Россия. Архангельск. 20 ноября 2018 года. В Москве предложения Архангельской области по совершенствованию законодательства в сфере противодействия коррупции посвятили круглый стол в Государственной Думе.
Акция организована комитетами по безопасности и противодействию коррупции и по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Основной акцент круглого стола – применение антикоррупционных требований в отношении лиц, замещающих муниципальные должности. Это депутаты представительных органов и главы муниципалитетов, прокомментировали собкору Вестника СЗФО в Архангельске в правительстве Архангельской области.
Спектр предложений, высказанных на круглом столе, очень широк – от полной отмены обязательного декларированная сведений о доходах, расходах и имуществе депутатов первого уровня – городских или сельских поселений до существенного упрощения порядка предоставления таких сведений.
В связи с изменением антикоррупционного законодательства с 2016 года депутаты всех уровней местного самоуправления и независимо от того, осуществляют ли полномочия на постоянной основе, они представляют сведения о доходах, расходах и имуществе.
С 2018 года такие сведения представляются губернатору региона. В Архангельской области такие сведения представляют более 2100 депутатов представительных органов и более 200 глав муниципалитетов. Каждый представляет сведения о своих доходах и имуществе на себя и своих супругов (супруг) и несовершеннолетних детей. А это более 5 тысяч справок о доходах.
На круглом столе представлена практика применения законодательства в Архангельской области. За три года существенно уменьшилось число депутатов, кто отказался представить такие сведения. Если в 2016 году таких депутатов было 266 (или более 12,5 процента), то в 2017 году уже 86 (или 4 процента), в 2018 году 46 депутатов (или 2 процента). Качество представляемых сведений о доходах также значительно улучшилось.
Правительство области активно поддержало предложения по упрощению порядка предоставления сведений о доходах – декларировать только изменения имущественного положения в ходе депутатских полномочий, к примеру крупные сделки и изменение состава имущества.
Как отметил директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев, предложения Архангельской области были активно поддержаны на круглом столе. Речь идет о дифференциации ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Федеральный закон предусматривает только одну меру ответственности депутата и главы муниципального образования – досрочное прекращение полномочий.
В Архангельской области законодательно оформлена практика дифференцированного применения ответственности. При применении ответственности в отношении лица, замещающего муниципальную должность, должны учитываться характер совершенного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, требований и исполнение иных обязанностей, предшествующие результаты исполнения обязанностей.
Также при решении вопроса о привлечении данного лица к ответственности следует учитывать наличие малозначительности и смягчающие обстоятельства. Перечень таких обстоятельств определен Министерством труда России для государственных и муниципальных служащих.
Данные законодательные положения позволяют не ставить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа или главы муниципального образования. К примеру, из 166 проверок губернатором области внесено только 24 представления о прекращении полномочий депутатов и глав муниципальных образований.