Россия. Калининград. Информационное агентство Rainbow. 30 мая 2017 года. Эксперты Гринпис России составили карту, в которой показывают, сколько случилось пожаров этой весной в Калининградской области и сравнивают эти данные со средними значениями за 15 лет.
Для многих регионов нашей страны уже закончилась первая волна пожаров. Именно весной из-за поджогов сухой травы сгорают леса, начинают гореть торфяники, люди страдают от дыма или теряют дома в огне. Часто крупные пожары летом получают опасное развитие. По итогам весны 2017 года мы проанализировали, удалось ли справиться с пожарами и как изменилась ситуация по сравнению с годами до запрета поджогов травы.
В 2013 году Президент России Владимир Путин прислушался к десяткам тысяч обращений граждан и мнению экспертов Гринпис России и других общественных организаций и поручил правительству России ввести запрет на бесконтрольные выжигания травы. Запрет был окончательно принят в 2015 году.
«К сожалению, Калининградская область прошла весенний пик пожароопасного сезона заметно хуже, чем в прошлые годы. Возможно, погодные условия способствовали осложнению обстановки с пожарами в отдельные дни. Но и профилактическая работа ведётся явно недостаточно. Федеральный запрет на выжигания травы в регионе всё ещё не заработал. Многие пожары произошли на осушенных торфяниках. Есть высокий риск, что летом торфяные пожары (если не потушить их сейчас) станут причиной сильного задымления», — прокомментировал собкору в Калининграде руководитель противопожарной программы Гринпис России Григорий Куксин.
Количество термоточек (температурных аномалий, выявленных при помощи космических спутников и распознанных как пожары) в Калининградской области. Сравнение среднемноголетних значений за 2002-2015 гг. (до запрета поджогов травы), за 2016 год и за весну этого года. Данные Гринпис России.
В целом по стране ситуация меняется в лучшую сторону. Запрет был введён в России осенью 2015 года, а уже в 2016 году весенний пожарный сезон в России оказался спокойнее, чем в среднем за предыдущие четырнадцать лет. Весна этого года подтвердила тенденцию. Анализ за два года и сравнение с ситуацией последних 15 лет показывают, что дело не в счастливом стечении обстоятельств и погоды, а в запрете поджогов травы.
Судьбу региона определяют именно местные жители, а не погода или ландшафт. Иначе как объяснить, что в Калининградской области пожары заканчиваются ровно на границе с Литвой и Польшей? «Неуправляемая стихия» не из-за климата сосредоточилась именно на Калининградеи не затронула соседей. Просто в Калининградской области жгут, а у них нет.
Конечно, ситуация в разных регионах и по природным условиям, и по погоде очень разная. Поэтому задача узнать, как повлиял запрет поджогов на пожары, была амбициозной. Мы использовали данные о количестве термоточек в системе FIRMS по данным сенсоров MODIS спутников Terra и Aqua. Термоточки — это температурные аномалии, выявленные при помощи космических спутников и распознанные как пожары, с исключением термоточек техногенного происхождения.
Эксперты сравнили текущий 2017 год и прошлый 2016 год со среднемноголетними значениями 2002-2015 годов. Анализировалось количество термоточек по дням (скользящие средние значения за предшествующий десятидневный период для каждой даты). Они сравнивались с аналогичными усреднёнными значениями за предыдущие 14 лет (2002-2015 годы). Такая методология позволяет понять, стало ли в России с пожарами на природных территориях хуже, лучше или ничего не изменилось.