“Спросим, владеет ли американская сторона какими-либо данными, которые будут полезны в расследовании авиакатастрофы…”
Польша. Варшава. 15 февраля 2016 года. . В Вашингтон сегодня, 15 февраля 2016 года, прибывает глава МИД Польши Витольд Ващиковский.
Ранее в Варшаве он сообщил собкору Радио Голос Балтии из Калининграда, что он попросит США в оказании помощи в расследованием авиакатастрофы под Смоленском:
— Спросим, владеет ли американская сторона какими-либо данными, которые будут полезны в расследовании авиакатастрофы… Возможно, их спутники что-то зафиксировали в момент катастрофы, или американская разведка получила информацию, которая могла бы быть важной.
Катастрофа Ту-154 в Смоленске — авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 10 апреля 2010 года вблизи Смоленска. Президентский авиалайнер Ту-154М Воздушных сил Польши выполнял рейс PLF 101 по маршруту Варшава—Смоленск, но при посадке на аэродром Смоленск-Северный в условиях сильного тумана лайнер столкнулся с деревьями, опрокинулся, рухнул на землю и полностью разрушился.
В катастрофе погибли все находившиеся на его борту 96 человек — 88 пассажиров и 8 членов экипажа, в их числе президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, а также известные польские политики, почти всё высшее военное командование и общественные и религиозные деятели.
Это крупнейшая по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства[8]. Президент Лех Качиньский направлялся в Россию с частным визитом во главе польской делегации на траурные мероприятия по случаю семидесятой годовщины расстрела польских офицеров в катынском лесу.
Расследованием МАК было установлено, что все системы самолёта до столкновения с землёй работали нормально; из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чём экипаж был извещён. МАК назвал причинами катастрофы неправильные действия экипажа самолёта и психологическое давление на него.
Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы ошибку экипажа, выделив в качестве фактора происшествия недостаточное аэронавигационное обеспечение полёта со стороны диспетчеров аэродрома Смоленск-Северный, и указала на недостатки в техническом обеспечении аэродрома.