Жители СЗФО не стремятся менять образ жизни из-за коронавируса

Россия. Санкт-Петербург. 30 марта 2020 года. Rainbow. imageВ СЗФО около половины жителей не поменяли свои привычки ввиду пандемии коронавируса и только 10% отметили, что они стараются использовать больше онлайн-сервисов.

Среди тех, кто чаще пользуется онлайн-сервисами, больше всего увеличилась популярность заказа продуктов на дом (51%), готовой еды и непродовольственных товаров (по 43%). В целом по стране, пользователи отмечают нехватку курьеров и спрос на такие вакансии среди соискателей растет, однако предложений работы в этой сфере стало меньше.

Что делают в самоизоляции и на удаленке

41% жителей Северо-Западного[1] федерального округа признались, что ситуация с коронавирусом не повлияла на то, насколько активно они пользуются различными онлайн-сервисами (заказ продуктов, доставка готовой еды, просмотр видео, образование и т.д.). Только 10% отметили, что они стараются использовать больше онлайн-сервисов и минимизировать оффлайн-контакты. 31% делали это и раньше, а 18% не планируют.

Стали ли вы чаще пользоваться онлайн-сервисами (заказ продуктов, доставка готовой еды, просмотр видео, образование и т.д.?) СЗФО

Я и раньше пользовался (-ась) преимущественно онлайн-сервисами

31%

Да, сейчас стараюсь использовать больше онлайн-сервисов и минимизировать оффлайн-контакты

10%

Нет, пока веду привычный образ жизни

41%

Нет, и не планирую

18%

Другое

0%

В целом по России, 14% респондентов отметили, что они стремятся использовать больше онлайн-сервисов и снизить оффлайн-контакты, а 56% жителей страны признались, что ведут привычный образ жизни, несмотря на ситуацию с коронавирусом. Москвичи стараются больше покупать/заказывать онлайн (23% против 14% по России). На втором месте по «цифровизации» оказался Уральский федеральный округ (20% респондентов). – см. приложение 1.

Рост популярности доставки и кризис привели к тому, что в марте аналитики зафиксировали всплеск спроса на вакансии курьеров среди соискателей. В целом по стране количество запросов контактов по таким объявлениям увеличилось на 30%. При этом зарплаты курьеров выросли, но незначительно — на 1% в среднем по стране, до уровня чуть меньше 43 тыс. рублей. Вакансий же не стало больше, напротив, их число уменьшилось на 9%, сообщили в Санкт-Петербурге собкору Вестника СЗФО в “Авито Работа”, проведшей исследование.

«Мы наблюдаем заинтересованность ретейлеров в определенных категориях сотрудников: курьеры, грузчики, операторы, сейчас работодатели активно занимаются привлечением таких работников. Количество вакансий снизилось за счет сегмента среднего и малого бизнеса, сейчас предпринимателям из этой сферы приходится особенно непросто», – прокомментировал собкору из Калининграда эксперт Артем Кумпель.

Рынок труда в сфере курьерских услуг, 4 марта — 25 марта 2020

Регион

Москва

Санкт-Петербург

Вся Россия

Изменение числа вакансий

-8%

-6%

-9%

Изменение числа запросов

+27%

+63%

+30%

Изменение зарплаты

+2%

+5%

+1%

Средняя з/п на 25 марта, рублей

58 600

53 700

42 600

Какие сервисы больше всего интересуют жителей СЗФО?

Среди жителей СЗФО, которые работают из дома и сидят на карантине, больше всего выросло пользование доставкой продуктов из магазинов на дом. Соответствующий вариант выбрали 51% опрошенных (можно было выбрать несколько вариантов ответа). Второе место делят доставка готовой еды и непродовольственных товаров (по 43%), на третьем пользование онлайн-кинотеатрами (42% опрошенных).

Какими именно сервисами вы стали больше пользоваться в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией? (Респонденты, которые стали пользоваться онлайн-сервисами чаще), СЗФО

Заказ и доставка готовой еды

43%

Заказ и доставка продуктов из магазинов

51%

Заказ и доставка непродовольственных товаров

43%

Просмотр видео в онлайн-кинотеатрах

42%

Сервисы для онлайн-обучения

35%

Сервисы для удаленной организации рабочего процесса (видеозвонки, удаленный доступ, планировщики и т.д.)

34%

Сервисы для удаленных медицинских консультаций

9%

Каршеринг

4%

Такси

35%

Другое

13%

В целом по стране, большинство россиян отметили вариант с онлайн-кинотеатрами – 53% опрошенных. На втором месте доставка продуктов (45% респондентов), третье делят доставка готовой еды и услуги такси (по 43%).

Однако категории сервисов различаются в зависимости от географии респондентов. В Москве и в Приволжском федеральном округе рост использования сервисов для удаленной организации рабочего процесса (видеозвонки, удаленный доступ, планировщики и т.д.) значительно больше (по 41%), чем в других регионах. В Южном федеральном округе больший взлет популярности, чем в других регионах, испытывают сервисы для удаленных медицинских консультаций (22% респондентов округа). В ПФО стали значительно больше пользоваться такси (57%). – см. в Приложении 2.

Какие проблемы возникают

Более половины опрошенных (56%) не ощутили никаких проблем в работе различных онлайн-сервисов в связи с большей нагрузкой на них. 33% респондентов отметили, что “виснут” сайты, 22% – что увеличены сроки доставки, 18% – что увеличена стоимость.

Испытываете ли вы сейчас трудности с доступом к сервисам и получением заказов (заказ продуктов и непродовольственных товаров, доставка готовой еды)? СЗФО

Да, сталкиваюсь с проблемами доступа к сайтам (виснут, перегружены)

33%

Да, ограничен ассортимент продуктов (определенных позиций нет в наличии)

7%

Да, стоимость товаров/продуктов увеличилась

7%

Да, стоимость доставки увеличилась

18%

Да, увеличено время, сроки доставки

22%

Нет, пока не было подобных случаев

56%

Что касается других регионов, жители Уральского федерального округа массово (45% респондентов) отметили подорожание товаров в подобных сервисах. В Москве 23% опрошенных ощутили проблемы с ассортиментом, 28% жалуются на сроки доставки. – см. в приложении 3.

Исследование проведено в марте 2020 года методом онлайн-опроса. В нем приняли участие 5 000 респондентов со всей России.

[1] Включая результаты опроса жителей одного из крупнейших городов СЗФО – Калининграда.