Уполномоченный по правам человека в Калининградской области — о соблюдении права на свободные выборы представителей органов власти

Трудности, возникающие при применении норм избирательного законодательства при квалификации бюллетеней (установленной/неустановленной формы, действительные/недействительные), а также при определении нового тиража избирательных бюллетеней не позволяют сделать однозначный вывод о порядке действий избирательных комиссий в данной ситуации.

imageВ Калининграде сетевая газета Янтарный Край — Online Калининград совместно с информационным агентством Rainbow продолжает серию публикаций, основанных на Докладе уполномоченного по правам человека Владимира Никитина «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2014 год.

О соблюдении права на свободные выборы представителей органов власти (ст. 32 Конституции РФ)

Согласно статье 32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

По информации избирательной комиссии Калининградской области, в апреле 2014 года были проведены дополнительные выборы депутата поселкового Совета депутатов МО «Ковровское сельское поселение» второго созыва по одномандатному избирательному округу №4; дополнительные выборы депутата Совета депутатов муниципального образования «Гвардейское городское поселение» второго созыва по одномандатному избирательному округу №4.

В единый день голосования 14 сентября 2014 года проведено 17 избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления, на которых избирались: глава муниципального образования «Сельское поселение Куршская коса», 67 депутатов представительных органов муниципальных образований, в том числе на основных выборах избирался 51 депутат Озерского района, Светловского городского округа, Янтарного городского округа, Чистопрудненского сельского поселения Нестеровского района; на повторных и дополнительных выборах избирались 16 депутатов. Всего замещалось 68 мандатов. Количество кандидатов, включенных в избирательные бюллетени для голосования, составило 182 человека.

Впервые после 2010 года в 2014 году на муниципальных выборах в Калининградской области проводилось досрочное голосование.

Активность избирателей, в среднем, по Калининградской области составила 35,9%.

Органами прокуратуры области в период подготовки и проведения муниципальных выборов объявлено 3 предостережения, выявлено 18 нарушений закона, для устранения которых внесено 9 представлений, по итогам рассмотрения которых 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, возбуждено 3 дела об административных правонарушениях, по которым 2 лица привлечено к административной ответственности, в суд предъявлен 1 иск, который рассмотрен и удовлетворен.

Судами общей юрисдикции Калининградской области в период избирательной кампании рассмотрено 63 гражданских дела о защите избирательных прав. Все дела рассмотрены с участием прокурора. Судом апелляционной инстанции рассмотрено 36 дел указанной категории. Судебной коллегией по гражданским делам Калининградского областного суда по апелляционным жалобам сторон и представлениям прокурора отменено 3 решения Озерского районного суда.

Происшествий чрезвычайного характера, связанных с грубым нарушением законодательства при проведении выборов, не установлено.

Избирательной комиссией Калининградской области как государственным органом Калининградской области в 2014 году осуществлялся контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации.

В 2014 году в Комиссию поступили 41 обращение, из них в ходе подготовки и проведения муниципальных выборов — 28. По результатам рассмотрения нашли свое подтверждение сведения, изложенные в 12 жалобах (все жалобы на решения об отказе в регистрации кандидата).

Обращения касались обжалования решений избирательных комиссий об отказе в регистрации; обжалования действий (бездействия) избирательной комиссии, председателя; нарушений правил проведения предвыборной агитации; нарушений порядка голосования; разъяснений действующего законодательства.

Избирательная комиссия активно участвовала в рассмотрении дел по разрешению избирательных споров в судебном порядке. Из общего числа рассмотренных дел требования заявителей удовлетворены в 19 случаях. В суды обжаловались: решения комиссий о регистрации кандидатов, об отказе в регистрации кандидатов, бездействие администраций муниципальных образований по финансированию выборов. В 2014 году избирательные комиссии вновь столкнулись с ситуациями, когда уполномоченными органами в установленные законом сроки не осуществлялось выделение денежных средств на подготовку и проведение выборов. Эта проблема имела место в Полесском и Озерском районах. Ее удалось разрешить с помощью органов прокуратуры и судебных органов, в том числе путем принятия судебных решений о возложении обязанности на уполномоченные органы обеспечить выделение необходимых финансовых средств на проведение выборов до дня голосования.

В 2014 году отмены решений областной Избирательной комиссии в судебном или административном порядке допущено не было. Решения нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов также не отменялись.

В Калининградской области приняты и действуют 6 законов, регулирующие избирательные и референдумные действия, 1 закон о гарантиях равенства политических партий, представленных в Калининградской областной Думе, при освещении их деятельности. Действующая нормативная база позволяет гражданам РФ, проживающим в Калининградской области, реализовывать свои конституционные права избирать и быть избранным.

В ходе прошедших в 2014 году избирательных кампаний избирательные комиссии столкнулись с проблемами правоприменения некоторых норм действующего законодательства. Указанные проблемы требуют дополнительного законодательного регулирования или совершенствования правоприменительной практики.

Были выявлены проблемы, возникающие при внесении изменений в текст избирательного бюллетеня.

Так, с 3 сентября 2014 года в избирательной комиссии муниципального образования «Янтарный городской округ» проводилось досрочное голосование. В бюллетень были включены сведения о двух кандидатах. 8 сентября 2014 года судом удовлетворена апелляционная жалоба кандидата в депутаты гражданина С., решение избирательной комиссии об отказе в регистрации признано незаконным, комиссии было предписано зарегистрировать этого кандидата. В тот же день избирательной комиссией было принято решение о регистрации кандидата С., внесены изменения в решение о тексте избирательного бюллетеня, заказан новый тираж бюллетеней.

Согласно письму заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации № 05-15/5045 от 12 сентября 2014 года в случае выявления оснований для внесения изменений в текст избирательного бюллетеня и принятия соответствующего решения избирательной комиссии необходимо учитывать избирательные бюллетени, выданные ранее для досрочного голосования. Внесение изменения в текст избирательного бюллетеня не является основанием для признания бюллетеня без таких изменений бюллетенем неустановленной формы.

Вопрос о действительности или недействительности избирательных бюллетеней без внесенных изменений решается участковыми избирательными комиссиями путем голосования. При этом избирательные бюллетени, не содержащие данных о вновь зарегистрированном кандидате, списке кандидатов и не вызывающие сомнений в волеизъявлении избирателей, могут быть признаны действительными. Вопрос о наличии нарушений избирательных прав зарегистрированного кандидата, избирателей в случае регистрации кандидата после начала досрочного голосования относится к компетенции суда соответствующего уровня.

Согласно статье 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей. При значительном количестве досрочно проголосовавших избирателей у избирательных комиссий могут возникать трудности с определением нового тиража избирательных бюллетеней.

Трудности, возникающие при применении норм избирательного законодательства при квалификации бюллетеней (установленной/неустановленной формы, действительные/недействительные), а также при определении нового тиража избирательных бюллетеней не позволяют сделать однозначный вывод о порядке действий избирательных комиссий в данной ситуации.

Также трудности возникали в связи с проверкой сведений о наличии у кандидата гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. 4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанный Федеральный закон устанавливает обязанность гражданина РФ письменно уведомлять территориальный орган миграционной службы о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право постоянного проживания в иностранном государстве, по месту жительства гражданина в пределах Российской Федерации в течение шестидесяти дней со дня приобретения гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Согласно пункту 6 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки.

В целях реализации процедуры проверки сведений о кандидатах, указанных в пункте 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» рекомендуется законодательно закрепить право избирательных комиссий направления представлений по проверке сведений о кандидатах, указанных в пункте 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствующие управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации.

При проведении голосования на выборах в 2014 году у избирательных комиссий и участников избирательного процесса также возникали вопросы, касающиеся толкования понятия «бюллетень неустановленной формы».

В соответствии со статьей 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.

Избирательным законодательством вопрос формы избирательного бюллетеня частично регламентирован в статьях 63 и 65 указанного Федерального закона, которые говорят о том, что на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии; если избиратель голосует в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии, которые заверяются ее печатью.

В то же время форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Избирательное законодательство не содержит определения понятия «бюллетень неустановленной формы». Избирательным законодательством не определено, какие критерии (реквизиты) должны быть установлены комиссиями при определении формы бюллетеня.

Во взаимосвязи положений статей 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» существует неопределенность при применении норм избирательного законодательства, связанных с реализацией пункта 1.1 статьи 38 указанного Федерального закона, связанных с правом кандидата уточнять и дополнять сведения о себе.

В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата представляет в организующую выборы избирательную комиссию соответствующие документы.

При проведении выборов по одномандатным избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, представляют в окружные избирательные комиссии документы, предусмотренные законом.

При уведомлении о выдвижении и регистрации кандидатов на выборах в единый день голосования 14 сентября 2014 года кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, самостоятельно представляли в избирательные комиссии соответствующие документы, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, местного отделения) о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательные комиссии извещали об этом как кандидата, так и избирательное объединение (при этом избирательное объединение в процедуре непосредственного представления документов в избирательную комиссию участия не принимало, поскольку не заверяло список кандидатов по одномандатным избирательным округам). В дальнейшем кандидат вносил уточнения и дополнения в документы, а также заменял документы, содержащие сведения о нем, и представлял в избирательную комиссию документы избирательного объединения, содержащие сведения о выдвинутом кандидате.

Для корректной реализации положений избирательного законодательства, закрепленных пунктами 1 и 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» рекомендуется законодательно определить способ заверения избирательными объединениями списков кандидатов по одномандатным избирательным округам как единственный возможный либо отказаться от данной процедуры, предусмотрев самостоятельное представление в окружные избирательные комиссии документов кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, скорректировав при этом положения пунктов 1 и 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части предоставления права кандидатам вносить уточнения и дополнения в документы, а также заменять документы, содержащие сведения о нем, исключив из указанных норм документы избирательного объединения, содержащие сведения о выдвинутом кандидате, и закрепления обязанности избирательной комиссии при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов и т.д. извещать об этом только самого кандидата.

(Начало: http://kaliningradfirst.ru/198361, ttp://kaliningradfirst.ru/198551, http://kaliningradfirst.ru/198852, http://kaliningradfirst.ru/198856, http://kaliningradfirst.ru/198861, http://kaliningradfirst.ru/198883, http://kaliningradfirst.ru/198887, http://kaliningradfirst.ru/198890, http://kaliningradfirst.ru/198898, http://kaliningradfirst.ru/198902, http://kaliningradfirst.ru/199153)