Россия. Москва. 29 октября 2019 года. Rainbow. В минувшее воскресенье в Аргентине прошли президентские выборы, по предварительным результатам которых у руля страны вновь окажутся левые силы, предлагающие изменения нынешней экономической политики. Разберемся в причинах провала неолиберального курса прежнего правительства Аргентинской Республики и затянувшегося экономического кризиса в стране, повлиявшего на результаты выборов.
Масштабное падение. В последнее время экономический кризис в Аргентине достиг переломного момента. Стало очевидно: реформы, проводимые правительством президента Маурисио Макри, провалились.
Аргентина, третья экономика в Латинской Америке, еще в 2000 году опережала большинство латиноамериканских стран по показателю ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. Сегодня многим из них она уступает, занимая в списке Всемирного банка (ВБ) 69-е место. В рейтинге экономической свободы Аргентина занимает 148-е место из 180, хотя ещё в конце 1990-х входила в топ-30.
ВВП Аргентины в 2018 году сократился на 2,5% и, по прогнозам ВБ, в 2019 году снизится ещё на 1,3%. Внутренние расходы упали на 3,4% в 2018 году. Сейчас прогнозируется их дальнейшее снижение на 6,8%.
Национальная денежная валюта песо ослабла на 70% по отношению к доллару США с начала 2018 года: 12 августа песо упало к доллару США почти на 18% – с 45 до 53 песо за доллар, а через три дня доллар стоил уже 60 песо. Падение валюты привело к росту годовой инфляции до отметки выше 50% и увеличило долговое бремя.
В середине августа рейтинговые агентства Standard & Poor’s и Fitch высказали опасения по поводу дефолта по суверенному долгу после известий о том, что правительство Макри не смогло пролонгировать краткосрочный долг в частном секторе на сумму более 100 млрд долл. и что очередной транш МВФ может быть отложен на время после президентских выборов, намеченных на 27 октября.
Только за август Аргентина потратила 367 млн долл. из своих иностранных резервов на стабилизацию национальной валюты, значительно просевшей после того, как Маурисио Макри потерпел поражение на праймериз от своего главного оппонента перониста Альберто Фернандеса.
Потерянные инвестиции. Инвесторы, опасающиеся возврата к популистской политике предыдущего режима Нестора и Кристины Киршнер, сыграли на понижение, что привело к общему падению курсов ценных бумаг. Правительство отреагировало введением контроля за движением капитала и отсрочкой платежей по долгам, а в начале сентября ввело ограничения на покупки иностранной валюты (физическим лицам разрешено приобретать не более 10 тыс. долл. в месяц), с 45% до 60% была повышена учетная ставка ЦБ, т.е. были введены те самые протекционистские меры, которые практиковало предыдущее правительство.
В целом случилось именно то, чего президент М. Макри, критикуя своих предшественников, пытался избежать весь свой срок нахождения у власти. Как известно, М. Макри в 2015 году победил на выборах на волне обещаний возродить экономику на рыночных принципах, избавиться от популистской политики перонизма, искоренить коррупцию, охватившую весь государственный аппарат.
Намерением либерализовать денежно-кредитную политику аргентинское правительство аргументировало свой запрос на кредит МВФ весной 2018 года. Цель этого крупнейшего из когда-либо выданных МВФ кредитов (50 млрд долл.) заключалась в восстановлении доверия инвесторов к Аргентине и привлечении капиталов частного сектора для поддержания расходов на импорт. Ни первое, ни второе не было достигнуто.
Притоки ПИИ остаются нестабильными, а колебание валюты, наряду с недавними мерами правительства, еще больше отпугивают потенциальных инвесторов. Программа Макри провалилась, дирижистская политика вновь возобладала. Как результат, аргентинские избиратели изменили предпочтение правоцентристскому курсу Макри на левую популистскую альтернативу.
Екатерина Золотова, старший преподаватель кафедры мировой экономики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Откровенно RU (Калининград).