Секрет китайского экономического чуда: от чашки риса в день — к «фабрике мира»

Россия. Москва. 11 мая 2021 года. Rainbow. Китай часто называют «фабрикой мира», и сегодня многих удивляет его цифровой и инновационный прорыв. Однако рыночные преобразования страны начинались не в городе, а деревне. Как в короткий срок удалось победить голод, накормить более миллиарда населения и поднять экономику страны до уровня мировых лидеров? В чем секрет китайских аграриев?

imageКолхозный бизнес. В сельской местности в 80-х годах прошлого века проживало более половины миллиардного населения страны. Здесь сконцентрировались нищета и голод. Успехи государственного аграрного регулирования — гарант политической лояльности к власти миллионов крестьян.

Следуя конфуцианской логике — переходить бурную реку, нащупывая камни, — в Китае не отменяли колхозы, госхозы, коммуны. Они существуют и сейчас. Их дополнили семейным крестьянским подрядом, добровольной кооперацией и рынком. Для китайской агросферы характерны микрохозяйства — в среднем 0,3 га на работника. Их укрупнение — одна из текущих задач КПК.

«Урожайность» вложений. За годы реформ урожайность зерновых в Китае выросла более чем в три раза (до 62 ц/га). В 2020 году китайский гибридный рис третьего поколения показал рекордную урожайность в 225 ц/га. В настоящее время Китай устойчиво занимает первые позиции в мире по валовым сборам риса — около трети мирового объема; третье место — по производству проса, лимона, лайма и сахарного тростника; второе — рапса, семян хлопка, манго, кукурузы, гречихи, бананов.

Еще КНР держит первое место в мире по производству куриных яиц, свинины, баранины, вылову рыбы, третье место — по производству мяса птицы и говядины. Все это сократило уровень сельской бедности.

В Китае наблюдается существенный рост потребления белка животного происхождения на душу населения с очень низкого старта. По данным ОЭСР, на 2019 год душевое потребление говядины и телятины, свинины, баранины и мяса кур в Китае составило 45,7 кг в год; в России — 62,6 кг; в США — 100,8 кг. При этом потребление говядины и телятины выросло с 1 кг в 1992 году (Россия — 20 кг) до 4,9 кг (Россия — 10,07 кг), или почти в 5 раз. Данные отражены на рис. 1 (верхняя линия на рисунке — данные в среднем по странам ОЭСР). При этом душевое потребление рыбы в Китае колеблется в диапазоне 30–50 кг в год.

imageПричины прорыва. Отметим некоторые слагаемые аграрного успеха Китая: постепенность реформ, государственная поддержка сельского хозяйства, мотивированность производителя, «зеленая революция» (в особенности селекционный прорыв), протекционизм. Государственная валютная политика, системы налогообложения, кредитования, финансирования и ценообразования постепенно подстраивались под последовательное решение ряда задач. Сначала — преодоление голода и нищеты за счет создания стимулов и условий для наращивания агропроизводства, в особенности зерна (риса в первую очередь). Затем — улучшение структуры питания китайского населения, в первую очередь детей, достижение продовольственной самообеспеченности и выход на мировые рынки с разнообразной и конкурентоспособной агропродукцией.

В 2017–2019 годах относительное значение общей поддержки сельского хозяйства (TSE) в Китае составляло 2,0% ВВП сельского хозяйства, что почти в три раза выше, чем в среднем по странам ОЭСР. В отличие от Японии и Южной Кореи этот показатель в Китае имеет тенденцию к росту. Сегодня Китай наращивает объемы поддержки аграриев, в том числе в части разрешенных ВТО статей финансирования: НИОКР, образование, экология, санитарные мероприятия, компенсация потерь при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

Современный Китай включен в международную торговлю сельскохозяйственной продукцией. Особенность в том, что в агросфере он — нетто-импортер. Основной сельхоз-импорт Китая (около 40%) — масличные, в особенности соевые бобы, преимущественно для корма животным. Также, импортируя мясо и субпродукты (около 8%), Китай делает ставку на развитие собственного животноводства.

Важно отметить: присоединяясь к ВТО на условиях развивающейся страны, Китай оставил за собой право использовать высокие пошлины на критически важные товары и квотировать импорт. Так, при средней простой таможенной пошлине на агропродукцию в 15,7% КНР может поднимать импортную пошлину на зерновые и зернопродукты до 65%.

Что дальше? Китай движется сразу в нескольких направлениях, в том числе экологизации сельского хозяйства, перенасыщенного химическими удобрениями. Более того, по абсолютной величине сертифицированных земель сельскохозяйственного назначения, то есть соответствующих критериям органического земледелия, Китай является лидером азиатского региона — 3,14 млн га. Значительная часть органической продукции поступает в страны ЕС.

Поскольку биотехнологии дают существенную добавку к урожаю и, соответственно, генерируют мощные денежные потоки, Китай борется за лидирующие позиции на мировых рынках биотехнологических продуктов. Генетически модифицированный рис сорта Huahui No.1, разработанный группой ученых из Хуачжунского сельскохозяйственного университета, в 2009 году получил китайский сертификат качества от Министерства сельского хозяйства, а в 2017 году — сертификат Министерства сельского хозяйства США.

При участии государства в КНР создаются китайские транснациональные компании, включающие в свой портфель новейшие достижения в сфере биотехнологий, биофармацевтики и информационных технологий (Syngenta Group Co., Ltd). Через механизм международных корпоративных слияний и поглощений китайская компания с госучастием вошла в пятерку мировых лидеров по производству ГМ-семян и IT-платформ для ведения точного земледелия. Такой курс является залогом решения будущих проблем продовольственного обеспечения в Китае и фактором усиления позиций страны в мире.

Светлана Иванова, профессор кафедры мировой экономики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА МедиаКалибр (Калининград).

Рисунок: потребление говядины, телятины на душу населения, 1992–2019 годы. Источник: OECD (2021), Meat consumption (indicator). doi: 10.1787/fa290fd0-en (Accessed on 22 April 2021).