Россия. Калининград.Rainbow. 30 ноября 2016 года. «В Калининграде в Ленинградский районный суд обратился N. с иском к «Сбербанк России» о признании отсутствующей кредитной задолженности, взыскании компенсации морального вреда, штрафа.
В обоснование истец указал, что летом 2014 года в офисе Сбербанка в Калининграде он получил кредитную банковскую карту с лимитом кредитования 30 000 рублей. Одновременно истец был подключён к услуге «Мобильный банк». При этом истец никогда не пользовался данной банковской картой, а также иными кредитными продуктами банка.
9 ноября 2015 года клиент получил от банка смс-уведомление о необходимости погашения списанных с карточного счёта денежных средств в сумме 29 750 рублей. Между тем истец не давал распоряжений на списание средств и не получал уведомлений от банка о проведённых операциях, прокомментировали в Калининграде сегодня, 30 ноября 2016 года, собкору сетевой газеты Янтарный Край — Online Калининград в пресс-службе Ленинградского районного суда.
— В банке клиенту сообщили, что в период с 4 по 16 октября 2014 года через систему «Мобильный банк» ответчику поступали смс-запросы о перечислении средств с карты истца на номера мобильных телефонов неизвестных лиц. Несмотря на заявление истца о том, что он не давал банку распоряжений о перечислении средств, ответчик списал в качестве погашения задолженности по кредитной карте денежные средства в размере 15 891 рубль 3 копейки со счёта пенсионной карты истца, открытого в том же банке.
Истец обратился в суд за защитой своих прав.
В соответствии с положениями ФЗ от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа.
При использовании электронного средства платежа без согласия клиента, он обязан направить соответствующее уведомление оператору. После получения оператором уведомления клиента, он обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.
В случае же, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции, оператор по переводу денежных средств безусловно обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.
Судом установлено, что в июле 2014 года N. истец подал в офис «Сбербанк России» заявление на получение кредитной карты банка Mastercard Standart Credit Momentum с установленным кредитным лимитом 30 000 рублей. При этом клиент поручил банку зарегистрировать номер его мобильного телефона в «Мобильном банке» и подключить полный пакет услуг «Мобильного банка», а также согласился с тем, что ответчик может присылать ему информацию. Заявление истца было полностью заполнено сотрудником банка с использованием компьютера. Сам истец проставил в заявлении только подпись и дату. Сотрудник ответчика вносил в заявление личные данные клиента, в том числе номер его мобильного телефона, но с технической ошибкой на одну цифру.
В ходе судебного разбирательства установлено, что указанный в заявлении телефонный номер зарегистрирован на другого гражданина. Именно на пополнение счёта его абонентского номера, а также других номеров, осенью 2014 года через систему «Мобильный банк» поступили смс-запросы о перечислении денежных средств с кредитной карты истца в общей сумме 29 750 рублей. При этом смс-уведомления о совершённых операциях по счёту кредитной карты на номер мобильного телефона истца не направлялись.
О возникновении задолженности по счёту кредитной карты истец узнал только через месяц, когда он получил из банка письменное уведомление. В тот же день клиент обратился в банк с заявлением об оспаривании указанных операций. Однако ответчик отказался возвращать денежные средства. И, несмотря на неоднократные обращения истца, банк начал осуществлять списание денежных средств со счёта его другой банковской карты для погашения кредитной задолженности. В общей сложности организация списала со счета клиента 15 891 рубль 3 копейки.
Суд пришел к выводу, что списание другим гражданином денежных средств со счёта кредитной карты истца стало возможным в результате технической ошибки, допущенной сотрудником банка. Таким образом, ответственность в данном случае не может быть возложена на истца, поскольку клиент не нарушал порядок использования банковской карты и вообще не приступал к её использованию по назначению.
Суд счел, что с банка должен быть взыскан ущерб, причиненный истцу, а также компенсация морального вреда и штраф на основании ст.ст. 13, 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Ленинградский районный суд решил:
— признать отсутствующей задолженность истца по договору выпуска и обслуживания кредитной карты, а соответствующий кредитный договор считать незаключённым.
— взыскать с ПАО «Сбербанк России» в пользу N. убытки в размере 15 891 рубль 03 копейки, компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей, штраф в размере 9 945 рублей 50 копейки; а всего — 29 836 рублей 53 копейки».