Россия. Санкт-Петербург. 30 марта 2020 года. Rainbow. В СЗФО около половины жителей не поменяли свои привычки ввиду пандемии коронавируса и только 10% отметили, что они стараются использовать больше онлайн-сервисов.
Среди тех, кто чаще пользуется онлайн-сервисами, больше всего увеличилась популярность заказа продуктов на дом (51%), готовой еды и непродовольственных товаров (по 43%). В целом по стране, пользователи отмечают нехватку курьеров и спрос на такие вакансии среди соискателей растет, однако предложений работы в этой сфере стало меньше.
Что делают в самоизоляции и на удаленке
41% жителей Северо-Западного[1] федерального округа признались, что ситуация с коронавирусом не повлияла на то, насколько активно они пользуются различными онлайн-сервисами (заказ продуктов, доставка готовой еды, просмотр видео, образование и т.д.). Только 10% отметили, что они стараются использовать больше онлайн-сервисов и минимизировать оффлайн-контакты. 31% делали это и раньше, а 18% не планируют.
Стали ли вы чаще пользоваться онлайн-сервисами (заказ продуктов, доставка готовой еды, просмотр видео, образование и т.д.?) СЗФО |
|
Я и раньше пользовался (-ась) преимущественно онлайн-сервисами |
31% |
Да, сейчас стараюсь использовать больше онлайн-сервисов и минимизировать оффлайн-контакты |
10% |
Нет, пока веду привычный образ жизни |
41% |
Нет, и не планирую |
18% |
Другое |
0% |
В целом по России, 14% респондентов отметили, что они стремятся использовать больше онлайн-сервисов и снизить оффлайн-контакты, а 56% жителей страны признались, что ведут привычный образ жизни, несмотря на ситуацию с коронавирусом. Москвичи стараются больше покупать/заказывать онлайн (23% против 14% по России). На втором месте по «цифровизации» оказался Уральский федеральный округ (20% респондентов). – см. приложение 1.
Рост популярности доставки и кризис привели к тому, что в марте аналитики зафиксировали всплеск спроса на вакансии курьеров среди соискателей. В целом по стране количество запросов контактов по таким объявлениям увеличилось на 30%. При этом зарплаты курьеров выросли, но незначительно — на 1% в среднем по стране, до уровня чуть меньше 43 тыс. рублей. Вакансий же не стало больше, напротив, их число уменьшилось на 9%, сообщили в Санкт-Петербурге собкору Вестника СЗФО в “Авито Работа”, проведшей исследование.
«Мы наблюдаем заинтересованность ретейлеров в определенных категориях сотрудников: курьеры, грузчики, операторы, сейчас работодатели активно занимаются привлечением таких работников. Количество вакансий снизилось за счет сегмента среднего и малого бизнеса, сейчас предпринимателям из этой сферы приходится особенно непросто», – прокомментировал собкору из Калининграда эксперт Артем Кумпель.
Рынок труда в сфере курьерских услуг, 4 марта — 25 марта 2020
Регион |
Москва |
Санкт-Петербург |
Вся Россия |
Изменение числа вакансий |
-8% |
-6% |
-9% |
Изменение числа запросов |
+27% |
+63% |
+30% |
Изменение зарплаты |
+2% |
+5% |
+1% |
Средняя з/п на 25 марта, рублей |
58 600 |
53 700 |
42 600 |
Какие сервисы больше всего интересуют жителей СЗФО?
Среди жителей СЗФО, которые работают из дома и сидят на карантине, больше всего выросло пользование доставкой продуктов из магазинов на дом. Соответствующий вариант выбрали 51% опрошенных (можно было выбрать несколько вариантов ответа). Второе место делят доставка готовой еды и непродовольственных товаров (по 43%), на третьем пользование онлайн-кинотеатрами (42% опрошенных).
Какими именно сервисами вы стали больше пользоваться в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией? (Респонденты, которые стали пользоваться онлайн-сервисами чаще), СЗФО |
|
Заказ и доставка готовой еды |
43% |
Заказ и доставка продуктов из магазинов |
51% |
Заказ и доставка непродовольственных товаров |
43% |
Просмотр видео в онлайн-кинотеатрах |
42% |
Сервисы для онлайн-обучения |
35% |
Сервисы для удаленной организации рабочего процесса (видеозвонки, удаленный доступ, планировщики и т.д.) |
34% |
Сервисы для удаленных медицинских консультаций |
9% |
Каршеринг |
4% |
Такси |
35% |
Другое |
13% |
В целом по стране, большинство россиян отметили вариант с онлайн-кинотеатрами – 53% опрошенных. На втором месте доставка продуктов (45% респондентов), третье делят доставка готовой еды и услуги такси (по 43%).
Однако категории сервисов различаются в зависимости от географии респондентов. В Москве и в Приволжском федеральном округе рост использования сервисов для удаленной организации рабочего процесса (видеозвонки, удаленный доступ, планировщики и т.д.) значительно больше (по 41%), чем в других регионах. В Южном федеральном округе больший взлет популярности, чем в других регионах, испытывают сервисы для удаленных медицинских консультаций (22% респондентов округа). В ПФО стали значительно больше пользоваться такси (57%). – см. в Приложении 2.
Какие проблемы возникают
Более половины опрошенных (56%) не ощутили никаких проблем в работе различных онлайн-сервисов в связи с большей нагрузкой на них. 33% респондентов отметили, что “виснут” сайты, 22% – что увеличены сроки доставки, 18% – что увеличена стоимость.
Испытываете ли вы сейчас трудности с доступом к сервисам и получением заказов (заказ продуктов и непродовольственных товаров, доставка готовой еды)? СЗФО |
|
Да, сталкиваюсь с проблемами доступа к сайтам (виснут, перегружены) |
33% |
Да, ограничен ассортимент продуктов (определенных позиций нет в наличии) |
7% |
Да, стоимость товаров/продуктов увеличилась |
7% |
Да, стоимость доставки увеличилась |
18% |
Да, увеличено время, сроки доставки |
22% |
Нет, пока не было подобных случаев |
56% |
Что касается других регионов, жители Уральского федерального округа массово (45% респондентов) отметили подорожание товаров в подобных сервисах. В Москве 23% опрошенных ощутили проблемы с ассортиментом, 28% жалуются на сроки доставки. – см. в приложении 3.
Исследование проведено в марте 2020 года методом онлайн-опроса. В нем приняли участие 5 000 респондентов со всей России.
[1] Включая результаты опроса жителей одного из крупнейших городов СЗФО – Калининграда.