О проблеме соблюдения прав человека в ходе реализации реформы ЖКХ — уполномоченный по правам человека в Калининградской области

image

Россия. Калининград. 16 ноября 2015 года. . В Калининграде сетевая газета Янтарный Край — Online Калининград совместно с информационным агентством Rainbow продолжает серию публикаций, основанных на Докладе уполномоченного по правам человека Владимира Никитина «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2014 год.

“…В 2014 году прокурорами в жилищно-коммунальной сфере выявлено свыше 3400 нарушений, что значительно превышает показатель 2013 года — 2766 нарушений…”

Проблемы соблюдения прав человека в ходе реализации реформы ЖКХ

Каждый человек, живя в обществе, стремится к обретению своего дома, обустройству своего быта, и каждый имеет на это право, в связи с чем вопросы, связанные с осуществлением гражданами жилищных прав, управлением многоквартирными домами, предоставлением жилищно-коммунальных услуг затрагивают одну из важнейших, основополагающих сфер жизни.

Жилищная проблема по-прежнему остается основной социальной проблемой населения Российской Федерации, включая Калининградскую область.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека38 в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Необходимость соблюдения права на жилище человека закреплена ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод39, ст. 40 Конституции Российской Федерации40.

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены Жилищным кодексом РФ41, введенным в действие с 1 марта 2005 года, с принятием которого государством был взят курс на коренное переустройство жилищно-коммунального хозяйства.

Состояние ЖКХ большинство российских граждан считают главной общенациональной бедой. Постоянное увеличение тарифов ЖКХ стало серьезной нагрузкой на семейный бюджет россиян. Для отдельных категорий граждан счета за услуги ЖКХ оказались непосильными и поставили их под угрозу выселения из квартир. Некоторые люди в знак протеста с проводимыми реформами отказываются платить по счетам ЖКХ вовсе.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия для осуществления гражданами права на жилище. Полагаю, что решение жилищных проблем, наведение порядка в сфере ЖКХ должно быть приоритетным для представителей органов власти практически всех уровней.

Вместе с тем, как показывает практика обращений к Уполномоченному по правам человека, в области соблюдения жилищных прав граждан из года в год допускаются нарушения.

Наибольшее количество жалоб в адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области на нарушения жилищных прав, жилищно-коммунальные проблемы поступило в 2010 году: 499 жалоб — 34% от общего количества обращений; в 2011 году – 455 – 27%, в 2012 – 382 – 23% от общего количества обращений, в 2013 году рассмотрено 373 обращения, также 23% от общего количества обращений, в 2014 году количество обращений данной тематики уменьшилось – рассмотрено 280 обращений по жилищным проблемам -17% от общего количества.

Среди наиболее острых вопросов, по которым граждане обращаются к Уполномоченному: крайне низкий уровень обеспеченности нуждающихся социальным жильем; неудовлетворительное состояние жилищного фонда; рост цен на услуги ЖКХ; низкое качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и др.

Государственным органом, осуществляющим функцию государственного надзора в жилищной сфере, является Государственная жилищная инспекция Калининградской области.

Основными направлениями деятельности Службы в 2014 году являлись: проведение инспекционных проверок управляющих организаций, инспекционные обследования жилищного фонда области по заявлениям и обращениям граждан, по поручениям органов государственной власти, реагирования на публикации в средствах СМИ, в ходе которых вскрывались допущенные нарушения в жилищной сфере и случаи не предоставления коммунальных услуг в полном объеме и надлежащего качества обслуживающими организациями и предприятиями.

В 2014 году проведены проверки 10-ти управляющих организаций, проведено обследование 24102 тыс. кв. метров жилищного фонда всех форм собственности.

В ходе проверочных мероприятий выявлено 2410 нарушений, из них: 2010 нарушений Правил технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда, 39 нарушений Правил пользования жилыми помещениями, 198 нарушений по предоставлению населению коммунальных услуг ненадлежащего качества, 32 нарушения требований раскрытия информации управляющими организациями, 131 нарушение по определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.

По результатам выявленных нарушений обслуживающим организациям и предприятиям, собственникам и нанимателям жилых помещений было выдано 4832 исполнительных документов. Из них: вручено предписаний — 1232, составлено 639 протокола об административных правонарушениях, 2961 актов проверок.

За нарушения жилищного законодательства вынесено 411 постановлений по делам о привлечении к административной ответственности в виде . административного штрафа на сумму 11 млн. 736 тыс. рублей.

За неисполнение предписаний по устранению нарушений действующего жилищного законодательства Службой составлено 108 административных протоколов по части 1 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые в свою очередь были направлены для рассмотрения в судебные органы. На 31 декабря 2014 года взыскано административных штрафов на сумму 4155 тыс. рублей.

В 2014 году в Жилищную инспекцию поступило 4257 обращений граждан и юридических лиц по вопросам нарушений в жилищной и коммунальной сферах.

С принятием 11 июня 2013 года Правительством Российской Федерации Постановления № 493 «О государственном жилищном надзоре» внесены изменения в Положение о государственной жилищной инспекции Калининградской области и увеличена численность сотрудников на 2 ед. с июля 2014 года.

Защита прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.

В 2014 году прокурорами в жилищно-коммунальной сфере выявлено свыше 3400 нарушений, что значительно превышает показатель 2013 года — 2766 нарушений. На незаконные акты принесено 40 протестов, из них 33 удовлетворено (72/66 — в 2013 году). Внесено более 665 представлений, что выше аналогичного показателя прошлого периода на 20% (537- в 2013 году), по итогам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 517 лиц (366- в 2013 году). По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 127 лиц (144- в 2013 году). О недопустимости нарушения закона предостережено 197 лиц (157- в 2013 году) В порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК направлено 16 материалов, возбуждено 7 уголовных дел (16/13- в 2013 году).

В 2014 году органами прокуратуры области обращено особое внимание на защиту жилищных прав граждан при подготовке и прохождении отопительного периода, принятию должностными лицами органов местного самоуправления, организациями ЖКХ надлежащих мер к погашению задолженности за поставленные топливно-энергетические ресурсы; защиту прав собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах при предоставлении коммунальных услуг и управлении домами.

При подготовке к отопительному периоду прокурорами городов и районов пристальное внимание уделялось выполнению мероприятий по приготовлению объектов ЖКХ к эксплуатации в осенне-зимний период, обеспечению готовности котельных, тепловых, водопроводных сетей, состоянию резервных топливных хозяйств теплоснабжающих организаций, созданию нормативных запасов топлива, погашению задолженности за поставленные топливно-энергетические ресурсы. В результате принятых прокурорами мер реагирования отопительный период начался в установленный срок, его срывов допущено не было.

В 2014 г. отмечается снижение жилищных споров, рассмотренных районными (городскими) судами Калининградской области – с 6 743 дел в 2013 году до 5 536 дел в 2014 году.

Такая тенденция обусловлена сокращением числа дел, связанных с приватизацией жилой площади в 3,2 раза — с 1 597 в 2013 году до 494 дел в 2014 году. По итогам 2013 года, напротив, имел место рост дел данной категории с 608 в 2012 году до 1 597 дел в 2013 году.

Сокращение числа дел имеет место и по искам о взыскании платы за жилье и коммунальные услуги – с 1 705 в 2013 году до 1 621 дел в 2014 году (на 4,9 %), при этом их число остается существенным, что в целом свидетельствует о неисполнении гражданами их обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг и существенности сумм задолженности, учитывая, что рай(гор)судами рассматриваются дела указанной категории при цене иска более 50 000 руб.

Количество иных жилищных споров сократилось с 2 865 в 2013 году до 2 768 дел в 2014 году ( на 3,4 %).

В то же время наблюдается увеличение дел о выселении без предоставления другого жилого помещения – с 500 в 2013 году до 560 дел в 2014 году (на 12 %), а также о выселении из служебных помещений — с 30 до 64 дел (в 2,1 раза). По спорам о выселении с предоставлением другого жилья, напротив, наблюдается сокращение с 46 в 2013 году до 29 дел в 2014 году (37 %).

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным … нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов…». Приведенная конституционная норма, устанавливает тот факт, что у государства отсутствует обязанность по обеспечению жильем всех без исключения граждан России. Основное бремя обеспечения человека жильем возложено на самого человека. Он за свой счет или с привлечением государственных субсидий вправе покупать, менять, арендовать, строить своими силами для себя жилье. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище.

По информации Министерства строительства Калининградской области в регионе четвёртый год подряд растут темпы жилищного строительства, увеличиваются мощности предприятий строительной индустрии и объёмы выполненных строительно-монтажных работ. По темпам роста строительства жилья Калининградская область заняла 4 место по Российской Федерации в 2014 году..

В 2014 году введены в эксплуатацию многоквартирные жилые дома в Юго-Восточном жилом микрорайоне г. Калининграда по ул. Левитана на 432 квартиры в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, увеличения фонда служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Калининградской области, а также увеличения количества жилых помещений маневренного фонда, формирования фонда арендного жилья. Учитывая, что прокладка коммуникаций ведется за счет средств федеральной целевой и областной инвестиционной программ, стоимость строительства жилья на Юго-востоке (включая отделку) не превышает 30 000 рублей за квадратный метр.

Кроме того, в 2014 году проведены электронные аукционы на приобретение недвижимого имущества (однокомнатных квартир) в государственную собственность Калининградской области на территории Калининградской области в целях дальнейшего предоставления их детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По итогам аукционов приобретено 42 жилых помещения.

Оказание мер государственной поддержки на улучшение жилищных условий молодых семей осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в форме предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. В 2014 году улучшили жилищные условия 237 молодых семей, в том числе: 120 молодых семей — участники подпрограммы в 2013 году; 117 молодых семей — участники подпрограммы в 2014 году. Кроме того, двум молодым семьям предоставлена дополнительная социальная выплата в связи с рождением детей. Оставшиеся 74 молодые семьи, не реализовавшие в 2014 году право на получение социальной выплаты, смогут улучшить жилищные условия в 2015 году.

По информации Министерства социальной политики области, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в регионе принимаются меры по обеспечению жильем участников и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны.

Тем не менее, за 70 лет со дня Великой Победы в Великой Отечественной войне в Калининградской области еще не все ветераны смогли улучшить свои жилищные условия. Из 1176 человек, нуждающихся в жилье, жильем обеспечено 1149 ветеранов, или 98 %. Денежные ассигнования, поступившие в регион в 2014 году на осуществление мероприятий по улучшению жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны направлены на обеспечение жилыми помещениями 18 ветеранов, вставших на жилищный учет по 13 июня 2013 года (включительно), и использованы в полном объеме. Не обеспечены жильем 28 ветеранов, поставленных на учет во втором полугодии 2013 года (16 человек) и в 2014 году (12 человек).

В федеральном бюджете на 2015 год для Калининградской области предусмотрены средства, которые позволят улучшить жилищные условия не всех нуждающихся, а лишь 19 ветеранов.

Для обеспечения жильем ветеранов, не подпадающих под Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», имеются два жилых дома специализированного жилищного фонда Калининградской области на 112 благоустроенных однокомнатных квартир. С июня 2014 года за счет средств Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года ведется строительство 80-ти квартирного жилого дома для ветеранов (3-4-я очередь) по ул. Комсомольской в городе Калининграде для социальной защиты отдельных категорий граждан. Ввод еще одного жилого дома в эксплуатацию разрешит наиболее острые проблемы ветеранов, в том числе тружеников тыла, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.

В рамках реализации на территории Калининградской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» Федеральной целевой программы «Жилище» были выданы государственные жилищные сертификаты (далее — ГЖС) следующим категориям граждан.

В очереди на улучшение жилищных условий состоит 132 семьи из категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица. Из федерального бюджета в 2014 году получены денежные средства в размере 56 232,9 тыс. руб., выдано 35 ГЖС на сумму 55 152,410 тыс. руб., реализовано 16 ГЖС.

В очереди состоит 109 семей вынужденных переселенцев. Из федерального бюджета в 2014 году получено 12 463,421 тыс. руб., выдано лишь 6 ГЖС на сумму 12 463,421 тыс. руб., реализовано 3 ГЖС на сумму 7 028,010 тыс. руб.

В очереди состоит 61 семья граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты. Из федерального бюджета в 2014 году получено 1 854,900 тыс. руб., выдан и реализован только один ГЖС на сумму 1 346,425 тыс. руб.

В 2014 году 126 семей из числа граждан, уволенных с военной службы, оформили в собственность полученные квартиры. В настоящее время в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направлена заявка о региональной потребности в субвенциях из федерального бюджета для исполнения переданных полномочий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей, в расчетном размере 4 841,586 тыс. рублей на 7 семей.

В своих докладах Уполномоченный ежегодно обращает внимание на жилищную проблему инвалидов. Социальное жилье для инвалидов практически не строится, на вторичном рынке его почти не осталось, сертификаты на получение жилья для инвалидов выдаются крайне медленно. Многие дети – инвалиды становятся взрослыми, так и не получив жилья, их проблемы со здоровьем усугубляются стесненными жилищными условиями, в которых они вынуждены проживать. Без помощи государства им эту проблему не решить самостоятельно.

В 2014 году на реализацию полномочий по обеспечению жильем инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Калининградской области выделены денежные ассигнования из федерального бюджета в размере 26,745 млн. рублей. Указанные средства израсходованы на приобретение благоустроенного жилья лишь 47 гражданам.

На эти цели в федеральном бюджете на 2015 год для Калининградской области предусмотрено 46 486 тыс. рублей, что позволит улучшить жилищные условия 81 льготополучателю из числа инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов .

Очередь федеральных льготников медленно, но движется, чего не скажешь о гражданах в очереди нуждающихся в предоставлении социального жилья в муниципальных образованиях Калининградской области. В связи с тем, что в муниципальных образованиях Калининградской области на протяжении ряда лет практически не строится социальный жилищный фонд, обязательства органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете по общим основаниям, фактически не реализуются.

Проблемой реализации права на жилище является наличие в Калининградской области жилого фонда, не имеющего собственника. Как правило, такие жилые помещения ранее принадлежали предприятиям, акционерным обществам, которые впоследствии обанкротились. Граждане, проживающие в данных помещениях, не вправе поставить вопрос о приватизации жилья, не могут участвовать в программах по переселению из аварийного жилья, лишены других возможностей, предоставленных законодательством РФ гражданам, проживающим в домах муниципального или государственного жилого фонда.

Так, в адрес Уполномоченного по правам человека поступило ходатайство от депутата Калининградской областной Думы Султанова В.Т. о рассмотрении обращения гражданина М., проживающего в г.Полесске.

По решению суда его с семьей выселяли из занимаемого им жилого помещения, в котором он проживал с 1979 года.

Помещение принадлежало Полесскому лесхозу, в отношении которого открыто конкурсное производство в связи с банкротством лесхоза, в связи с чем жилое помещение, в котором проживал заявитель, включено в состав конкурсной массы.

В 2007 году Агентством по имуществу Калининградской области было предложено муниципальному образованию «Полесский городской округ» рассмотреть вопрос передачи жилых домов, находящихся на балансе лесхоза в муниципальную собственность, в том числе вышеуказанный дом. Однако данная процедура так и не была завершена.

Представляется, что органам власти необходимо провести учет и инвентаризацию такого жилого фонда, оказать помощь жильцам таких домов в оформлении передачи их в муниципальную собственность.

Полагаю, что соответствующий нормативный правовой акт может быть разработан и принят Калининградской областной Думой.

Одним из показателей, отражающих возможность населения улучшить свои жилищные условия, является объем ипотечного жилищного кредитования. Согласно сведениям Центрального банка Российской Федерации, за 2014 год в регионе выдано гражданам 6377 жилищных кредитов на сумму 10,333 млрд. рублей, в том числе 6323 ипотечных жилищных кредита (или 119% от плановых значений) на сумму 10,295 млрд. рублей (или 147% от плановых значений). В соответствии с информацией Пенсионного фонда РФ, за 2014 год 1545 семей Калининградской области направили средства материнского (семейного) капитала на погашение ранее взятых и получение новых жилищных кредитов на общую сумму 624,027 млн. рублей. В 2014 году общая площадь построенных помещений в расчете на одного жителя Калининградской области составила 1,16 кв. м./чел. или 175% к уровню 2013 года (0,66 кв.м./чел).

В целях увеличения объемов строительства и, прежде всего, жилья экономкласса, Правительством Калининградской области запланировано участие в программе «Жилье для российской семьи», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404. В рамках Программы до конца 2017 года на территории Калининградской области должно быть построено и введено в эксплуатацию 50 тыс. кв. метров жилья экономического класса.

В ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека неоднократно обращалось внимание на проблему обманутых дольщиков. В 2014 году жалобы в адрес Уполномоченного от указанной категории граждан продолжали поступать.

Так, в адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение от гражданки З., проживающей в Калининграде.. Заявительница сообщала, что собственного жилья не имеет, является многодетной матерью, с 2004 года состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях под № 15661, в льготном списке многодетных семей — под № 746. В связи с тем что социальное жилье органами местного самоуправления Калининградской области практически не строится, в ближайшей перспективе предоставление семье З. жилого помещения по договору социального найма не предвидится. Для решения жилищной проблемы семья З. откладывала финансовые средства для самостоятельного приобретения жилья, которые были вложены ею в строительство жилого дома по ул.Челнокова, 2-8а, однако дом не был построен, финансовые средства дольщиков исчезли, З. теперь является пострадавшим участником долевого строительства, без жилья и финансовых средств на его приобретение.

Учитывая сложную жизненную ситуацию, в которой оказалась семья З., администрацией города Калининграда было принято решение в порядке исключения предоставить ей жилое помещение муниципального маневренного фонда с регистрацией по месту жительства. Семье З. предоставлена отдельная благоустроенная однокомнатная квартира общей площадью 31,2 кв.м. в муниципальном маневренном фонде в городе Калининграде с регистрацией по месту жительства. В настоящее время в семье З. родился еще один ребенок – внук заявительницы, в связи с чем она вынуждена проживать большой семьей с разнополыми детьми и новорожденным ребенком в одной комнате.

По вопросу долевого строительства жилого дома установлено, что муниципальным казенным предприятием «Управление капитального строительства» заключен договор купли-продажи между МКП «УКС» и ЖСК «Инициатива плюс» на передачу прав на земельный участок площадью 17 063 кв.м. по ул. Генерала Челнокова и объект незавершенного строительства, расположенный на данном земельном участке. В Управлении государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области 04.12.2014 зарегистрирован договор купли- продажи недвижимости и передачи прав на земельный участок, а также свидетельство о регистрации прав оперативного управления МКП «УКС» на неоконченный строительством жилой дом.

После проведения всех необходимых мероприятий МКП «УКС» начнет работу по исполнению принятых обязательств в части предоставления жилых помещений (квартир) в собственность в запланированные сроки согласно спискам очередности, утвержденным общим собранием членов Кооператива в период 2016 — 2020 годы. Законом Калининградской области от 15.02.2012 №87 «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов, иных объектов недвижимости жилого назначения на территории Калининградской области» предусмотрены меры социальной поддержки пострадавших участников долевого строительства (статья 9): 1. бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов; 2. выкуп в порядке и на условиях, определенных Правительством Калининградской области, у пострадавшего участника долевого строительства права требования в отношении жилого помещения в проблемном объекте; 3. предоставление жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области; 4. предоставление в соответствии с действующим законодательством бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с защитой прав пострадавших участников долевого строительства в отношении проблемного объекта.

При применении указанного Закона у отдельных граждан, инвестировавших свои финансовые средства в жилищное строительство возникают определенные проблемы.

Так, в адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение от гражданки Д. из Калининграда. Заявительница, как и гражданка З., является пострадавшим участником долевого строительства жилого дома по ул.Челнокова, 2-8а, однако в связи с тем, что инвестировала свои финансовые средства в строительство нежилого помещения, в реестр пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области не включена. Законодательством предусмотрено предоставление мер поддержки лишь гражданам, заключившим договоры для приобретения жилых помещений.

Гражданкой Д. был заключён договор с ООО «Калининграджилстрой» на приобретение нежилого помещения. Поэтому ей отказано во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на территории Калининградской области на основании подпункта 2 пункта 12 порядка формирования и ведения реестра, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 15.10. 2012 года № 790 «О мерах по реализации Закона Калининградской области «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов, иных объектов недвижимости жилого назначения на территории Калининградской области», принятого в соответствии с действующим законодательством РФ.

При действующем на сегодняшний день законодательстве Российской Федерации, Калининградской области восстановление нарушенных прав при приобретении нежилых помещений подлежит разрешению исключительно в судебном порядке.

Считаю такой порядок несправедливым, так как указанные граждане также инвестировали свои финансовые средства в строительство жилых домов. Тот факт, что ими были заключены договоры с застройщиками на предоставление нежилых помещений в строящихся жилых домах, не должен лишать их права на государственную поддержку в случае обмана их инвестором. Зачастую граждане заключали договоры на нежилое помещение лишь по причине того что не накопили достаточных средств на приобретение жилья в указанных домах и рассчитывали на то что благодаря приобретению небольшого нежилого помещения в строящемся доме, организуя малый бизнес в инфраструктуре жилого дома, смогут заработать средства на улучшение жилищных условий.

По состоянию на 31.12.2014 года Министерством строительства области осуществляется контроль и надзор за деятельностью 206 застройщиков, заключивших договоры участия в долевом строительстве в отношении 440 многоквартирных домов. В сводный перечень проблемных объектов включено 30 домов, договоры на строительство которых заключили 1062 граждан. Из числа проблемных объектов исключен многоквартирный дом по ул. Солнечной в г. Зеленоградске (застройщик ООО «Твое жилье») в связи с вводом его в эксплуатацию 30.10 2014 года.

Вместе с тем, в адрес Уполномоченного по правам человека поступало обращение от гражданки Д., относящейся к категории пострадавших участников долевого строительства 100-квартирного жилого дома по ул. Солнечной в г. Зеленоградске (застройщик ООО «Твое жилье»), которое было направлено Уполномоченным в Министерство строительства Калининградской области с ходатайством о содействии заявительнице в защите ее жилищных прав. На основании Приказа Министерства строительства Калининградской области от 12.11.2012 года № 31-ОД многоквартирный жилой дом по ул. Солнечной в г. Зеленоградске был признан проблемным и включен в сводный перечень проблемных объектов на территории Калининградской области.

В качестве меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства была выбрана мера — оказание содействия в завершении строительства проблемного объекта. Процесс завершения строительства многоквартирного дома был осложнен процедурой банкротства застройщика. Часть участников долевого строительства ранее признали право собственности в незавершенном строительстве, другая часть граждан включилась в реестр на передачу жилых помещений в порядке, предусмотренном параграфом 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с разрешением от 30 октября 2014 года, выданным администрацией муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», 100-квартирный жилой дом с нежилыми встроенно-пристроенными помещениями в цокольном этаже, расположенный по адресу: г. Зеленоградск, ул. Солнечная, введен в эксплуатацию. В срок до 1 мая 2015 года конкурсный управляющий должен вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи им в собственность жилых помещений.

Граждане, раннее признавшие право собственности на незавершенный строительством объект, в настоящее время обращаются в органы судебной власти с исковыми заявлениями о признании права собственности на жилые помещения. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Министерством строительства Калининградской области проводились контрольные мероприятия, в том числе выездные проверки и анализ ежеквартальной отчетности застройщиков.

В 2014 году было возбуждено 137 административных дел в отношении застройщиков и их должностных лиц за нарушение законодательства в области долевого строительства, назначены административные штрафы на общую сумму 7220 тыс. рублей. Министерство строительства осуществляет прием граждан с целью выявления и рассмотрения проблемных ситуаций, связанных с участием граждан в долевом строительстве, а также оказания бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Калининградской области. Кроме того, осуществляется мониторинг сайта Арбитражного суда Калининградской области с целью получения информации о наличии дел о несостоятельности (банкротстве) застройщиков.

В 2014 году в адрес Уполномоченного по правам человека поступали также жалобы от граждан, проживающих в коммунальных квартирах в городе Калининграде, претендующих на освободившиеся комнаты.

Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» утвержден новый порядок предоставления освободившихся жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах по договору социального найма42 в порядке ч. 4 ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с данным постановлением управлением учета и найма жилья ежеквартально формируется реестр освободившихся жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах, предоставляемых по договору социального найма, который размещается на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» и в газете «Гражданин».

В течение 45 дней со дня размещения информации на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» и в газете «Гражданин» гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо обратиться с заявлением о предоставлении им освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире по договору социального найма и представить пакет документов. При поступлении на рассмотрение заявлений нескольких граждан, претендующих на предоставление одного и того же жилого помещения (комнаты) в коммунальной квартире, решение о предоставлении данного жилого помещения принимается на основании даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Освободившееся жилое помещение (комната) в коммунальной квартире предоставляется в том состоянии, в котором оно находится на момент предоставления, без проведения ремонта. Ремонтные работы будут производиться заявителем за счет собственных средств, о чем он указывает в заявлении.

Полагаю, что новый порядок предоставления освободившихся комнат в коммунальных квартирах может привести в нарушению жилищных прав тех граждан, которые в силу возраста, здоровья, определенных семейных обстоятельств не смогут своевременно отследить информацию на сайте или в газете, в результате освободившиеся комнаты будут предоставлены не тем гражданам, которые стоят в очереди нуждающихся в предоставлении социального жилья в первых рядах, а тем, кто смог первым узнать информацию об освободившихся жилых помещениях. Считаю, что нежелание собственника освободившихся жилых помещений — администрации ГО «Город Калининград» — ремонтировать их также является нарушением жилищных прав граждан, нуждающихся в предоставлении социального жилья. К сожалению, серьезной жилищной проблемой является тот факт, что в муниципальных образованиях Калининградской области социальное жилье практически не строится, во многих отсутствует маневренный фонд. Возможность решения жилищных проблем жителей Калининградской области не будет обеспечена без формирования органами местного самоуправления жилищного фонда социального использования.

Проблема аварийного состояния жилья — одна из самых актуальных для жителей области.

Каждый гражданин, проживающий в многоквартирном доме, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ имеет право на благоприятные и безопасные условия проживания.

В адрес Уполномоченного по правам человека продолжают обращаться участники и инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны с просьбой об оказании содействия в проведении капитального ремонта жилья.

Постановлением Правительства Калининградской области от 26 сентября 2012 года № 755 «О целевой Программе Калининградской области «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 – 2015 годы» в 2014 году на выделенные средства из областного и местных бюджетов проведен капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, в которых проживает 447 ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. В 2014 году 16 ветеранов Великой Отечественной войны получили адресную социальную помощь из областного бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ на газификацию жилых помещений в сумме 181,8 тыс. рублей.

В отдельных муниципальных образованиях области приняты местные программы по ремонту многоквартирных домов. Так, например, в городском округе «Город Калининград» была разработана и принята ведомственная целевая программа «Капитальный ремонт муниципального жилого фонда городского округа «Город Калининград» на 2014 год». Согласно данной программе выделены средства на проведение капитального ремонта 22 жилых помещений, в которых проживают ветераны. В Балтийском городском округе ремонтные работы выполнены в квартирах 97 ветеранов на общую сумму 2264,9 тыс. рублей. В муниципальном образовании «Озерский район» 6 ветеранам оказано содействие в проведении косметического ремонта жилых помещений. В муниципальном образовании «Гусевский городской округ» 4 участникам Великой Отечественной войны выделена адресная материальная помощь

на возмещение расходов по газификации жилых помещений на общую сумму 376,0 тыс. рублей.

В то же время, право на помощь государства, органов местного самоуправления в ремонт жилья не гарантировано гражданам указанной категории, хотя они как никто другой это право заслужили. В статьях 14, 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» определен перечень мер социальной поддержки участников и инвалидов Великой Отечественной войны, которые предоставляются за счет средств федерального бюджета. Оказание финансовой и материальной помощи на проведение капитального ремонта в этот перечень не входит. Не нашел также отражения в данном законе и вопрос о социальной поддержке вдов погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны.

Представляется целесообразным Калининградской областной Думе выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» либо закрепить указанное право за ветеранами региональным законодательством. На ремонт уже имеющегося жилья будет израсходовано меньше средств, чем на приобретение нового жилья, кроме того, ветераны часто болезненно воспринимают переезд из родного дома.

Другая категория граждан, нуждающихся в помощи государства в ремонте жилья — дети-сироты.

Законом Калининградской области «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 714 от 28 декабря 2005 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа предусмотрена мера социальной поддержки по ремонту жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности (п.3 ст.8).

В 2014 году за счет средств областного бюджета оказана мера социальной поддержки в виде проведения ремонта жилых помещений, находящихся в индивидуальной собственности, 30 гражданам из числа детей-сирот. Ежегодно в рамках реализации Целевой Программы Калининградской области «Дети-сироты» на 2012-2016 годы на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрено 14 миллионов рублей. По информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса (далее — ЖКХ и ТЭК) Калининградской области, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 года № 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» по Калининградской области установлен следующий целевой показатель на 2014 год по переселению граждан из аварийного жилищного фонда: 13,54 тыс.кв.м.

Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2012 года, на территории Калининградской области осуществляется с участием средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд) и за счет средств инвесторов в рамках развития застроенных территорий. В рамках реализации программных мероприятий этапа 2013-2014 годов было запланировано приобретение 235 жилых помещений для переселения 603 человек из 49 аварийных многоквартирных домов в 6 муниципальных образованиях Калининградской области, а именно: Краснознаменский муниципальный район; Пионерский городской округ; Гусевский городской округ; Светлогорский район; городской округ «Город Калининград»; Балтийский муниципальный район. Общий объем финансирования этапа составил 390,76 млн. руб., в том числе: 124,70 млн. рублей — средства Фонда; 80,02 млн. рублей — средства областного бюджета; 186,04 млн. рублей — средства местных бюджетов.

В свою очередь для достижения целевого показателя было запланировано до конца 2014 года осуществить расселение аварийного жилищного фонда, включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по этапу 2014- 2015 годов на территориях следующих муниципальных образованиях: Нестеровское городское поселение; Пионерский городской округ; Балтийский муниципальный район; городской округ «Город Калининград»; Гурьевский городской округ; Советский городской округ. По состоянию на 01 января 2015 года переселено 1180 человек из 435 жилых помещений, расселяемой площадью 16713,48 кв.м., что составляет 123% от запланированного показателя на 2014 год. Для переселения этих граждан на территориях муниципальных образований введено в эксплуатацию 24 многоквартирных дома малоэтажной застройки.

В целом мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Калининградской области по итогам 2014 года выполнены и составляют 123% от запланированного целевого показателя на 2014 год.

В ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека описывалась ситуация нарушения жилищных прав гражданки М.

Заявительница, проживающая тогда в городе Калининграде в аварийном доме в п. Чкаловске по ул. Авиационной обратилась в адрес Уполномоченного по правам человека еще в 2010 году.

Дом, являющийся собственностью городского округа «Город Калининград», в котором она жила по договору социального найма, на протяжении 20 лет тонул в грунтовых водах.

При содействии Уполномоченного по правам человека заявительнице удалось добиться признания дома аварийным и переселения семьи М. в помещение маневренного фонда.

И лишь в декабре 2014 года семье М. было предоставлено новое благоустроенное помещение в городе Калининграде. По информации Министерства ЖКХ и ТЭК, в 2013-2014 годах капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов производился в рамках реализации целевой программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов», утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 26.09.2012 года № 755. В 2013 году на реализацию Программы в областном бюджете были предусмотрены денежные средства в сумме 500 миллионов рублей. При условии софинансирования средствами местных бюджетов в сумме 220,4 миллиона рублей и средствами собственников помещений в сумме 46,7 миллионов рублей было отремонтировано 435 многоквартирных дома, в которых проживает 27,2 тыс. человек.

Из 22 муниципальных образований участие в Программе смогли принять 17. На реализацию мероприятий Программы в 2014 году в областном бюджете было предусмотрено 1 миллиард рублей. В адресный перечень Программы включено 612 многоквартирных домов общей площадью более 1 миллиона кв. м., в которых проживают 41 тыс. человек. Общая стоимость работ составляет 1,4 миллиарда рублей из них: средства областного бюджета — 918 миллиона рублей; средства местных бюджетов — 423,4 миллиона рублей; средства собственников — 78,6 миллиона рублей.

Собственники помещений многоквартирных домов обеспечили софинансирование проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в размере от 5 до 30 процентов от стоимости капитального ремонта. На основании распоряжения Правительства Калининградской области от 26 февраля 2014 года № 7-рп «О создании специализированной некоммерческой организации Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса Калининградской области от 03 марта 2014 года № 27 «О создании специализированной некоммерческой организации Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»» 18 апреля 2014 года был зарегистрирован региональный оператор – специализированная некоммерческая организация Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», являющаяся юридическим лицом, созданная в организационно-правовой форме фонда (далее — Фонд).

Министерством ЖКХ и ТЭК Калининградской области совместно с Фондом проводится работа по взаимодействию с муниципальными образованиями Калининградской области в части организации мероприятий по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Фондом проводится работа по мониторингу всех многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта. По итогам мониторинга составляются акты обследования.

Вследствие неудовлетворительного проведения реформирования системы ЖКХ зачастую жители Калининградской области вынуждены проживать в жилых помещениях, не отвечающих требованиям безопасности.

К примеру, в адрес Уполномоченного в феврале 2014 года обратился гражданин К. из города Гурьевска по вопросу ликвидации аварийной ситуации, связанной с неисправностью канализационной системы, по причине которой у него произошло затопление земельного приусадебного участка.

После обращения Уполномоченного к главе Гурьевского городского округа, на придомовой территории жилого дома К. проведены работы по ремонту участка ливневой канализации.

Случается, что жилые помещения Калининградской области не отвечают требованиям безопасности, так как находятся в неудовлетворительном противопожарном состоянии.

Так, в сентябре 2014 года в адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение от гражданки К. в защиту жилищных прав ее родителей, чей дом в пос. Красный Яр Гвардейского района сгорел во время пожара.

Родителям К. было предоставлено помещение в маневренном фонде, однако для приведения его в пригодное для проживания состояние, был необходим капитальный ремонт, на который у семьи К., являющихся пенсионерами, отсутствовали финансовые средства. Их дочь К. одна воспитывает двоих детей, в связи с чем не имела финансовой возможности помочь родителям в ремонте жилья, просила содействия в ремонте предоставленного родителям помещения в пос.Талпаки.

Уполномоченный обратился с ходатайством об оказании помощи в ремонте дома родителей К. в Администрацию Гвардейского района Калининградской области. Из резервного фонда по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий администрацией МО

«Зоринское сельское поселение» были выделены бюджетные ассигнования в сумме 20000 рублей на оказание однократной материальной помощи гражданам, пострадавшим от пожара (по 5000 рублей). Администрацией МО «Зоринское сельское поселение» за счет собственных средств произведен ремонт указанного помещения для приведения его в состояние, пригодное для проживания.

Уполномоченный по правам человека отмечал в своих докладах, что фактически возможности предоставления органами местного самоуправления экстренной помощи гражданам, оказавшимся в одночасье без крова, невелики.

Представляется необходимым регламентировать вопрос предоставления гражданам, оказавшимся в такого рода жизненных обстоятельствах, действенной помощи с последующей компенсацией затраченных средств из бюджета Калининградской области либо Российской Федерации.

Необходимо менять систему государственной и муниципальной поддержки граждан, утративших единственное жилье, должен быть выработан четкий и понятный людям алгоритм государственной поддержки граждан, оказавшихся в подобной ситуации.

Иногда в нарушении условий безопасности жилья бывают виноватыми сами граждане.

Так, в адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области поступило обращение от гражданки У., проживающей в г.Гурьевске..

Заявительница сообщала, что жилое помещение, в котором она проживает, является долевой собственностью ее семьи и семьи Д.. Ее соседка Д. организовала в подвале дома авторазборку, в результате чего вокруг дома – антисанитария – разбросаны детали автомобилей, баллоны ацетилена и кислорода, с поврежденных автомобилей бесконтрольно сливаются ГСМ. Гараж Д. заполнен пожароопасными материалами, автомобили разрезают турбиной и автогеном, в связи с чем заявительница опасается, что в результате резки искры могут, попав на пожароопасный объект, воспламениться. Заявительница предполагала, что попадание машинного масла на кислородный баллон может спровоцировать взрыв, а испарения соляной кислоты вызвать ожог легких и слизистой оболочки глаз. К Д. приезжают посетители, которые курят и бросают непотушенные окурки на территории.

Заявительница просила содействия в принятии мер реагирования к семье Д. с целью обязания ее обеспечить надлежащее санитарное состояние и безопасность территории. Обращение было направлено Уполномоченным на рассмотрение главе администрации Гурьевского муниципального района, в Административно-техническую инспекцию Калининградской области с ходатайством о принятии мер реагирования в защиту прав семьи У.

Специалистами контрольно-ревизионного управления администрации района совместно со специалистами управления дорожного хозяйства и благоустройства территории был осуществлен выезд по адресу, указанному в обращении. Установлено, что на части территории, принадлежащей Д., выявлено нарушение п. 2 ст. 12 Правил благоустройства территории Гурьевского городского округа, утвержденных решением сорок четвёртой сессии Гурьевского окружного Совета депутатов четвёртого созыва от 25 апреля 2014 года № 253, а именно запрещены стоянка и хранение технически неисправных и разукомплектованных транспортных средств, а также их частей и агрегатов вне специально отведенных мест. В отношении гр. Д.специалистами управления дорожного хозяйства и благоустройства территории составлен в соответствии с нарушенной нормой вышеуказанных правил протокол об административном правонарушении, переданный в Службу административно-технической инспекции по Калининградской области для привлечения гр. Д. к ответственности.

По информации Калининградского областного суда, увеличилось количество претензий к обслуживанию жилых домов, предоставлению коммунальных услуг, что обусловлено ростом расходов населения на услуги ЖКХ, что не всегда адекватно качеству предоставляемых услуг, и соответственно ведет к возникновению судебных споров. Современное правовое регулирование указанных вопросов налагает именно на собственников помещений многоквартирных жилых домов бремя их содержания, что не всегда вызывает у них понимание и является причиной обращения в суд.

Согласно статистическим данным о работе мировых судей Калининградской области в 2014 году окончено 36 517 дел о взыскании платы за жилищно-коммунальные услуги. По сравнению с 2013 годом, когда было окончено 23 021 дел, в 2014 году имел место резкий рост в количественном выражении – на 58,6%. С вынесением решения рассмотрено 32 424 дел, с удовлетворением заявленных требований 31 238 дел. По удовлетворенным искам по делам данной категории в 2014 году присуждено к взысканию 298 367 393 рублей (в 2013 г. – 181 766 783 рублей).

Существенным остается число дел по искам о взыскании платы за жилье и коммунальные услуги и в райгорсудах области, которые рассматривают данную категорию споров при цене иска более 50 000 руб. В 2014 году таких дел окончено 1 621 (в 2013 году – 1705 дел). С удовлетворением требований рассмотрено 1 395 дел. Присуждено к взысканию 92 624 945 рублей. (в 2013 году – 93 095 312 рублей).

— 159 —

Нередко при рассмотрении исков управляющих компаний о взыскании с собственников или нанимателей жилых помещений платы за жилье и коммунальные услуги ответчиками по таким искам заявляются встречные требования об оспаривании задолженности в связи с ненадлежащим качеством соответствующих услуг, то есть невнесение платы связано не только с халатным отношением к исполнению обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, но и с претензиями граждан к управляющим и ресурсоснабжающим организациям.

Собственниками и нанимателями жилых помещений заявляются и самостоятельные иски, например, о возложении обязанности произвести ремонтные работы, оспаривании решений общего собрания собственников многоквартирного дома, компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим оказанием услуг, и т.п.. Согласно статистическим данным о работе райгорсудов области за 2014 г. ими окончено 78 дел по жилищным спорам с управляющими компаниями. С вынесением решения рассмотрено 32 дела, по 26 делам требования удовлетворены.

В структуре таких дел можно выделить споры о выборе способа управления многоквартирным домом с оспариванием решений общих собраний, в том числе и по выбору способа управления, выборе конкретной управляющей компании. Разрешая такие споры, суды ставят на обсуждение вопросы проверки соблюдения процедуры созыва собрания, надлежащего уведомления собственников о его проведении, наличия кворума для голосования, правильности подсчета голосов.

Что касается других вопросов, составляющих основные условия договоров с управляющей организацией, подлежащие разрешению на общем собрании, то согласно ст. 158 ЖК РФ к таким вопросам относится установление размера расходов на содержание общего имущества жилого дома: состав этих расходов, условия и порядок их внесения. Общее собрание собственников может принять решение об оказании дополнительных работ и услуг, связанных с обслуживанием и ремонтом общего имущества (например, содержание вахтера, охраны, домофона и т.п.). Введение этих дополнительных услуг (работ) является исключительной прерогативой общего собрания собственников, эти услуги не могут быть навязаны управляющей организацией.

Договор на управление, заключенный между собственником помещения жилого дома и управляющей компанией по своей правовой природе относится к потребительским договорам, на возникающие правоотношения по таким договорам распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей». Требования Закона РФ «О защите прав потребителей» распространяются на все сферы деятельности управляющей организации, как обслуживающей (предоставляющей услуги по содержанию и ремонту), а также как управляющей. Управляющая организация, заключившая договоры с собственниками помещений жилого дома и принявшая на себя обязательства по управлению им, вступает во взаимоотношения с ресурсонабжающими организациями по оказанию коммунальных услуг.

Судебная практика исходит из того, что поставщиком коммунальных услуг по отношению к собственникам помещений жилого дома выступает именно управляющая организация и от нее собственники вправе требовать не только надлежащего оказания коммунальных услуг, но и соответствующей компенсации за их неоказание (ненадлежащее оказание), в том числе и в виде компенсации морального вреда. Кроме того, такая же ответственность у управляющей организации возникает и как у исполнителя услуг по обслуживанию общего имущества жилого дома.

Претензии к управляющим организациям у собственников помещений жилого дома, как правило, возникают в связи с непроведением либо некачественным проведением текущего ремонта общего имущества жилого дома. Управляющая организация является обязанной по проведению ремонтных работ (текущего ремонта), обеспечивающих безопасные условия проживания в жилом доме, а также направленных на предотвращение разрушения основных конструкций жилого здания. По общему правилу проведение текущего ремонта управляющая организация вправе осуществлять в пределах средств, поступивших от жильцов дома в качестве платы за содержание и ремонт общего имущества. Вместе с тем, если речь идет о необходимости текущего ремонта, являющегося обязанностью управляющей организации, отсутствие на это необходимых денежных средств правого значения не имеет.

Споры с ресурсонабжающими организациями связаны зачастую с установкой в многоквартирных жилых домах коллективных (общедомовых) приборов учета. Судебная практика исходит из того что установка приборов учета связана не только с инициативой собственников. Такое решение может принять и ресурсоснабжающая организация, учитывая, что действующее законодательство об энергосбережении направлено на обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов. Разрешая споры, в том числе связанные с оспариванием действий по установке приборов учета, суд проверяет только правильность установки таких счетчиков и соответствие их действующим стандартам и исходит из того что ресурсоснабжающая организация не должна нести ответственность за недостатки общего имущества жилого дома, связанные с энергосберегающими мероприятиями, поскольку вопросы общего состояния жилого дома и проведения таких мероприятий относятся к компетенции собственников жилья.

Обращения граждан жилищной тематики в органы власти, к Уполномоченному по правам человека в 2014 году зачастую были связаны с вступившими в силу новыми Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов43. Данный документ вступил в силу с 1 сентября 2012 года, придя на смену действовавшим около 6 лет Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307, снискавшим большое количество замечаний и нареканий, как со стороны потребителей коммунальных услуг, так и со стороны управляющих, ресурсоснабжающих организаций, контролирующих органов. По замыслу разработчиков новых Правил, существующие недостатки новым документом должны быть устранены или, по крайней мере, сведены к минимуму.

Вступление в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг было связано с внесением изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг44. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 25845 такие изменения были внесены, нормативы потребления коммунальных услуг увеличились, что, по замыслу разработчиков, должно было стимулировать граждан к оборудованию многоквартирных домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов.

Однако при применении новых методов расчета проблем для граждан меньше не стало, напротив, появились новые трудности.

Анализ обращений показывает, что граждане по-прежнему обращаются к Уполномоченному по вопросам, связанным с ненадлежащим исполнением управляющими организациями своих обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов; низким качеством предоставляемых коммунальных услуг; завышенным размером коммунальных платежей, рассчитанных с использованием показаний общедомовых приборов учета; выставлением неоправданно больших общедомовых потерь за электроэнергию; отказом в произведении перерасчета за непредоставленную или некачественную коммунальную услугу. Жалуются граждане и на не раскрытие в полной мере управляющими организациями информации о своей деятельности.

С осени 2012 года граждане столкнулись проблемой оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН). Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг была закреплена обязанность потребителя в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления, отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные ему в жилом помещении и потребляемые в процессе использования общего имущества. Начисление платы за коммунальные услуги, израсходованные на ОДН вызывает массу вопросов, связанных, в первую очередь, с неожиданно большими величинами последних. Часто к Уполномоченному обращаются граждане, у которых в квитанциях на оплату электроэнергии значения показателей ОДН равны или даже превышают показания внутриквартирных счетчиков.

Согласно п.29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды включается не только расход коммунальных ресурсов на содержание мест общего пользования, но и нормативные технологические потери. Таким образом, в случае применения нормативов потребления при расчете ОДН, размер оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды увеличивается и не зависит, например, от того, имеется или отсутствует водоразборное устройство в местах общего пользования. Рост платы за общедомовые нужды можно объяснить необходимостью рассчитывать плату на ОДН и в том случае, когда многоквартирный дом не имеет общедомового прибора учета, с применением повышенных нормативов потребления коммунальных услуг. Но имеют место и большие потери, когда дом оборудован общими приборами учета. В этом случае жильцам совместно с управляющими организациями с привлечением специалистов ресурсоснабжающих организаций необходимо искать причины таких потерь (несанкционированные подключения, потеря ресурсов во внутридомовых коммуникациях и т. п.) и принимать меры к их минимизации, как того требует Федеральный закон «Об энергосбережении…»46.

Кроме того, для случая, когда дом не оборудован общим прибором учета, в самой формуле расчета платы за ОДН для конкретной квартиры, приведенной в Приложении № 2 к Правилам № 354, их величина прямопропорциональна не только общей площади занимаемой гражданином квартиры, но и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Проверить правильность определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, для жильцов весьма проблематично, к ним относятся подвалы, чердаки и другие нежилые подсобные помещения.

Для уточнения площадей мест общего пользования в многоквартирных домах, используемых при расчете размера платы за потребленные коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, необходимо проводить инвентаризацию жилищного фонда.

В целях исключения перекладывания на плечи жильцов обязанности устанавливать причины больших общедомовых потерь и создания заинтересованности в этом у управляющих организаций, целесообразно рассмотреть возможность введения определенного норматива потребления на общедомовые нужды, превышение величины которого будет оплачиваться уже не гражданами, а исполнителями коммунальных услуг за счет платы за содержание и ремонт жилья.

В настоящее время многие потребители, понимая несправедливость выставленных им неоправданно высоких счетов за ОДН, сознательно не оплачивают расходы на общедомовые нужды. Это ведет в тупик, делая граждан должниками. Жилищный кодекс РФ устанавливает обязанность для собственников жилья нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Сам факт наличия коммунальной задолженности, вне зависимости от того как она образовалась, является основанием к прекращению выплат малоимущим гражданам компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п. 3 ст. 160 ЖК РФ).

Сложившаяся система ЖКХ является по сути перекладыванием на плечи собственников всё большего количества обязанностей по управлению многоквартирными домами и оплате в полном объёме ЖКУ, вынуждает граждан занимать более активную позицию, участвовать в общественной жизни дома, создавать инициативные группы, выбирать совет дома с целью эффективного контроля процесса начисления платы за коммунальные услуги. Полагаю несправедливым возлагать не жильцов эти обязанности и ответственность, вынуждая их становиться специалистами в области ЖКХ. Не все граждане на это способны.

Потребителей коммунальных услуг возмущены постоянным ростом тарифов на услуги ЖКХ. При этом зарплаты и пенсии не могут угнаться за ними.

Нельзя не согласиться с позицией Президента РФ по данному вопросу: «Платеж должен быть экономически обоснованным и социально справедливым. Должна быть социальная справедливость, рост платы граждан должен быть ограничен 6% в год».

Следует отметить, что на правительственном уровне признана необходимость облегчения для граждан бремени коммунальных платежей. Министерство регионального развития и Федеральная служба по тарифам направили в Правительство РФ инициативы по ограничению коммунальных платежей. Ведомства предлагают вернуться к системе предельных индексов, установить «потолок» для роста платежей, а также сбалансировать общий объем платежей за коммунальные услуги таким образом, чтобы они равномерно распределялись по 12 месяцам года.

В своих докладах, выступлениях Уполномоченным по правам человека высказывалась мысль о целесообразности лицензирования управляющих организаций.

Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ в Жилищный кодекс РФ введен новый раздел X, посвященный лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. Закон о лицензировании должен помочь отсечь халатность, недобросовестность и непрофессионализм в управляющих организациях. Одновременно, вводится новый вид государственной пошлины за лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в размере 30 тыс. рублей.

Таким образом, изменения, произошедшие в сфере ЖКХ в 2014 году — переход на новую систему капремонта, лицензирование УК — бьют по карману потребителей ЖКУ, которые вынуждены платить все больше и больше за услуги ЖКХ, несмотря на то что инженерные сети, да и в целом весь жилищный фонд сильно изношены. Причем, граждане, проживающие в ветхом жилье, как правило малообеспеченные, вынуждены платить за ЖКУ больше, чем жители новостроек.

Только в городе Калининграде 111 управляющих компаний управляют почти 90 процентами всего жилого фонда — 5246 домов, кроме того в городе работают 365 Товариществ собственников жилья (ТСЖ), в управлении которых 608 домов. До 1 мая они должны доказать, что способны управлять многоквартирными домами, обладают материально-технической базой. А если не докажут — жители на общем собрании должны решить – или создавать ТСЖ, или по конкурсу выбрать новую управляющую компанию.

Новеллы законодательства должны способствовать урегулированию проблемы бесконтрольной деятельности управляющих компаний, однако при этом нельзя допустить оттока управляющих организаций с рынка. Существует риск того, что проблемный жилфонд в ситуации отстранения управляющей компании от его обслуживания по причине допущенных нарушений не будет обслуживаться в отсутствии конкуренции. Возможен также односторонний отказ управляющих организаций от нерентабельных домов, чего никак нельзя допустить.

Уполномоченный по правам человека обращал внимание в своих докладах на проблему обеспечения населения региона качественной питьевой водой. Весомым фактором риска в формировании здоровья населения является хозяйственно-питьевое водоснабжение. Охрана здоровья и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения – одна из целей государственной политики в сфере водоснабжения.

В 2014 году в адрес Уполномоченного поступило коллективное обращение от жильцов поселка Котельниково Зеленоградского района Калининградской области.

В обращении, в частности, сообщалось о возможном ненадлежащем качестве воды в артезианских скважинах, расположенных в окрестностях поселка Котельниково Зеленоградского района в связи с расположением вблизи участков кладбища.

По ходатайству Уполномоченного, направленного в Управление Роепотребнадзора по Калининградской области, территориальным отделом в Зеленоградском, Светлогорском, Балтийском районах и Светловском городском округе проведена проверка фактов, изложенных в жалобе. Установлено, что требования СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не нарушены. Учитывая обеспокоенность граждан, специалистами АИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» дополнительно исследована питьевая вода из скважин №№ 1А, 19. 20 на содержание мышьяка. Результаты испытаний в пределах, установленных гигиеническими нормативами.

По информации Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, в 2014 г. ситуация с состоянием как подземных, так и поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения и качеством воды в местах водозабора остается стабильной.

Не соответствовало санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 12,9% источников централизованного водоснабжения (в 2013г. – 13,3%), в т.ч. из-за отсутствия зон санитарной охраны 10,8% (в 2013г. – 11,4%). По поверхностным источникам не соответствовало санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 4 из 6 поверхностных источников, как и в 2013 году, в т.ч. канал Широкий в пос.Мысовка и река Промысловая в пос.Причалы, Полесский канал в пос.Головкино. Из подземных источников не соответствует санитарным требованиям 12,5% (в 2013г. — 12,9%); в т.ч. из-за отсутствия зон санитарной охраны 10,4% (в 2013г. – 10,9%).

В сравнении с 2013 г. доля проб воды из источников централизованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям увеличилась и составила 25,1% и 3,3% соответственно (в 2013г. – 20,1% и 1,4%). По паразитологическим показателям все исследованные пробы отвечали гигиеническим нормативам.

Доля водопроводов, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в 2014 г. составила 19,9 (в 2013 г. – 20,8%), что несколько выше показателя по РФ в целом в 2013г.(17,8%). В т.ч. из-за отсутствия: зон санитарной охраны – 42,5 % , необходимого комплекса очистных сооружений – 55,9%; обеззараживающих установок – 18,1%.

Качество питьевой воды из водопроводной сети достаточно стабильно. Удельный вес неудовлетворительных проб питьевой воды по санитарно-химическим показателям по сравнению с 2013г. уменьшился и составил 19,3 % (в 2013г. – 20,3%), вместе с тем данный показатель несколько выше, чем в целом по РФ (в 2013г. — 16,4%) . В основном, превышения отмечались по органолептическим показателям и содержанию железа. По микробиологическим показателям качество воды не изменилось, удельный вес нестандартных проб составил 2,9% (в 2013г.– 2,9%) (в РФ в 2013г. – 4,2%).

Основной причиной ухудшения качества питьевой воды в части ее безопасности, по-прежнему являются аварийные ситуации на сетях, несвоевременное их устранение, приводящее ко вторичному загрязнению воды при ее транспортировке.

Доля колодцев, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям составила 21,4% (в 2013г. – 19,3%), в основном это колодцы в сельской местности. Качество воды из колодцев остается достаточно нестабильным: доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям составила 21,1% (в 2013 г. — 28,6 % ). Удельный вес неудовлетворительных проб воды по микробиологическим показателям значительно ниже и составил 9,2 % (в 2013г. – 9,6%). Возбудители патогенной флоры в воде источников нецентрализованного водоснабжения обнаружены не были. Не было выявлено проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по паразитологическим показателям.

Доброкачественной питьевой водой обеспечено 63,7% населения области, что выше показателя по РФ в 2013 году, который составил 62,1%, в т.ч. 78,5% населения, проживающего в городских поселениях (в 2013г. — 80,1%), 12,8% населения, проживающего в сельских поселениях (в 2013г. – 14,8%). Тем самым, большая часть населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, проживает в городских поселениях. Безопасная в эпидемиологическом отношении вода подается населению в городах Советске и Калининграде, где проживает более половины населения области. Значительно хуже среднеобластных показатели воды в Гурьевском, Озерском городских округах, Нестеровском районе, Полесском, Багратионовском муниципальных районах, где существующая система водоподготовки несовершенна.

С целью улучшения качества питьевой воды и санитарно-технического состояния источников и водопроводов централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в рамках реализации Водной стратегии и государственной программы «Чистая вода» в области разработана и реализуется Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2015 года, Целевая Программа Калининградской области «Областная инвестиционная программа на 2009-2014 годы».

В 2014 году проведена проверка в отношении 17 хозяйствующих субъектов, занимающихся сбором, очисткой и распределением воды. По фактам выявленных нарушений составлено 58 протоколов об административном правонарушении, в т.ч 15 – на юридические лица. Наложен 51 штраф на сумму 471,5 тыс.руб. Выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Во исполнении Федерального закона от 07.12.2011г. №416 «О водоснабжении и водоотведении», Управлением Роспотребнадзора в январе-феврале 2014г. по результатам лабораторного контроля качества питьевой воды направлено 77 уведомлений в органы местного самоуправления и в организации, осуществляющие водоснабжение, с целью разработки мероприятий по ее улучшению.

По информации Министерства ЖКХ и ТЭК, в 2014 году началась реконструкция сетей водоснабжения в городах Пионерском, Калининграде, поселке Поддубы Гусевского городского округа, в результате которой будет построено новых сетей более 23 км, срок завершения мероприятий -2015 год. В планах провести реконструкцию объектов и сетей водоснабжения в городах Калининграде, Полесске, Нестерове, Советске, Багратионовске, Гвардейске, Гусеве, Мамоново, Светлом, поселках Гвардейского района, пос. Рыбное Пионерского района, пос. Нивенское Багратионовского района. В результате проведенных мероприятий в данных городах и поселениях Калининградской области более 120 тысяч жителей получат качественную питьевую воду, значительно сократится количество аварий, уменьшатся потери на сетях водоснабжения.

В целях успешной реализации данных дорогостоящих мероприятий социально важных для жителей области Губернатором Калининградской области впервые было принято решение обеспечить разработку проектной документации по объектам водоснабжения в основном за счет средств областного бюджета путем включения данных расходов в областную инвестиционную программу. В 2014 году были включены мероприятия по разработке проектной и рабочей документации по 11 объектам водоснабжения и водоотведения в 10 муниципальных образованиях области на общую сумму более 150 миллионов рублей.

Одной из экологических проблем в Калининградской области является загрязнение водоемов неочищенными сточными водами. Для решения данной проблемы в Калининградской области на протяжении многих лет реализуются мероприятия по строительству очистных сооружений. В 2014 году уже введены в эксплуатацию очистные сооружения в городе Багратионовске, поселке Большое Исаково Гурьевсого городского округа, городе Советске, последние отличаются самым современным оборудованием и наилучшей технологией очистки сточных вод. В течение 2014 года осуществлялось строительство очистных сооружений в городах Мамоново, Славске, Неман в рамках программы приграничного сотрудничества Литва-Польша-Россия. Проблемы жильцов вызваны также необходимостью модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории Калининградской области.

Так, в адрес Уполномоченного по правам человека обратилась гражданка З., проживающая в городе Советске. З. сообщила, что испытывает сложности с отоплением квартиры, так как жилое помещение не газифицировано. Материальные возможности самостоятельно оплатить расходы по газификации у заявительницы отсутствуют, так как ей 80 лет, живет на пенсию по возрасту.

Обращение З. направлено в администрацию Советского городского округа с ходатайством о принятии мер реагирования в защиту жилищных прав З. В Калининградской области реализуется «Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы». Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 311 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года». Эти программы содержат разделы газификации области. Существует постановление Правительства Калининградской области от 05.11.2013 г. № 814 «О стратегии развития газификации Калининградской области на период до 2020 года». В этих Программах говорится о строительстве магистральных газопроводов и газопроводов-вводов к жилым домам. В соответствии с п. 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ внутридомовую развязку газовых сетей собственники должны делать за счет собственных средств.

Учитывая возраст заявительницы, управлению социальной защиты населения администрации Советского городского округа рекомендовано провести обследование жилищно-бытовых условий З. с целью определения нуждаемости в социальном надомном обслуживании. В случае изъявления желания З. стать получателем социальных услуг на дому, в соответствии с действующим законодательством весь пакет гарантированных социальных услуг (с учетом нуждаемости и индивидуальной потребности) ей будет предоставлен управлением социальной защиты населения администрации Советского городского округа.

В рамках модернизации объектов ЖКХ в области в 2014 году завершилось строительство газовой котельной в г. Светлом, что позволило существенно снизить себестоимость выработки тепловой энергии (высокий КПД, более дешевое топливо, автоматическое регулирование), а также привело к сокращению административно-хозяйственных издержек предприятия, включаемых в состав тарифа, улучшению экологической обстановки, обеспечению круглогодичной подачи горячей воды и, в целом, более качественному уровню оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению. В 2014 году осуществлялась реконструкция тепловых сетей в городе Советске, поселках Люблино Светловского городского округа и Знаменске Гвардейского района, которая позволила не только обеспечить получение качественной и бесперебойной услуги жителями указанных населенных пунктов, но и сократить потери тепловой энергии.

Реконструкция тепловых сетей в поселке Знаменске Гвардейского района производилась в рамках исполнения заключенного концессионного соглашения, по которому концессионер обязуется произвести реконструкцию котельных с переводом их на природный газ и подключением к реконструируемым тепловым сетям поселка Знаменска. Успешно, уже более 3 лет реализуется концессионное соглашение в городе Полесске, в рамках которого были построены три современных модульных газовых котельных. Рассматривается возможность привлечения частного инвестора в город Черняховск, с численностью населения более 40 тыс. человек.

Для осуществления данных мероприятий администрацией муниципального образования «Черняховский муниципальный район» были объявлены конкурные процедуры по заключению концессионного соглашения. В 2015 году будут подведены итоги конкурса и подписано концессионное соглашение на строительство, реконструкцию, модернизацию, а в дальнейшем эксплуатацию и содержание объектов по производству, передаче, и распространению тепловой энергии потребителям города Черняховска.

Важную роль в реализации жилищных прав граждан должны сыграть некоммерческие организации, осуществляющие общественный контроль за исполнением жилищного законодательства, оказывающие содействии собственникам жилых помещений в реализации их прав, предоставляющих юридическую помощь в защите жилищных прав, участвующие в просвещении граждан в жилищной сфере.

В Калининградской области с этой целью был создан региональный центр по осуществлению общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предполагалось, что сотрудники Центра будут оказывать помощь гражданам в получении информации по вопросам ЖКХ, в защите своих жилищных прав, консультировать граждан по жилищному законодательству, организовывать мероприятия в сфере жилищного просвещения населения, а также выявлять проблемы в сфере ЖКХ и разрабатывать предложения по их устранению и развитию системы жилищно-коммунального хозяйства.

К сожалению, Центр прекратил свое существование. Общественный контроль в ЖКХ – пока новое явление для нашего общества, получившее официальное признание совсем недавно. В ситуации, когда на рынке услуг управления домами еще мало профессионалов, а государство не в состоянии поставить жилищного инспектора возле каждого дома, единственный выход – самим гражданам брать ситуацию под свой контроль. Правовой основой общественного контроля является Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» №212-ФЗ47.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам Всероссийского форума ЖКХ «Новое качество» в Калининградской области стартовал федеральный проект «Школа грамотного потребителя», в рамках которого планируется проводить просветительскую работу в области реализации новых положений жилищного законодательства. Между Правительством Калининградской области и Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации заключено соглашение о сотрудничестве.

В рамках данного соглашения Правительством области совместно с Аналитическим центром два раза в месяц для различных категорий слушателей (старшие по домам, председатели ТСЖ, руководители управляющих организаций, специалисты администраций муниципальных образований) проводятся практические семинары, разъясняющие основные аспекты реализации новой системы капитального ремонта, жилищного законодательства и т.д. Аналитическим центром проводятся практические обучающие семинары для подготовки тьюторов, которые впоследствии смогут квалифицированно осуществлять консультационную поддержку населения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. На территории Калининградской области начал функционировать Региональный общественный центр «Балтийский Жилищный Союз»,

47 Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» который ведет работу по объединению и консолидации ТСЖ, ЖСК, ЖК в целях содействия решению проблем собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах. Принимаются телефонные обращения, ведется личный прием граждан по жилищным вопросам, по управлению многоквартирными домами, а также по вопросам функционирования сферы коммунального хозяйства. Профессиональные юристы проводят консультации для граждан на безвозмездной основе. Оказывается помощь не только консультациями, но и в составлении исков в судебные органы, а также, по возможности, осуществляется юридическое сопровождение дел в судах. В состав субъектов общественного контроля включены советы многоквартирных домов, поэтому «Балтийский Жилищный союз» как центр общественного контроля в сфере ЖКХ по Калининградской области особое внимание уделяет взаимодействию с советами домов в Калининградской области.

(Начало: http://kaliningradfirst.ru/198361, ttp://kaliningradfirst.ru/198551, http://kaliningradfirst.ru/198852, http://kaliningradfirst.ru/198856, http://kaliningradfirst.ru/198861, http://kaliningradfirst.ru/198883, http://kaliningradfirst.ru/198887)