Россия. Москва. 6 апреля 2021 года. Rainbow. Сделать Америку снова великой бывший президент Трамп намеревался с помощью протекционистских мер в отношении промышленности и ограничений импорта, в первую очередь из Китая. Однако полученные результаты были несопоставимы с объявленными целями. Почему администрация Трампа не смогла добиться желаемых результатов?
Импортозамещение провалилось. Введение США пошлин на китайскую продукцию не смогло обеспечить замену китайского импорта продукцией национальных производителей. Несмотря на снижение объемов импорта стали, алюминия, бытовой техники, электронных компонентов и других товаров из Китая, отказаться от отдельных видов ввозимой из КНР продукции оказалось невозможно. Например, производство электронных компонентов и бытовой техники, автомобилестроение и ряд других отраслей США находятся в сильной зависимости от китайского импорта.
Почти на 90% США зависят от импорта из Китая отдельных видов медицинских товаров, на 80% — от импорта редкоземельных металлов, необходимых для электронной промышленности. Проводимая администрацией Трампа политика импортозамещения не смогла удовлетворить и потребительский спрос, в результате в стране увеличились цены на промышленную продукцию, нанеся тем самым удар по населению и отечественным предприятиям.
Если рассматривать динамику импорта, то в период торгового противостояния КНР оставалась основным поставщиком товаров в США, значительно опережая второго по значимости партнера — Мексику, при этом в 2020 году импорт из Китая увеличился (рис. 1).
Рис. 1. Динамика импорта из Китая и Мексики
Вторая неудача. Администрации Трампа не удалось достичь и второй главной цели — значительно уменьшить дефицит торгового баланса. Несмотря на то, что к середине 2020 года данный показатель сократился, в III квартале начался его рост (до 27,2 млрд долл.) (рис. 2).
Рис. 2. Динамика торгового баланса с Китаем
Очевидно, найти решение проблемы несбалансированности торговли с Китаем США не удастся и в перспективе.
Конкуренция остается. Также не была решена задача повышения конкурентоспособности американской промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Несмотря на то, что США являются крупнейшей экономикой и сохраняют технологическое лидерство, рост китайской экономики угрожает позициям американских компаний на мировых рынках. И решить проблему конкурентоспособности с позиции протекционизма невозможно, что и показали результаты действий в этой области администрации Трампа.
Что дальше? Изменится ли политика новой администрации США во главе с Байденом по отношению к Китаю? На этот вопрос пока ответа нет, хотя в докладах и интервью американских политических лидеров отмечается, что взаимодействие с КНР должно выстраиваться в духе сотрудничества и конкуренции одновременно.
Однако, несмотря на позитивные сдвиги в отношениях двух стран, США продолжат так называемую стратегию сдерживания. Более того, пока еще не предполагается отмена импортных пошлин на китайские товары, введенных предыдущим американским президентом Трампом.
Галина Подбиралина, доцент кафедры мировой экономики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Прибыль RU (Калининград).