Россия. Москва. 24 сентября 2015 года. . В Москве в Российской экономическом университете имени Г. В. Плеханова 23 сентября, в ходе международной конференции «Государственный и внутренний финансовый контроль: проблемы организации и взаимодействия в условиях модернизации экономики России», эксперты обсудили стратегические и практические вопросы развития комплекса мер, направленных на выявление и предотвращение нарушений при расходовании бюджетных средств.
По словам ректора Виктора Гришина, общий объем выявленных финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств в 2014 году вырос на треть и превысил триллион рублей. «На сегодняшний день реформирование системы госконтроля – одна из приоритетных задач уровня национальной безопасности России. Мы можем констатировать, что отечественная система регулирования ГФК не вполне соответствует международному уровню, доработки требуют критерии оценки качества работы государственных аудиторов, стандарты организации и проведения стратегического аудита», — отметил Гришин.
Счетной палатой РФ на основании материалов проверок была проведена оценка эффективности 32 из 39 госпрограмм, по результатам которой 18 госпрограммам была присвоена оценка «Низкий уровень эффективности», 3 — «Средний уровень эффективности», сообщило Агентство социально-экономических измерений Рейтинг Плюс. Анализ проверок, проведенных Счетной палатой, показал, что в 2014 году главными администраторами средств федерального бюджета практически не осуществлялся внутренний финансовый аудит в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности. Были установлены нарушения по ведению бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, при осуществлении государственных закупок, в сфере управления и распоряжения государственной собственностью и т.п.
Как представляется, инструментами улучшения государственного контроля могут стать внедрение системы проведения предварительного (ex-ante) аудита. Данный вид контроля позволяет обеспечить необходимую оперативность и результативность мер, направленных не столько на выявление, сколько предупреждение возможных нарушений и коррупционных действий в области расходования государственных финансов.
Необходимо сформировать актуальный, ясный и непротиворечивый перечень критериев, по которым может оцениваться эффективность государственных проектов и программ. В настоящий момент такой перечень отсутствует. Во многом это связано с тем, что выбор критериев представляет собой, как правило, локальную задачу, связанную с особенностями проводимого контрольного мероприятия. Уже в начале каждой проведения проверки аудитор должен каждый раз самостоятельно определять перечень непротиворечивых и четко определенных критериев, по которым он сможет оценивать эффективность. Наличие методического обеспечения и примерного перечня возможных критериев позволит выбрать соответствующие характеру проводимой проверки, сократив тем самым время на проведение аналитических процедур и повышая качество конечного результата.
На данном этапе у органов финансового контроля отсутствуют единые нормы, стандарты и правила проведения внутреннего финансового контроля, утвержденные законодательно. Сегодня необходима система общих для всех контрольных органов и обязательных для выполнения стандартов. Разработку стандартов можно возложить на Министерство финансов РФ, как органа, имеющего опыт регулирования аудиторской деятельности и разработки стандартов для независимых аудиторов.
Внедрение стратегического аудита, наряду с финансовым аудитом и аудитом эффективности, позволит органам внешнего контроля охватить весь цикл использования бюджетных средств: от разработки проекта до получения конечного результата. Стратегический аудит означает фактическое создание вертикально интегрированной системы стратегического планирования развития государства и регионов; унификация горизонтов планирования, показателей и целевых индикаторов общегосударственных, отраслевых и региональных программ стратегического развития.