ленинградского района Калининграда обратилась в суд на Калининградское отделение ОАО «Сбербанк России» с требованием установить пандусы для доступа инвалидов в здание. Установлено, что инвалиды не могли посещать Калининградское отделение № 8626 «Сбербанка» на Московском проспекте из-за отсутствия там доступной среды для инвалидов. У входа в здание не был установлен пандус, лестницы не дублировались лифтами или подъемными платформами. Представители КРОО инвалидов «Ковчег» обращались по данному вопросу к руководству Калининградского отделения ОАО «Сбербанк России» с середины 2013 года, однако руководство отделения ограничилось обещаниями. По результатам проверки прокурор Ленинградского района Калининграда направил в суд заявление с требованием оборудовать объект спецприспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов.

Прокуратурой Нестеровского района установлено, что входы в здания администраций муниципальных образований «Нестеровское городское поселение», «Илюшинское сельское поселение» и «Пригородное сельское поселение» не обеспечены специальными приспособлениями, облегчающими доступ маломобильных групп граждан в помещения муниципалитетов. По результатам проверки прокурор района направил в суд заявления с требованием обязать администрации указанных муниципальных образований оборудовать входы в здания специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в них.

В своих ежегодных докладах Уполномоченный по правам человека неоднократно обращал внимание на тот факт, что административное здание в г. Калининграде по Советскому проспекту, д. 13, где расположены многие социальные службы, оборудовано пандусом и подъемным устройством. Однако маломобильным группам населения воспользоваться указанными устройствами не представлялось возможным. В настоящее время электроподъемник отремонтировали, установили кнопку вызову у входа в здание. Тем не менее, принимая во внимание, что в помещении отсутствует лифт, дальше первого этажа инвалиды не могут подняться, в частности, не могут попасть на личный прием к Уполномоченному по правам человека, к Уполномоченному по правам ребенка, в другие офисы органов государственной власти Калининградской области, Российской Федерации, расположенные в указанном здании. Кроме того, на первом этаже здания отсутствует туалет. Туалеты, оборудованные для инвалидов, в этом административном здании и вовсе отсутствуют.

Согласно ст. 30 Конвенции о правах инвалидов государство обязано принимать все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к местам культурных мероприятий или услуг (театры, музеи, кинотеатры, библиотеки, туристические услуги), а также к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

В настоящее время значительная часть учреждений культуры, архивов, музеев, библиотек не оснащены необходимыми техническими средствами и условиями для использования культурных ценностей инвалидами по слуху и по зрению (субтитры, дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписи или световые сигналы, знаки, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля), инвалидами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

В феврале 2014 года прокуратура Ленинградского района Калининграда подала в суд заявление с требованием установить пандусы для доступа инвалидов в выставочные залы Художественной галереи.

В 2014 году органами власти Калининградской области при участии общественных организаций обсуждалась проблема туризма для инвалидов. К сожалению, не все калининградские санатории, куда направляют инвалидов на реабилитацию, оборудованы под нужды людей на инвалидных колясках. Из всех гостиниц условно доступными для инвалидов являются только пятизвездочные отели “Редиссон” и “Гранд отель”. В настоящее время разрабатываюся специализированные туристические маршруты для маломобильных групп населения.

В качестве положительного опыта развития социального туризма в Калининградской области следует отметить первый опыт создания на пляжах на побережье Балтийского моря в Зеленоградске и Пионерском курорте доступной, безбарьерной среды для инвалидов. Идею создания доступного пляжа предложила общественная организация инвалидов «Ковчег”, реализация проекта осуществлялась с учетом рекомендаций и предложений данной организации, с ее помощью.

С началом пляжного сезона пляжи Зеленоградска и Пионерского были оснащены доступной для инвалидов инфраструктурой: пандусами, деревянными настилами и навесами для шезлонгов, удобными для людей с ограниченными физическими возможностями раздевалками, кабинами биотуалетов и специальными колясками для проезда к морю по песку и купания. Проект реализован благодаря проведению конкурса «Создание условий для рекреации, обустройство мест массового отдыха для жителей муниципальных образований Калининградской области», в рамках которого были выделены субсидии по двум проектам на тему «Доступный пляж для лиц с ограниченными физическими возможностями». Софинансирование проектов осуществлялось из местных бюджетов.

Актуальным остается вопрос обеспечения доступности для инвалидов транспорта и транспортной инфраструктуры. Именно транспортная недоступность во многом формирует социально-средовой компонент инвалидности и приводит к технологической дискриминации инвалидов.

Область нуждается в обновлении парка подвижного состава автомобильного транспорта, необходимо принять меры по оборудованию остановочных павильонов и пешеходных путей с учетом требований доступности во всех муниципальных образованиях Калининградской области. Препятствиями на пути реализации маломобильными горожанами своего права на доступное и безопасное использование транспорта является также несоблюдение водителями общественного транспорта правил дорожного движения: инвалиды не могут войти в автобусы, которые не подъезжают к краю тротуара; водители автобусов высаживают пассажиров на проезжую часть дороги, в зону повышенной опасности, под колёса транспорта, оставляя людей в опасности.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что многие инвалиды практически не выходят из дома, поскольку испытывают значительные трудности с перемещением. Двери лифтов в зданиях слишком узкие, и инвалиды на колясках не могут ими воспользоваться, лестницы не оборудованы пандусами.

Не полностью адаптирована и социальная инфраструктура для обеспечения инвалидам возможности свободно перемещаться по населенному пункту: не везде тротуары сопряжены с проезжей частью, не оборудованы остановки общественного транспорта и сам транспорт. Световые сигналы светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации, не везде дублируются звуковыми сигналами. Звуковые светофоры и рельефные переходы, специально ориентированные для людей с нарушением зрения, появились в Калининграде, но их количество мало, в особенности, в районах области.

Не всегда надлежащие условия для полной реализации прав инвалидов создаются и в социальных учреждениях, в которых проживают граждане с ограниченными возможностями здоровья.

23.12.2014 года сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека посетили «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Сосновая усадьба» с целью проведения проверки соблюдения прав граждан, находящихся в интернате, и сотрудников учреждения.

Дом-интернат «Сосновая усадьба» располагается в прибрежной зоне Балтийского моря, на самом краю соснового бора. Общее число проживающих 250 человек, включая отделение в городе Калининграде. Клиенты проживают в основном в одно-двухместных комнатах. «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Сосновая усадьба» обеспечивает условия жизни проживающих соответственно их возрасту и состоянию здоровья, проводит мероприятия медицинского, социального и психологического характера, осуществляет питание, уход, отдых, досуг. Высококвалифицированные специалисты интерната используют разнообразные формы оздоровительных мероприятий и организации досуга проживающих.

При общении с клиентами интерната были выявлены следующие проблемы.

Одна из них касается не только защиты прав клиентов «Дома-интерната для престарелых и инвалидов «Сосновая усадьба», но и постояльцев других социальных учреждений. Проблема вызвана необходимостью реализации Федерального Закона от 23.02.2013г. №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В социальных учреждениях проводится большая работа по сокращению числа курящих проживающих, однако не все граждане, находящиеся в социальных учреждениях, имеют возможность расстаться с этой привычкой. Во исполнение вышеуказанного Закона способные передвигаться самостоятельно граждане теперь имеют трудности в связи с расположением мест для курения вне зданий. Но особенно страдают лежачие клиенты и колясочники, которые для выхода на улицу в места, оборудованные для курения, вынуждены лишний раз одеваться в холодное время года, кроме того необходимо их сопровождение к месту для курения.

В учреждениях пытаются создать условия для курильщиков, при которых соблюдались бы и права некурящих. В «Сосновой Усадьбе» оборудовали в здании на закрытом балконе место для курения колясочников, в двух жилых комнатах поселили пять лежачих клиентов, разрешили им курить под присмотром социальных работников. Однако контролирующие органы считают, что тем самым нарушается Федеральный Закон от 23.02.2013г. №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», запрещающий курение в помещениях социальных учреждений.

Министру социальной политики Калининградской области Уполномоченным предложено рассмотреть вопрос о возможности разработки для социальных учреждений рекомендаций по оборудованию мест для курения. Вторая проблема, на которую обратили внимание проживающие в интернате инвалиды-колясочники, заключается в том что имеющийся в распоряжении интерната транспорт для перевозки клиентов не вполне приспособлен для удовлетворения потребностей инвалидов. Автобусы не имеют подъемников для перевозки маломобильных групп инвалидов, физически и морально изношены, что ограничивает возможности реализации прав инвалидов, проживающих в интернате.

Уполномоченным по правам человека в адрес министра социальной политики Калининградской области направлено ходатайство об обновлении транспортных средств, находящихся в распоряжении интерната.

В целях частичного решения транспортной проблемы Министерством социальной политики создана и успешно развивается Социальная служба перевозок (социальное такси), действующая во всех муниципальных образованиях области. В распоряжении службы имеется 35 микроавтобусов. В рамках подпрограммы «Доступная среда» в 2014 году закуплены и будут переданы в Комплексные центры 6 оборудованных подъемниками для кресел-колясок микроавтобусов для Социальной службы перевозок. В 2014 году услугами социального такси воспользовалось более 5000 инвалидов.

В то же время, инвалиды зачастую жалуются на несовершенство порядка предоставления услуг социального такси.

Не всегда выделяются положенные места на стоянках автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые по закону не должны занимать иные транспортные средства.

Наиболее сложной, трудноразрешимой проблемой является в России и в Калининградской области реализация права на жилище для семей с инвалидами.

Согласно ст. 19 Конвенции о правах инвалидов все инвалиды имеют право жить в обычных местах проживания на равных условиях с другими людьми. Государство должно содействовать полной реализации инвалидами этого права. С этой целью инвалидам должна быть обеспечена возможность выбирать наравне с другими людьми свое место жительства и то, где и с кем проживать.

Среди немногочисленных категорий граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, есть «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанные в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378». Как правило, большинство из них являются инвалидами.

Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем органами местного самоуправления.

Отсутствие у органа местного самоуправления жилых помещений и финансовых возможностей не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

К сожалению, в Калининградской области нарушение прав такой категории граждан на незамедлительное получение жилья вне очереди со стороны органов местного самоуправления продолжает носить системный характер.

Ежегодно поступают соответствующие обращения и в аппарат Уполномоченного по правам человека.

Так, еще в 2011 году в адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение от родителей гражданки П., зарегистрированной в п.Горбатовка Зеленоградского р-на Калининградской области.

Гр.П. является инвалидом, страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире”, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в вышеназванном Перечне, вне очереди.

Глава МО «Ковровское сельское поселение» отказала П. в реализации ее права на внеочередное получение жилья на том основании, что П. шестая в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения.

Однако в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет».

Об этом, в частности, говорится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года.

Обращение было направлено Уполномоченным в органы прокуратуры с ходатайством об обращении в суд в защиту жилищных прав инвалида.

Зеленоградский районный суд решением по делу, вступившим в законную силу 24.05.2013 года обязал администрацию МО «Ковровское сельское поселение» предоставить гр.П. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах МО «Ковровское сельское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение суда не исполнено до настоящего времени, так как предлагаемые квартиры не соответствуют санитарным и техническим нормам.

Переписка с компетентными органами в целях исполнения судебного решения о предоставлении жилья П. продолжается.

Проблемой является также тот факт, что в приведенном в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, отсутствует такая категория граждан как инвалиды. Названый перечень тяжелых форм хронических заболеваний содержит лишь те заболевания, при которых совместное проживание нескольких семей в одной квартире невозможно. Например, это активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, гангрена конечностей и т.п. Между тем, отдельные нарушения функций организма, влекущие даже признание инвалидом I группы, в указанный перечень не входят и не могут быть тем основанием, по которому возникает право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Так, инвалиды, полностью утратившие зрение или слух, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, будут ожидать жилого помещения исключительно в порядке очередности. Принимая во внимание тот факт, что социальное жилье органами местного самоуправления практически не строится, рассчитывать на предоставление социального жилья таким людям не приходится вовсе.

С 1 января 2005 года порядок обеспечения инвалидов жилыми помещениями зависит от даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Те, кто не встал на соответствующий учет до 1 января 2005 года, обеспечивается жильем в общем порядке. В соответствии с Жилищным кодексом РФ жилые помещения за счет муниципального жилищного фонда предоставляются только малоимущим гражданам. Признание малоимущим осуществляется в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. При превышении хотя бы на 1 рубль порогового значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи или на одиноко проживающего гражданина, установленного органами местного самоуправления, человек не может быть признан малоимущим и не имеет права претендовать на получение жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма. При таких условиях инвалид I группы, получающий трудовую пенсию, может быть не признан малоимущим в целях получения жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предполагается, что он сможет обеспечить себя жильем самостоятельно, что, как правило, совершенно невозможно.

Более благоприятный для инвалидов порядок обеспечения жилыми помещениями предусмотрен для тех, кто встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. Обеспечение производится за счет федерального бюджета в форме, определенной нормативными актами субъекта Российской Федерации. Однако средства на реализацию данных мер выделяются из федерального бюджета в недостаточном количестве.

Так, в 2014 году на реализацию полномочий по обеспечению жильем инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Калининградской области выделены денежные ассигнования из федерального бюджета в сумме 26,745 млн. рублей. Указанные средства израсходованы на приобретение благоустроенного жилья всего 47 гражданам. В федеральном бюджете на 2015 год для Калининградской области предусмотрено 46 486 тыс. рублей, что позволит улучшить жилищные условия 81 льготополучателю из числа инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Еще одним обстоятельством, на которое не раз обращал внимание Уполномоченный по правам человека, является установление в законе зависимости предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения от того, к какому жилому фонду относится жилое помещение, в котором проживает инвалид. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в домах государственного или муниципального жилищного фонда получают меры социальной поддержки как по оплате коммунальных услуг, так и по оплате за обслуживание жилого помещения. А инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в домах, не входящих в государственный или муниципальный жилищный фонд (в том числе приобретенных в собственность за собственный счет или в порядке приватизации), получают только меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.

Уполномоченным по правам человека в Калининградской области неоднократно направлялись предложения в различные инстанции области и Российской Федерации о необходимости внесения изменения в статью 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки по оплате обслуживания жилого помещения инвалидам независимо от вида жилищного фонда.

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации уже несколько лет рассматриваются многочисленные законопроекты, направленные на решение указанной проблемы, однако до настоящего времени данный вопрос не урегулирован. Еще одна нерешенная проблема, на которую из года в год обращает внимание Уполномоченный по правам человека в Калининградской области, заключается в невозможности реализации права инвалидов на первоочередное получение земельных участков.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Органы власти отказывают инвалидам в предоставлении испрашиваемых гражданами земельных участков по причине того, что федеральным законодательством не утвержден порядок первоочередного предоставления земельных участков инвалидам.

Соответственно, необходимо урегулирование такого порядка федеральным законодателем.

Важную роль в реализации прав инвалидов играет наличие эффективной системы реабилитации.

В Калининградской области комплексная реабилитация инвалидов осуществляется в специализированных центрах и детских домах-интернатах. Министерству социальной политики подведомственно также 4 областных реабилитационных центра для инвалидов, из них 3 детских центра.

Дети-инвалиды, посещающие детские реабилитационные центры, имеют различную структуру заболеваний – болезни опорно-двигательного аппарата, нервной системы, ДЦП, психические расстройства, врожденные анамалии и пр. Продолжительность курсовой реабилитации составляет 2 – 3 месяца. В 2014 году услугами данных учреждений воспользовалось 1668 детей.

Целью деятельности центров является оказание детям и подросткам доступной квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической и правовой помощи, а также работа с их семьями, организация культурно-досуговых и оздоровительных мероприятий.

Указанные учреждения имеют хорошую материальную базу для осуществления комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В городе Ладушкине действует «Региональный реабилитационный центр для инвалидов «Новые горизонты». На реабилитацию принимаются в первую очередь инвалиды молодого возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающиеся на креслах-колясках.

В «Калининградском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями «Детство» (г. Калининград) обслуживаются дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, парезами и параличами, вследствие органического поражения центральной нервной системы), в том числе проживающие за пределами областного центра.

Учреждение предоставляет социально-бытовые, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые услуги. Услуги оказываются в форме консультирования, нестационарной и полустационарной курсовой реабилитации; полустационарная реабилитация проводится в группах дневного пребывания. Функционирует отделение для молодых инвалидов.

Центр оказывает государственные услуги бесплатно в соответствии с утвержденным государственным заданием, а так же платно в объемах его превышающих.

В «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок» (г. Калининград) принимаются дети от рождения до 18 лет со значительной умственной отсталостью, в том числе с синдромом Дауна, с расстройством аутистичного спектра, а также молодые инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет.

Основными направлениями работы Центра являются: психолого-педагогическая, социально-средовая, спортивно-адаптивная реабилитация, работа с родителями детей-инвалидов.

Учреждение имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности. В центре реализуются 3 образовательные программы. Обучение по программам индивидуальное. В Центре функционирует ночная группа, которую посещают 12 детей, живущих в отдаленных районах области, и группа для молодых инвалидов старше 18 лет.

В 2014 году внедрены мультимедийные технологии, направленные на визуальное теоретическое и практическое усвоение знаний, в том числе научно-методическое пособие «Правовое воспитание детей со значительным снижением интеллекта» для привлечения внимания специалистов к проблеме правового обучения и воспитания детей со значительным снижением интеллекта, а также формирования у детей-инвалидов знаний о правах человека.

В октябре 2014 года на базе центра «Особый ребенок» открыто отделение растениеводства производственных мастерских для инвалидов старше 18 лет.

«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Жемчужина» (г. Советск) предоставляет реабилитационные услуги детям с болезнями нервной системы, ДЦП, психическими расстройствами, врожденными аномалиями развития.

Центр предоставляет услуги по социальной реабилитации, направленной на саморазвитие личности ребенка. Осуществляется патронаж семей, изучение условий жизни ребенка, его потребностей, информирование родителей о возможностях центра, оказывается методическая помощь по вопросам реабилитации в домашних условиях). Оказываются услуги по психолого-педагогической реабилитации, социокультурной реабилитации (включает обучение ребенка декоративно-прикладному творчеству, занятия по логоритмике, музыкальной терапии, сказкотерапии, участие в различных досуговых мероприятиях), медико-социальной реабилитации (физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, массаж); социально-бытовой реабилитации (обучение навыкам самообслуживания, занятия по социально-бытовой ориентировке).

Ведется работа по укреплению материальной базы. В центре «Жемчужина» в декабре 2013 года, после завершения ремонтных работ во втором здании учреждения, открыты отделения краткосрочного пребывания, физиокабинет, тренажерный и музыкальный залы, гончарная мастерская, кабинет домоводства, творческая мастерская, зал ЛФК, массажный кабинет, что позволило увеличить ежедневное посещение детей с 40 до 66 человек.

Вместе с тем, необходимо отметить, что реабилитационных учреждений в области пока недостаточно. За счет проведения капитального ремонта и реконструкции одного из детских реабилитационных центров планируется увеличить объем услуг и количество обслуживаемых детей.

В сентябре 2014 года на базе «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Надежда» открыто 2 группы дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В то же время, по информации представителей общественных организаций инвалидов и самих инвалидов, процесс получения комплекса оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) сложен и утомителен. При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу, составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида, который в результате вынужден проходить все инстанции заново.

За счет выделенных из федерального бюджета средств в 2014 году обеспечено техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями 5959 человек.

Как уже отмечалось в докладах Уполномоченного по правам человека, 1 февраля 2011 года вступили в силу поправки к Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которыми отменена 100% компенсация инвалиду за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации (далее – ТСР). В результате инвалиды не всегда имеют возможности пользоваться качественными, но более дорогими ТСР, отвечающими их индивидуальным потребностям, поскольку главным критерием тендеров на закупку ТСР, проводимых Фондом социального страхования, является не удобство и качество, а минимальная цена. Самостоятельно же приобрести дорогостоящие, но качественные ТСР при минимальной пенсии большинство инвалидов не могут себе позволить, а компенсация теперь не покрывает их полной стоимости.

Инвалиды жалуются, что для них закупаются устаревшие, низкого качества ТСР, которые быстро выходят из строя. Зачастую инвалиды вынуждены через социальные сети собирать средства на приобретение подходящих для них инвалидных колясок.

Действующее законодательство ограничивает размер компенсации ценой, сложившейся по итогам последнего госзаказа на аналогичные средства реабилитации. Устанавливая данное правило, законодатели упустили важное обстоятельство: Фонд соцстраха и другие государственные структуры покупают ТСР по оптовой цене, а инвалид – по розничной, из-за разницы цен полноценной компенсации человек получить не может в принципе.

Полагаю, что помочь инвалидам в приобретении качественных технических средств реабилитации с учетом индивидуальных потребностей инвалидов могло бы Бюро медико-социальной экспертизы, которое при разработке индивидуальной программы реабилитации может детально указать, какое техническое средство необходимо инвалиду. Следует отметить, что в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы» были разработаны и размещены на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида и методика их рационального подбора» от 12 декабря 2014 года.

Методические рекомендации содержат современную и актуальную информацию о видах и типах технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р. В методических рекомендациях представлены основы проведения экспертно-реабилитационной диагностики специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с целью назначения технических средств реабилитации инвалидам8.

Представляется, что данный документ должен быть доработан и из рекомендаций перерасти с нормативный правовой документ, обязательный для применения государственными учреждениями медико-социальной экспертизы с целью назначения технических средств реабилитации, пригодных для удовлетворения потребностей инвалидов.

Кроме того, задержки в финансировании и обеспечении инвалидов данными средствами приводят к ухудшению финансового положения данной социально уязвимой категории граждан, так как они вынуждены покупать их за свой счет, а компенсацию получают либо намного позднее, либо по ценам, ниже рыночных. Инвалид на период отсутствия у него инвалидной коляски может быть прикован к постели в течение длительного времени.

Полагаю, что для таких случаев выходом могло бы стать создание так называемого «резервного (обменного) фонда» технических средств реабилитации.

Следует отметить. что Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию четко обозначил задачу развития рынка технических средств как один из приоритетов.

Не решена также проблема при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя обеспечение льготников путевкой на санаторно-курортное лечение. С 2005 года льготники зачастую не могут получить путевки по 2-3 года.

В таких случаях граждане вынуждены обращаться за защитой своих прав в органы суда и прокуратуры, которые восстанавливают права граждан на реабилитацию.

Так, Светлогорский межрайонный прокурор предъявил в суд 84 заявления о понуждении ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» предоставить инвалидам путевки на санаторно-курортное лечение. Требования прокурора удовлетворены. В настоящее время большинство инвалидов обеспечены санаторно-курортными путевками за 2012 и 2013 годы.

По информации Калининградского областного суда, из 138 дел в защиту прав инвалидов, рассмотренных райгорсудами в 2014 году, 125 дел рассмотрено Ленинградским районным судом г. Калининграда, что обусловлено нахождением на территории данного судебного района Министерства социальной политики Калининградской области, «Центр социальной поддержки населения», к которым предъявляются иски о понуждении предоставить путевки на санаторно-курортное лечение. Ответчики, не оспаривая по существу право инвалидов на получение указанной меры социальной поддержки, указывают на недостаточность лимитов бюджетных средств для обеспечения граждан путевками, постановку их на учет для получения путевок, которые могут быть предоставлены в порядке очередности. Такие иски Ленинградским районным судом города Калининграда удовлетворяются, и на «Центр социальной поддержки населения» возлагается обязанность по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение за соответствующий период. Суд исходит из того, что неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.

В 2014 году Министерством социальной политики осуществлялись федеральные полномочия по обеспечению инвалидов и ветеранов путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом к месту лечения и обратно. За счет выделенных из федерального бюджета средств в сумме 37158,8 тыс. руб. на санаторно-курортное лечение в 2014 году обеспечено санаторно-курортными путевками всего 2125 человека (в том числе в санатории Крыма 382 человека), бесплатным проездом к месту лечения и обратно – 165 человек.

Такое недофинансирование приводит к увеличению очередей льготных категорий граждан, и, как результат, к отказу граждан от получения набора социальных услуг в связи с утратой доверия к государственной системе льгот.

Недостаточное финансирование вызвано несовершенством методики распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Данная субвенция рассчитывается исходя из количества получателей услуги по санаторно-курортному лечению и норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, которая значительно ниже стоимости санаторной путевки. При таком подходе невозможно ежегодно обеспечивать санаторным лечением всех нуждающихся.

Представляется необходимым пересмотреть методику расчета субвенции, используя в качестве базовых параметров количество льготников, обратившихся за получением санаторного лечения, и стоимость санаторной путевки, рассчитанную исходя из предельной стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях, устанавливаемой Министерством труда и социальной защиты РФ.

Представляется также возможным законодательно гарантировать минимальную периодичность предоставления инвалиду путевки на санаторно-курортное лечение, а также возможность денежной компенсации приобретенной за счет инвалида путевки на санаторно-курортное лечение.

Для обеспечения доступности и повышения качества социально- реабилитационных услуг в Калининградской области необходимо: адаптирование инфраструктуры учреждений социального обслуживания населения для инвалидов и других маломобильных групп населения; оснащение учреждений социального обслуживания населения специализированным, в том числе реабилитационным, оборудованием, адаптированным для инвалидов; формирование системы подготовки (переподготовки, повышения квалификации) специалистов социальной сферы, в том числе в области обеспечения доступной среды, для инвалидов и других маломобильных групп населения; дальнейшее развитие службы «Социальное такси». Актуальной проблемой по-прежнему остается трудоустройство инвалидов по причине функциональных нарушений, недостаточной квалификации, вынужденных длительных перерывов в трудовой деятельности.

Содействие в трудоустройстве инвалидам оказывает служба занятости населения.

В 2014 году в центры занятости населения в поиске подходящей работы обратились 962 незанятых гражданина с инвалидностью, из них 386 инвалидов трудоустроены. По направлениям центров занятости населения 35 инвалидов прошли обучение по программам профессиональной подготовки: садовник, оператор электронно-вычислительных машин, художник-конструктор (дизайнер), секретарь руководителя, кассир, слесарь аварийно-восстановительных работ в газовом хозяйстве, водитель автомобиля, парикмахер, кладовщик; по программам повышения квалификации: медицинская сестра, инженер по проектно-сметной работе, бухгалтер, менеджер по персоналу.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» Губернатором Калининградской области 25 июня 2012 года утвержден разработанный Правительством Калининградской области план его реализации. Планом предусматривается реализация в 2012-2015 годах в Калининградской области комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов.

В рамках государственной программы Калининградской области «Социальная поддержка населения», утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 18 ноября 2013 года № 848, на оборудованные (оснащенные) рабочие места в 2014 году трудоустроены 99 граждан, относящихся к категории инвалидов, из них 30 человек – в организации бюджетной сферы.

Одним из мероприятий, направленных на содействие трудовой занятости инвалидов, является квотирование для них рабочих мест в организациях численностью более 100 человек. В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 24 октября 2013 года № 784 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Калининградской области на 2014 год» квота для трудоустройства инвалидов в организациях численностью более 100 человек составляет 4 %. В 2014 году работодателями заквотированы 2438 рабочих мест, на которых работает 1830 инвалидов.

В целях увеличения количества квотируемых для инвалидов рабочих мест 3 декабря 2014 года принят Закон Калининградской области № 364 «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Калининградской области» согласно которому организации численностью от 35 до 100 человек также должны квотировать рабочие места для инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности, для организаций численностью более 100 человек квота установлена в размере 4%.

Мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, в том числе на квотируемые и оборудованные (оснащенные) рабочие места, реализуются с учетом индивидуальных возможностей и индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Службой занятости населения постоянно обновляется банк данных о наличии вакантных рабочих мест на предприятиях и организациях. Граждане, ищущие работу, в том числе инвалиды, могут ознакомиться с имеющимися вакансиями в информационных залах центров занятости.

В рамках информационной кампании по вопросам трудовой занятости инвалидов на информационном портале Агентства по обеспечению занятости населения создан раздел «Гражданам с ограниченными возможностями», где размещены аналитические материалы, информация об оказываемых службой занятости государственных услугах, об актуальных вакансиях для граждан с ограниченными возможностями. «Лента событий» главной страницы портала Агентства регулярно освещает проведенные службой занятости мероприятия для инвалидов: информационные дни, групповые консультации в клубе ищущих работу, занятия по социальной адаптации и психологической поддержке, семинары, тренинги, совещания.

В 2014 году были проведены выездные мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов на площадках Советского техникума-интерната для инвалидов, реабилитационного центра «Новые горизонты», дома-интерната для умственно-отсталых детей «Аистенок», Музея мирового океана, общественной организации инвалидов «Ковчег» и др.

Следует отметить, что в 2015 году в государственную программу Калининградской области «Социальная поддержка населения» на период до 2020 года включена подпрограмма «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда». Особое внимание будет направлено на содействие в трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и снижению напряженности на рынке труда Калининградской области.

Проблемой является отсутствие эффективных средств информирования инвалидов о возможностях для трудовой деятельности, реализации прав и проведения досуга.

Вовлечение в трудовую деятельность инвалидов возможно при взаимодействии общественных организации, бизнеса и органов власти. Основным инструментами реализации политики по трудоустройству инвалидов должно стать взаимодействие с общественными организациями и органами соцзащиты для информирования инвалидов о предложениях на рынке труда.

С целью наиболее эффективного использования квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях Калининградской области представляется целесообразным создать полноценный банк данных о рабочей силе из числа инвалидов с оценкой их профессиональных возможностей, а также банк данных доступности рабочих мест инвалидам с различными функциональными нарушениями.

Считаю, что реальным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов были налоговые льготы для предприятий, применяющих труд инвалидов, отмененные с принятием нового Налогового кодекса.

Проблемой является также недостаточное количество адаптированных под потребности людей с ограничениями по здоровью помещений и рабочих мест.

Важную роль в обеспечения семейного благополучия семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья является возможность получения качественного образования.

Профессиональное образование молодые инвалиды могут получить в «Советском техникуме-интернате для инвалидов».

Обучение в данном образовательном учреждении инвалидов осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения по образовательным программам среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена (очная форма обучения): техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники; образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих (очная форма обучения): автомеханик; мастер по обработке цифровой информации; наладчик аппаратного и программного обеспечения; профессиональная подготовка по профессиям рабочих (очная форма обучения):портной; обувщик; печник; оператор ЭВМ; дополнительное образование: курсы по подготовке водителей категории «В» (на коммерческой основе).

Для студентов созданы комфортные условия проживания. В общежитии имеются жилищно-бытовые помещения в виде блоков, состоящих из двух жилых комнат, туалета и ванной (душевой). Жилые комнаты оснащены необходимой мебелью, мягким инвентарем. Жилые блоки для инвалидов-колясочников переоборудованы в соответствии с санитарными требованиями: комнаты и санузлы оснащены поручнями и дополнительными средствами реабилитации.

Для осуществления образовательной деятельности техникум располагает учебным корпусом, в котором размещаются учебные кабинеты, мастерские, учебные лаборатории, площади которых соответствуют действующим стандартам. Обучающиеся инвалиды по слуху пользуются услугами сурдопереводчика.

В учебном заведении создана доступная среда для обучения всех категорий инвалидов: имеется модернизированный лифт, приспособленный для перевозки инвалидов-колясочников и инвалидов по зрению, приобретен ступенькоход для перемещения колясочников по лестничным маршам, оборудованы пандусы, поручни для самостоятельного перемещения инвалидов, установлена система видеонаблюдения для обеспечения безопасности и сохранности здоровья обучающихся. Прилегающая к зданию учебного заведения территория благоустроена, оборудована съездами с тротуаров на пешеходные дорожки.

По информации министерства образования Калининградской области, создание условий для предоставления качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам является одним из приоритетов региональной системы образования, весь объем образовательных и коррекционных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья доступен как в общеобразовательной школе-интернате, так и в массовой общеобразовательной школе.

Закон Калининградской области от 26.12.2013 N 291 “О порядке расчета нормативов для определения объема субвенций из областного бюджета местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного обеспечение финансирования адаптированной основной общеобразовательной программы закреплено в нормативе бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта путем установления к нему специальных коэффициентов в соответствие со спецификой обучения отдельных категорий учащихся (в специальных (коррекционных) классах, классах интегрированного обучения, детей-инвалидов, которым установлена специальная программа, детей-инвалидов, обучающихся индивидуально на дому, что позволило обеспечить дополнительное финансирование на создание условий для организации образовательного процесса (кадрового обеспечения, специального учебного плана и программ).

Для обучения детей-инвалидов, которым одновременно областной психолого-медико-педагогической комиссией установлена адаптированная основная общеобразовательная программа обучения (т.е. ребенок кроме инвалидности имеет нарушения зрения, слуха, интеллекта), к нормативу бюджетного финансирования установлен коэффициент на оплату труда с начислениями 6,4 и коэффициент 1,5 на расходы на обеспечение материальных затрат по организации учебного процесса и воспроизводству основных фондов. Таким образом, финансирование обеспечения образовательного процесса ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях массовой школы приближены к нормативу интернатного учреждения.

Закон Калининградской области от 30.12.2010 № 541 (ред. от 03.10.2012) «О воспитании и обучении детей-инвалидов на дому в Калининградской области» законодательно закрепил возможность родителям, дети-инвалиды которых по состоянию здоровья временно или постоянно не имеют возможности получать воспитание и обучение в образовательных учреждениях, могут осуществлять их воспитание и обучение на дому самостоятельно.

В Калининградской области на постоянной основе обеспечены повышение квалификации, подготовка и переподготовка педагогов: учителей-предметников, специалистов (психологи, логопеды, дефектологи), классных руководителей образовательных учреждений, работающих с данной категорией детей, ежегодно через различные курсы, тренинги, семинары проходит более 500 человек.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы» с использованием средств субсидии из федерального бюджета в 31 школе создана универсальная безбарьерная дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях” среда, с учетом 8 школ-новостроек в области функционирует 39 общеобразовательных учреждений «без барьеров».

Кроме непосредственных результатов проекта, его социальными эффектами стали: возможность трудоустройства педагогов-колясочников в школы, доступность образовательных учреждений для родителей-инвалидов, а также ведение более предметного общественного диалога о проблемах данной категории граждан, направленного на устранение социальной разобщенности инвалидов и лиц, не относящихся к ним, поэтому важным аспектом реализации проекта стало проведение информационных и общественно-просветительских кампаний совместно с Калининградской региональной организацией «Ассоциация молодых инвалидов России «Аппарель».

Для организации обучения детей дошкольного возраста по адаптированным образовательным программам в области функционируют 11 дошкольных учреждений компенсирующего вида, кроме этого открыта 131 специальная группа и 97 логопедических пунктов.

В структуре «Калининградской средней общеобразовательной школы-интерната» в городе Калининграде открыто 2 специальных (коррекционных) дошкольных группы для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственной отсталостью. Таким образом, детям дошкольного возраста, проживающим в области и имеющим сложные патологии развития обеспечен доступ к качественному образованию и квалифицированной коррекционной помощи.

В целях обеспечения выявления детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста и обеспечения их сопровождения Министерством образования ежегодно, начиная с 2012 года, в рамках государственной программы Калининградской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы проводится конкурсный отбор муниципальных образований по созданию служб ранней психолого-медико-социальной помощи. За последние три года вновь созданы 5 служб в городах Пионерский, Балтийск, Светлый, Нестеров и Славск.

В настоящее время в Калининградской области всего функционирует 31 Служба раннего сопровождения детей.

Важным направлением социальной политики является осуществление мероприятий, направленных на реабилитацию инвалидов, их адаптацию и интеграцию в общество, вовлечение в экономические процессы. Важную роль в реализации указанных задач играют общественные объединения инвалидов Калининградской области.

Одной из таких организаций является КРООИ «Ковчег», которая активно сотрудничает с представителями органов власти, местного самоуправления Калининградской области по вопросам создания в регионе безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В 2014 году ею были реализованы проекты «Обучение специалистов по созданию безбарьерной среды», «Пляж для инвалидов», «Гвардейск без барьеров».

Руководителем организации Романом Араниным создано уникальное предприятие ООО “Обсервер”, которое осуществляет разработку, производство и продвижение передовых устройств для улучшения качества жизни инвалидов, создания безбарьерной среды. Кроме колясок собственного производства, Обсервер представляет в качестве дистрибьютора высокотехнологичные средства реабилитации инвалидов, производимые более чем 15-ю европейскими фабриками. Устройства для инвалидов, производимые компанией, отвечают самым высоким эстетическим, дизайнерским требованиям. Обсервер – первое предприятие, которое приступило к обустройству аэропортов для нужд инвалидов в России, с их помощью оборудовано более десяти аэропортов; оборудованы 8 пляжей для инвалидов.

В настоящее время Обсервер реализует социальные проекты “Создание сети мастерских по ремонту инвалидных колясок во всех регионах России” с привлечением к работе самих инвалидов и Центр дистрибуции запчастей в Калининграде. В рамках проектов были обучены, в том числе в Германии и трудоустроены более 10 инвалидов.

Проект решает проблему ремонта и обслуживания инвалидных колясок в Калининградской области. До появления мастерской в России и в Калининградской области в частности, не было компаний, реализующих запчасти к инвалидным коляскам и занимающихся их ремонтом. Результатом внедрения данного проекта стало появление в России доступного, качественного сервиса для инвалидных колясок и другой реабилитационной техники, и как следствие — повышение качества жизни людей с ограниченными физическими возможностями.

Большой вклад в решение вопросов реабилитации и интеграции граждан с инвалидностью в Калининградской области вносит Калининградская Ассоциация молодых инвалидов «Аппарель», которая является партнером Министерства социальной политики по вопросам реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья, реализуют эффективные проекты реабилитации инвалидов, осуществляет мониторинг доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, занимается воспитанием школьников в духе уважения к правам инвалидов, организует вебинары по правам инвалидов. Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация инвалидов «МАРИЯ» отметила в 2014 году свое 15-летие. Администрация города Калининграда в феврале 2014 года передала Общественной организации в безвозмездное пользование помещение для организации ремесленной мастерской. Помещение требовало ремонта. Волонтеры на грантовые средства отремонтировали здание в порядок. В новом помещении у Центра социально-бытовой реабилитации для детей и взрослых с психическими, умственными нарушениями, синдромом Дауна, аутизмом появились новые возможности социально-бытовой реабилитации с терапевтическими мастерскими – швейной, столярной, керамической, творческой, полиграфической, театром, учебной кухней.

Неоценимую помощь детям с заболеваниями онкологии, гематологии и генетики оказывает Благотворительный центр детского больничного и социального волонтерства “Верю в чудо”, с 2008 года реализующий в области благотворительные программы по поддержке семей с детьми с особенностями здоровья, госпитальных детей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Главным ресурсом Центра является волонтерская деятельность. В 2015 году 25-летний юбилей отметило Калининградское региональное отделение Союза «Чернобыль», все эти годы члены организации успешно отстаивали права и интересов ликвидаторов Чернобыльской и других ядерных аварий и людей, эвакуированных и переселённых из зон радиоактивного заражения. В феврале 2014 года в Калининграде состоялось незабываемое для представителей калининградских общественных, благотворительных и социально-значимых организаций мероприятие – благотворительные гастроли проекта Нужнапомощь.ру – это 7 мастер-классов о благотворительности, которые провели признанные авторитеты в области организации добровольной помощи.

Министерство социальной политики Калининградской области ежегодно проводит конкурс на предоставление государственных грантов на реализацию социально значимых программ общественных объединений инвалидов, которые занимаются оказанием дополнительных разноплановых социальных услуг. Принято Постановление Правительства Калининградской области от 19.12.2014 года № 855 «О предоставлении в 2014 году государственных грантов в форме субсидий на реализацию социально значимых программ общественных объединений инвалидов». На реализацию социально значимых программ общественных организаций инвалидов из средств областного бюджета ежегодно выделяются ассигнования в размере 445 тыс. рублей. Данный конкурс является одной из форм государственной поддержки общественных объединений инвалидов и имеет целью стимулирование их инновационной деятельности в решении уставных задач и целей.

В рамках целевой программы Калининградской области «Развитие системы социальной защиты населения и совершенствование трудовых отношений на 2007-2015 годы» в 2014 году были проведены: автопробег «Бумеранг»; Слет молодых инвалидов; областной фестиваль творчества

– 56 –

инвалидов, участниками которых стали около 2000 человек; осуществляется выплата пособия на ребенка-инвалида в размере 2000 рублей в месяц (получили 1352 семей); 43 семьи с детьми-инвалидами получили финансовую поддержку в сумме от 5 до 10 тыс. руб. на поездку в федеральные медицинские центры для лечения ребенка; 9 инвалидов за достигнутые успехи в области предпринимательства и профессионального мастерства, культуры и искусства, физической культуры и спорта получили гранты Губернатора области в размере 30 тысяч рублей каждый; 7 общественных объединений инвалидов получили гранты на общую сумму 445 тыс. руб. на реализацию социально значимых программ; оказана материальная помощь 80 инвалидам по зрению и слуху рамках проведения акций «Дни белой трости», «В мире безмолвия».

Представляется, что необходимо также предоставление льгот общественным организациям инвалидов по оплате за коммунальные услуги.

По-прежнему в аппарат Уполномоченного по правам человека, а также в ораны прокуратуры и суда поступают обращения граждан по проблемам установления инвалидности.

Порядок и условия признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012).10

Юридическое признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина с использованием классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.09.2014 N 664н.11 Указанный документ вступил в силу 23 декабря 2014 года.

Изучение практики применения ранее действовавших классификаций и критериев показало, что применение ряда их положений не может служить основанием для объективной оценки степени нарушения функций организма, и они нуждаются в изменении, в связи с чем Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации многократно обращали внимание на необходимость пересмотра вышеуказанных классификаций и критериев, которые имеют общий характер и не связаны с конкретными заболеваниями.

Рекомендации региональных Уполномоченных по правам человека были услышаны Президентом Российской Федерации, которым было дано поручение разработать концепцию государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, учитывающую

10 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012) “О порядке и условиях признания лица инвалидом”

11 Приказ Минтруда России от 29.09.2014 N 664н “О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы” (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2014 N 34792) положения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.

К Уполномоченному нередко поступают жалобы от инвалидов, не согласных с установленной им группой инвалидности. Они выражают свое недоверие государственным учреждениям медико-социальной экспертизы. Но у граждан отсутствует альтернатива, так как других учреждений, которые имели бы право официально высказать свое мнение по вопросу о признании гражданина инвалидом, нет. Даже в случае обращения в судебные инстанции и назначения судебной медико-социальной экспертизы, ее проведение обычно поручается государственным бюро медико-социальной экспертизы других регионов или Федеральному бюро медико-социальной экспертизы, которые входят в ту же систему, что и бюро, чьи решения обжалуются. Полагаю, что гражданам необходимо предоставить право и возможность выбора учреждения для прохождения независимой медико-социальной экспертизы.

Остается надеяться, что после вступления в силу с 01.01.2015 года части 3 ст. 58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», предоставляющей гражданам право на проведение независимой медицинской экспертизы, у инвалидов появится возможность получить альтернативное заключение, вынесенное экспертами, не находящимися в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, проводивших медико-социальную экспертизу.

Следует отметить, что с принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» у лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, утрачено право на приглашение по своему заявлению любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы. Данное право реализовывалось и ранее с трудом, чаще в судебном порядке, но юридически позволяло инвалидам приглашать специалиста соответствующего профиля, а не зависеть только от желания руководителя бюро МСЭ пригласить такого специалиста.

Считаю необходимым предоставить такое право инвалидам, с этой целью внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-Ф3 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и в Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Часто граждане жалуются на отказ учреждений медико-социальной экспертизы предоставлять им для ознакомления документы, составляемые этими учреждениями при их освидетельствовании.

Правила признания лица инвалидом обязывают органы медико-социальной экспертизы выдавать гражданам только справку о признании инвалидом либо справку о результатах медико-социальной экспертизы. Право граждан на ознакомление или получение копии протокола или акта медико-социальной экспертизы в указанном нормативном документе не предусмотрено, что зачастую становится поводом для отказа в ознакомлении с ними и в изготовлении их копий.

Людям разъясняется, что учреждения медико-социальной экспертизы предоставят соответствующие материалы только по запросу суда. Однако каждый гражданин в соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации должен иметь возможность ознакомления с материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, в том числе и с документами медико-социальной экспертизы. Несмотря на то, что законодательством Российской Федерации, как в федеральных законах, так и в подзаконных нормативных документах, предусмотрен механизм социальной защиты инвалидов, мы еще далеки от оптимальной и достойной модели организации жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.

Многочисленные проблемы социальной защиты инвалидов требуют эффективного правового регулирования, дополнительных материальных ресурсов, серьезных организационных усилий. Эффективность социальной защиты инвалидов зависит также от целого ряда других факторов, в том числе общественного восприятия данной темы. И в этой связи необходимы такие меры как более тщательное изучение потребностей инвалидов, активное сотрудничество органов власти с общественными организациями инвалидов, а также более широкая информационно-просветительская работа.

(Начало: http://kaliningradfirst.ru/198361, ttp://kaliningradfirst.ru/198551)

Не пропустите

Морская авиация БФ отработала ракетно-бомбовые удары по наземным целям
Калининград
39
Калининград
39

Морская авиация БФ отработала ракетно-бомбовые удары по наземным целям

Rainbow - 19/04/2024

Россия. Калининград. 19 апреля 2024 года. Rainbow. На Балтийском флоте экипажи Су-24М морской авиации отработали нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным…

Корабли БФ выполнили торпедные стрельбы в Балтийском море
Калининград
33
Калининград
33

Корабли БФ выполнили торпедные стрельбы в Балтийском море

Rainbow - 19/04/2024

Россия. Калининград. 19 апреля 2024 года. Rainbow. В Балтийском море экипажи малых противолодочных кораблей Балтийского флота «Уренгой» и «Казанец» провели…

Миронов потребовал проведения миграционной реформы
Москва
37
Москва
37

Миронов потребовал проведения миграционной реформы

Rainbow - 19/04/2024

Россия. Москва. 19 апреля 2024 года. Rainbow. В Москве мигрант-нелегал убил местного жителя, что требует полномасштабной миграционной реформы.Об этом в…