Россия. Калининград. Информационное агентство Rainbow. 7июня 2017 года. В Калининграде БФУ имени И. Канта 6 июня посетил министр иностранных дел России Сергей Лавров, сообщил собкор Мой Калининград.
Глава внешнеполитического ведомства встретился со студентами и преподавателями университета и в течение полутора часов отвечал на их вопросы. В частности, он признался, что болеет за «Спартак» из Москвы, в своей работе больше всего любит чувство удовлетворения от результата, а молодёжь всегда должна пользоваться повышенным вниманием со стороны общества и власти.
Сотрудники БФУ выбрали наиболее яркие высказывания на самые разные темы.
ОБ УНИВЕРСИТЕТЕ
Искренне рад возможности снова побывать в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта, в летописи которого немало ярких событий и славных имён. Опираясь на богатые традиции и отмечая 70-летний юбилей, университет идёт в ногу со временем и по праву снискал себе репутацию одного из ведущих центров высшего образования в России. Мы ценим ваши усилия по расширению международного сотрудничества, способствующего продвижению гуманитарных связей с зарубежными партнёрами, а их количество, как я понимаю, сегодня уже превышает сотню. Вы работаете в конечном итоге на поддержание дружбы и доверия на международной арене. И мы продолжим оказывать всяческую поддержку вашим инициативам на этом направлении.
О ЕС
В последнее время Россию обвиняют в том, что она вмешивается во внутренние дела США, европейских государств, пытается подорвать единство Европы. В этой связи не могу не процитировать Иммануила Канта, имя которого носит ваш университет, неоднократно высказывавшийся в отношении необходимости думать самостоятельно: «Способность суждения есть особый дар, который требует упражнения, но которому научиться нельзя». Очевидно, что вся эта истерия нацелена на то, чтобы вместо критического осмысления происходящего внутри Евросоюза, который переживает системный кризис, переложить на других вину за собственные проблемы и просчёты.
Россия искренне заинтересована в том, чтобы Евросоюз был сильным и единым, способным самостоятельно определять внешнеполитические приоритеты без подсказок извне. Последние высказывания руководителей ряда ведущих стран ЕС дают основания полагать, что процесс пошёл. Посмотрим. Но в любом случае хотелось бы, чтобы партнёры перестали выстраивать диалог с нами по принципу наименьшего знаменателя, когда позиция всего ЕС формируется на основе подходов немногочисленного, но крайне агрессивного русофобского меньшинства. <…>
Тот факт, что ЕС ограничивает искусственно наше экономическое, да и политическое сотрудничество, — это медицинский факт, как говорится. Мы не можем его не учитывать. Но как только эти болезненные для Европы времена пройдут, как только они излечатся от этой санкционной болезни, мы будем готовы восстанавливать связи ровно в том объёме и с такой скоростью, на которую будут готовы наши европейские партнёры.
О ГОССЛУЖБЕ
Совсем скоро вам предстоит взять на себя ответственность за положение дел в стране, обеспечивать её динамичное развитие. Надеюсь, что многие из вас будут отстаивать интересы Отечества на государственной службе. Такая работа во все времена пользовалась заслуженным уважением, представляла хорошие возможности для самореализации. Ещё двести с лишним лет назад знаменитый писатель-романтик Эрнст Гофман, который родился и учился здесь, отмечал, что благодаря гражданской службе, цитирую, «приобрёл более широкий взгляд на вещи и во многом избежал эгоизма».
ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙНАХ
Информационным войнами занимаются профессионалы, и развенчивать все эти вымыслы и фейки должны тоже профессионалы. Это требует повседневного честного анализа фактов, требует постоянного внимания к тому, что говорят те, кто хочет демонизировать Российскую Федерацию, очернить нашу политику. Таких примеров множество. К сожалению, по-человечески, я бы, если бы не работал в этой должности, я бы игнорировал подобную клевету, подобную вакханалию. Но профессионально, учитывая, что информационная сфера становится местом ожесточённого противоборства, конечно же, надо бороться за сердца и души людей. В том числе не только наших граждан, поскольку их тоже, как вы верно выразились, охватывает эта агрессивная пропаганда [речь о пропаганде со стороны западных СМИ, о которых говорил задававший вопрос студент — прим.ред.], но и граждан других стран, у которых формируется о нашей стране. И дело не в том, чтобы кому-то дать сдачи или отомстить, ткнуть носом в ложь, это гораздо шире – то, о чём идёт речь. А речь идёт о том, что мы хотим сотрудничества и взаимопонимания, мы хотим дружбы между народами, как бы банально это ни звучало. А без доверия, без развенчивания вранья не так легко будет продвигать вот эти наши конструктивные подходы.
И вообще самое лучшее, самое простое для того, чтобы добиться правды, — это приглашать всех тех, кто начинает верить подобным вымыслам, в Российскую Федерацию, показывать, как у нас живут в Крыму, как у нас решаются вопросы, связанные с социальной сферой, какой у нас климат существует для инвестиций, как реализуются проекты с партнёрами на примере, в том числе, Калининградской области.
ОБ ИМИДЖЕ СТРАНЫ
Иногда говорят: надо прилагать усилия для того, чтобы распространять позитивный имидж России в международном сообществе. Я не хочу, чтобы распространяли позитивный имидж. Я хочу, чтобы мы показывали себя объективно, какие мы есть. Я думаю, в этом будет наша сила.
О ТУРИЗМЕ (вопрос касался того, что скоро ЧМ-2018, и необходимо привлекать туристов, но даже поддерживать дружеские связи с ребятами в Польше или Германии всё труднее)
Что касается вашего вопроса, как сделать так, чтобы сюда больше людей ездило. Мы стараемся. Антон Андреевич упомянул, что в рамках особой экономической зоны мы сейчас подготовили уже проект, который позволит электронные визы получать, достаточно оперативно, в облегчённом режиме. И всё сейчас будет опираться в перечень: перечень каких стран будет одобрен. Мы постараемся — я это обещал и теперь говорю публично — сделать так, чтобы он был максимально широким и обеспечивал максимальную комфортность для тех граждан стран-соседей и дальнего зарубежья, которые хотят здесь бывать, хотят дружить с вами. Но!
Говоря о том, как облегчать общение, мы не можем забывать, что общение — это улица с двусторонним движением. Когда Литва строит забор, когда Польша отменяет малое приграничное перемещение, непонятно почему, что создаёт реальные проблемы для ваших друзей. Вы когда с друзьями общаетесь, напоминайте им об этом. Пусть они поднимут какое-нибудь движение за то, чтобы искусственные барьеры, физические или визовые, не мешали бы вашей дружбе.
О ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Мы против того, чтобы использовать трудовую миграцию как рычаг для достижения каких-то геополитических целей. Как мы против того, чтобы любые сферы отношений в этих целях использовать. Но здесь нужно смотреть на вещи комплексно. Например, у нас огромное количество украинских мигрантов. По оценкам, между 2 и 3 миллионами. Думаю, что так оно и есть, а может быть, даже больше. И когда сейчас всерьёз на Украине обвиняют нас во всех смертных грехах, оправдывают путчистов, которые свергли пусть непопулярного, но законного президента, свергли вопреки соглашению, которое только накануне было подписано при поддержке Франции, Германии и Польши, которые потом просто воды в рот набрали и стали оправдывать то, что произошло, когда на нас льётся поток грязи, когда наших артистов, деятелей культуры, искусства объявляют персонами non grata, когда отнимают бизнес российских инвесторов, когда, наконец, всерьёз говорят о введении визового режима, ну и как вы думаете, мы должны просто всё это сглатывать и не отвечать взаимностью?!
Мы никаких чёрных списков украинцев не ведём, за исключением единичных случаев, но если будет визовый режим, конечно, мы ответим визовым режимом. И эти люди должны не просто безмолвствовать, а должны сказать своему правительству, что они тоже граждане Украины, что у них есть свои законные интересы. Это огромная часть населения, несколько миллионов человек. Пускай требуют какой-то вменяемой политики, а не постоянного нагнетания злобы.
ОБ АНТИСАНЦИЯХ
Насчёт того, кто кого больнее ударил: мне так не кажется, если просто измерять объёмы финансовых потерь. Австрийцы подсчитали: потери Евросоюза колоссальные, там несколько десятков, даже больше пятидесяти миллиардов долларов, чуть не под сто (по каким-то подсчётам) и не одна сотня тысяч рабочих мест. А насчёт сути вашего вопроса: я согласен, что конкуренция — это двигатель прогресса, как и частное предпринимательство, как говорил один литературный герой. Но не надо забывать, что послужило причиной наших контрмер.
Ведь когда Евросоюз, Соединённые штаты и присоединившиеся к ним отдельные страны вводили запрет на целый ряд финансовых операций с участием России, то в том числе были ограничены возможности наших банков брать деньги в долгую (там, по-моему, до 90 дней было, а сейчас до 30 спустили). В том числе это касалось Россельхозбанка, который кредитовал наших сельскохозяйственных производителей и который во многом эти свои программы кредитования россиян обеспечивал за счёт заимствования за рубежом, в тех самых странах, которым запретили давать им долгие кредиты. И тогда получается нарушений той самой конкуренции, потому что производители продовольствия в Западной Европе и других странах, которые объявили санкции, продолжали и продолжают пользоваться кредитованием со стороны своих банков, тем самым делая свою продукцию конкурентоспособной. Причём за счёт нечестной конкуренции. Вот и всё. Поэтому решено поставить наших производителей в такое же положение, чтобы они могли с ними конкурировать. А если конкуренция подорвана, то происходит то, что происходит.
О ГЛОБАЛЬНОМ КОНФЛИКТЕ
Возможности мировой войны я не вижу в её классическом понимании, потому что пропагандистская война давно идёт. Информационная война. И надо как-то с этим что-то делать. <…> Между прочим, в тех предложениях, которые мы давно вносили в ООН, было и предложение договориться о том, как бороться с хакерством, как не допускать, чтобы хакеры наносили ущерб безопасности государств, интересам, общественному здоровью и т.д. В то время не было к этому большого внимания со стороны западных стран, они ссылались на свободу слова. Вот на днях я услышал, как Тереза Мэй стала говорить, что надо в интернете предпринимать меры, чтобы не допускать его использования террористами. Но это уже такой шаг, который жизнь заставила сделать.
И я думаю, что мы всё-таки придём к согласованию, хотя это будет непросто, правил, которые позволят, ну во-первых, преодолеть монополию на управление интернетом, сделать это управление более прозрачным, более справедливым и безопасным с точки зрения злоупотреблений теми, кто хотел бы использовать свои способности в военно-политических целях, в целях продвижения террористических задач, других форм организованной преступности, порнографии и так далее.