Россия. Калининград. 16 ноября 2015 года. .В Калининграде сетевая газета Янтарный Край — Online Калининград совместно с информационным агентством Rainbow продолжает серию публикаций, основанных на Докладе уполномоченного по правам человека Владимира Никитина «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2014 год.
“…Характерно, что наибольший удельный вес в общем количестве нарушений по видам экономической деятельности составили нарушения в организациях здравоохранения и предоставления социальных услуг — 26,2 %; в организациях обрабатывающего производства – 18,5%; в строительстве -17,4 %; в сельском хозяйстве, охотничьем и лесном хозяйстве -5,6%; в торговле – 5,4%; в образовании -4,8 %; на транспорте -1,6 %…”
О соблюдении трудовых прав (ст. 37 Конституции РФ)
Одним из основополагающих прав человека, гарантированных ст. 37 Конституции Российской Федерации, является неотъемлемое право каждого на труд и его вознаграждение.
По информации Министерства социальной политики Калининградской области, Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области, ситуация на рынке труда Калининградской области в 2014 году была стабильной. В результате реализации мероприятий целевой региональной программы «Содействие занятости населения Калининградской области на 2012-2016 годы» в регионе наблюдалась устойчивая динамика снижения показателей, характеризующих состояние безработицы.
В 2014 году произошло увеличение численности экономически активного населения с 521 тыс. человек до 531 тыс. человек, численность граждан, занятых в экономике области, увеличилась с 493,5 до 504,1 тыс. человек. Общая безработица снизилась с 27,6 до 27 тыс. человек, уровень – с 5,3 до 5,1 % от численности экономически активного населения.
Численность безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения, снизилась с 6,2 до 5,8 тыс. человек, показатель регистрируемой безработицы — с 1,2 до 1,1 %.
Среди безработных граждан по-прежнему преобладали женщины – 3644 человека или 63,2 %. Из общего количества зарегистрированных безработных граждан: молодежь 16-29 лет составила 1280 человек или 22,1 %; граждане, проживающие в сельской местности – 2120 человек или 36,7 %; граждане предпенсионного возраста — 598 человек или 10,4 %; инвалиды – 513 человек или 8,9 %; дети-сироты – 119 человек или 2,1 %.
По уровню образования среди безработных преобладали граждане, имеющие среднее профессиональное образование — 2408 человек, их доля увеличилась с 22,3 до 41,7 %. Граждане, имеющие высшее профессиональное образование составили 1456 человек. Их доля по сравнению с 2013 годом также увеличилась с 23,1 до 25,2 %. Численность граждан, имеющих среднее общее образование, составила 1082 человека, их доля снизилась с 19,2 до 18,8 %; основное общее образование – 722 человека, их доля увеличилась с 12,0 до 12,5 %. Не имеют основного общего образования 101 человек, их доля снизилась с 1,9 до 1,8 %.
По профессионально-квалификационному составу среди безработных граждан большинство составляли квалифицированные и неквалифицированные рабочие – 3435 человек, их доля с начала года увеличилась с 56,8 до 59,5 %. Это работники производства, торговли и общественного питания, а также разнорабочие, подсобные рабочие, сторожа (вахтеры).
Специалисты и служащие составили 2096 человек, их доля увеличилась с 35,6 до 36,3 % (в основном, управленческий персонал и работники экономических профессий).
Количество заявленных вакансий с начала года снизилось с 11 до 9,6 тыс. единиц, средний коэффициент напряженности рабочей силы на регистрируемом рынке труда (соотношение численности незанятых граждан в трудоспособном возрасте в расчете на 1 заявленную вакансию) остался на прежнем уровне — 0,6 единиц.
В 2014 году на рынке труда наблюдался территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, а также несоответствие спроса и предложения по профессионально-квалификационному составу. Основная доля заявленных работодателями вакансий (80,7 %) — по рабочим профессиям и только 19,3 % — для специалистов и служащих. Причем 60 % вакансий размещено работодателями в областном центре. На рынке труда повышена потребность в квалифицированных работниках (70,6 %), в основном, строительных профессий и производства (пищевой продукции, мебели, машин и оборудования, бытовых приборов, строительных металлических конструкций и др.).
В 2014 году особое внимание уделялось содействию в трудоустройстве граждан, испытывающих наибольшие трудности в поиске работы (инвалиды, молодежь, граждане, освободившиеся из мест лишения свободы, граждане предпенсионного и пенсионного возраста). Реализация мероприятий по профессиональному обучению, профориентации, стажировке выпускников, социальной адаптации и психологической поддержки граждан способствовала содействию в трудоустройстве граждан данных категорий.
В течение 2014 года в центры занятости обратились следующие категории граждан, испытывающие трудности в поиске подходящей работы:
— граждане, относящиеся к категории инвалидов — 974 человека, трудоустроено 393 человека (40,3 %);
— несовершеннолетние граждане в возрасте 14-17 лет – 2797 человек, из них трудоустроено 2669 человек (95,4 %);
— женщины, имеющие несовершеннолетних детей — 3605 человек, из них трудоустроено 1652 человека (45,8 %);
— граждане предпенсионного возраста — 1155 человек, из них трудоустроено 486 человек (42,1 %);
— пенсионеры, стремящиеся возобновить трудовую деятельность — 978 человек, из них трудоустроено 600 человек (61,3 %);
— лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей — 272 человека, из них трудоустроено 51 человек (18,8 %);
— граждане, уволенные с военной службы — 326 человек, из них трудоустроено 189 человек (58,0 %);
— граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы- 101 человек, из них трудоустроено 27 человек (26,7 %).
В течение 2014 года закончили профессиональное обучение 1387 безработных граждан, 167 пенсионеров, стремящихся возобновить трудовую деятельность и 165 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до достижения им возраста трех лет.
Агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области. Агентство являлось исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения и полномочие Российской Федерации, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Губернатором Калининградской области 08.12.2014 был подписан Указ № 259 «О внесении изменений и дополнения в Указ Губернатора Калининградской области от 15 ноября 2010 года № 358», согласно которому Агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области подлежит реорганизации в форме присоединения к Министерству социальной политики Калининградской области.
Хочется верить, что реорганизация Агентства не повлияет на реализацию трудовых прав жителей Калининградской области.
Политика региональных властей в области легализации заработной платы на коммерческих предприятиях, а также достигнутая в рамках регионального соглашения между правительством, объединениями работодателей и профсоюзами договоренность об установлении на территории области минимальной заработной платы с 1 января 2014 года в размере 7500 рублей, с 1 июня 2014 года – 8000 рублей (при федеральном МРОТ — 5554 рубля) позволила существенно увеличить заработную плату.
В целях продолжения данной тенденции в конце 2014 года подписано новое региональное соглашение о размере минимальной заработной платы, предусматривающее её поэтапное увеличение в 2015 году (при федеральном минимуме в 5965 рублей): с 1 января — до 8500 рублей; с 1 июля — до 9000 рублей; с 1 октября — до 10000 рублей.
Показателем, характеризующим уровень жизни населения, является соотношение среднедушевого дохода с величиной прожиточного минимума. С 2009 года в регионе это соотношение имеет постоянную тенденцию к росту, также как и соотношение среднемесячной заработной платы с величиной прожиточного минимума (в 2011 году — 309%, в 2012 году — 326,7%, в 2013 году – 355,9 %, за 9 месяцев 2014 года — 335,3%).
В 2014 году с помощью мер, принятых в целях реализации Указа Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» выросла оплата труда работников бюджетной сферы: образования — на 11,6%, здравоохранения — на 8,8%, культуры – на 33,2%, социальной защиты – на 22,4%. В то же время, острой проблемой трудовых отношений по-прежнему остаётся нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, являющейся основным источником денежных доходов работающего населения.
Ситуация с задолженностью по выплате заработной платы в 2014 году, по данным Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области, Территориального органа государственной статистики и мониторинга, осуществляемого Министерством социальной политики Калининградской области, складывалась следующая:
На 01.01.2014 года задолженность составляла 21 692 млн. рублей, из них: предприятия-банкроты — 19 349 млн. рублей; действующие предприятия – 2 343 млн. рублей.
На 31.12.2014 года задолженность составила 29 218,0 млн. рублей, из них: предприятия-банкроты – 3 476,0 млн. рублей; действующие предприятия- 25 742,0 млн. рублей.
В связи с имеющимися многочисленными фактами задержки выплаты заработной платы работникам представляется целесообразным усилить материальную ответственность работодателей за данное нарушение закона.
В настоящее время ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации. Действующая редакция статьи 236 Трудового кодекса РФ предусматривает материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки. В итоге работники за месяц задержки положенных им выплат получают суммы от нескольких рублей до 10-20 рублей.
В силу положений статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение на работодателя административного штрафа. Согласно статье 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности, но для этого необходимо доказать, что он действовал из корыстной или иной личной заинтересованности.
Представляется целесообразным установить за задержку выплаты заработной платы материальную ответственность, аналогичную той, которая установлена статьей 234 Трудового кодекса РФ за задержку выдачи трудовой книжки — в размере среднедневного заработка за каждый день задержки, как это было ранее. Такие санкции дисциплинируют работодателей лучше, чем призрачная угроза применения административной или уголовной ответственности. По информации Государственной инспекции труда в Калининградской области основными нарушениями трудового законодательства являются: невыплата заработной платы; невыплата отпускных; не производство полного расчета в связи с увольнением (более 60 процентов всех обращений); невыдача трудовой книжки и других документов, связанных с трудовой деятельностью при увольнении; незаконное привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности; не проведение расследования несчастного случая или нарушение порядка его проведения.
Сопутствующими причинами возникновения нарушений трудового законодательства продолжают оставаться низкий уровень правовых знаний и правовой нигилизм работодателей и работников в вопросах трудового законодательства; отсутствие системы эффективно действующих экономических, административных и правовых (в т.ч. уголовно-правовых) механизмов, стимулирующих работодателей к безусловному соблюдению требований законодательства о трудовых правах граждан; ненадлежащее осуществление внутриведомственного и регионального контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также самих работодателей на предприятиях и в организациях.
Характерно, что наибольший удельный вес в общем количестве нарушений по видам экономической деятельности составили нарушения в организациях здравоохранения и предоставления социальных услуг — 26,2 %; в организациях обрабатывающего производства – 18,5%; в строительстве -17,4 %; в сельском хозяйстве, охотничьем и лесном хозяйстве -5,6%; в торговле – 5,4%; в образовании -4,8 %; на транспорте -1,6 %.
В 2014 году Инспекцией труда зарегистрировано 6 групповых несчастных случаев на производстве, 9 случаев со смертельным исходом и 54 тяжелых случая. В 2013 году было отмечено 3 групповых несчастных случая, 18 несчастных случаев со смертельным исходом и 59 тяжелых. Таким образом, можно отметить тенденцию снижения общего числа несчастных случаев на производстве (с 80 до 69), снижение общего числа погибших при несчастных случаях на производстве с 18 до 11.
Анализ основных причин несчастных случаев показывает значительное число несчастных случаев, происшедших из-за неудовлетворительной организации производства работ (почти каждый пятый случай); вследствие нарушений работниками трудового распорядка и дисциплины труда, неудовлетворительного содержания и недостатков в организации рабочих мест, нарушения правил дорожного движения.
Общая доля причин организационного характера составила почти 50%. Доля причин техногенного характера (несовершенство технологического процесса, эксплуатация неисправных машин и т.п.) составила 15%.
Относительно велика доля нарушений в сфере оптовой и розничной торговли, значительное количество нарушений выявлено в здравоохранении.
Анализ причин нарушений законодательства об охране труда свидетельствует, что большинство из них происходит из-за незнания работодателями законодательства о труде, слабости материальной и технической базы малых предприятий и организаций, недостаточной ответственности непосредственных руководителей работ.
Анализ нарушений порядка расследования, оформления и учёта несчастных случаев на производстве, установленного статьями 227-231 ТК РФ, показал, что основными нарушениями являются, в том числе, несоответствие причин несчастных случаев на производстве, установленных в ходе расследования, фактическим обстоятельствам происшествия; необоснованное возложение вины в происшедшем несчастном случае на пострадавшего (в первую очередь – при проведении расследований легких несчастных случаев комиссиями организаций) и, как следствие, необоснованное освобождение от ответственности должностных лиц организаций, ответственных за допущенные нарушения государственных нормативных требований охраны труда, послуживших истинными причинами несчастных случаев; необоснованная квалификация несчастных случаев как не связанных с производством.
Активная работа по восстановлению нарушенных трудовых прав граждан проводится органами прокуратуры Калининградской области.
На прежнем уровне остается количество обращений в прокуратуру по вопросам нарушения трудового законодательства. В 2014 году рассмотрено 1039 или 8,4% (в 2013 году — 979 или 8,4%). 55,9% (46,6%) обращений данной категории признаны обоснованными, по ним приняты меры прокурорского реагирования. Подавляющее большинство обращений касалось нарушений в сфере оплаты труда.
Уполномоченным по правам человека в Калининградской области в 2014 году рассмотрено 51 обращение в защиту трудовых прав граждан или 3% от общего количества обращений, в 2013 году таких обращений поступило 80 — 5% от общего количества обращений, как и в 2012 году. Уполномоченный с учетом конкретных обстоятельств либо самостоятельно принимал меры к восстановлению нарушенных прав, либо обращался в органы прокуратуры, в Государственную инспекцию труда в Калининградской области.
К примеру, в адрес Уполномоченного поступило обращение от гражданина Т., проживающего в Калининграде, в защиту трудовых прав.
Гр.Т. сообщил, что работал в апреле-июне 2014 года в частной строительной фирме в Московской области.
Заработная плата ему была выплачена лишь за апрель 2014 года. За май-июнь 2014 года зарплата не была выплачена, не произведен расчет в связи с увольнением.
Семья Т. является многодетной, все дети несовершеннолетние, одна из дочерей, 2012 г.р. — инвалид детства, страдает наиболее тяжелой формой церебрального паралича, нуждалась в лечении. С 20.06.2014 года ребенок должен был пройти курс лечения в г.Бишкеке, но в связи с отсутствием необходимых финансовых средств из-за невыплаты Т. заработной платы лечение пришлось отменить, что негативным образом сказывалось на здоровье ребенка
После обращения Уполномоченного к московскому работодателю Т. причитающаяся ему заработная плата была выплачена в полном размере.
Большинство обращений в защиту трудовых прав получены на личном приеме в аппарате Уполномоченного по правам человека либо направлены по электронной почте. Гражданам даны консультации по их трудовым правам и порядку их разрешения, в случаях предполагаемых нарушений даны рекомендации обратиться за помощью в органы прокуратуры Калининградской области и Государственную инспекцию труда.
Однако, не всегда граждане, страдающие от нарушений их трудовых прав работодателями, решаются обратиться в контрольно-надзорные органы или в суд из-за опасения санкций со стороны работодателя-нарушителя (лишение премий, увольнение). Для готовности отстаивать свои права зачастую требуется определенное гражданское мужество. В то же время, прогрессивные работодатели ценят грамотных сотрудников, обладающих навыками цивилизованной защиты своих прав.
К примеру, в 2014 году в аппарат Уполномоченного по правам человека позвонила заявительница, которой удалось в 2013 году при содействии Уполномоченного по правам человека, Государственной инспекции труда отстоять свои трудовые права на охрану труда, на получение предусмотренных трудовым законодательством выплат. Гражданка Л. сообщила, что напрасно опасалась быть уволенной в случае отстаивания своих прав, напротив, работодателем она была повышена в должности.
Из обращений видно, что по-прежнему в Калининградской области практикуется прием на работу без оформления трудовых отношений, что лишает работников возможности защитить свои трудовые права в установленном нормами закона порядке.
К ущемлениям прав работников на получение заработной платы, особенно при увольнении, а также на получение выплат, связанных с уходом в отпуск, на «больничный», в отпуск по уходу за ребенком приводит также использование «серых схем» при начислении и выплате заработной платы.
Согласно нормам Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор заключается в письменной форме, так как влечет за собой появление у работодателей дополнительных обязанностей, корреспондирующих с правами работников, в частности по созданию условий труда, предоставлению времени отдыха, ограничению рабочего времени, выплате заработной платы и других. При этом трудовой договор является основным документом, к которому работник может апеллировать в случае возникновения трудового спора. Отсутствие же этого документа, как показывает практика, предоставляет работодателю широкий спектр возможностей для нарушений трудового законодательства, а работник при отсутствии трудового договора может защитить свои трудовые права лишь в судебном порядке при наличии доказательств.
Учитывая, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется на основе документов (трудового договора, приказа, трудовой книжки), основой гражданского судопроизводства по трудовым спорам являются письменные доказательства. Таким образом, отсутствие письменных доказательств приводит к тому, что работники не могут восстановить свои нарушенные трудовые права даже в судебном порядке, поскольку, подтвердив факт выполнения работником трудовых обязанностей, чтобы, например, взыскать в пользу работника неполученную заработную плату, необходимо установить, о каком размере оплаты труда договаривались стороны при приеме работника на работу, а размер заработной платы (условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), в силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, как раз и должен прописываться в трудовом договоре.
В условиях экономической нестабильности, когда работодатель активно применяет различные способы оптимизации своих расходов, в группе риска в первую очередь оказываются работники, с которыми не оформлены трудовые отношения. Во избежание возникновения подобных ситуаций гражданам, при реализации своего права на труд, следует внимательно относиться к процедуре оформления трудовых отношений. Следует отметить, что до 1 января 2014 г. переквалифицировать гражданско-правовой договор в трудовой можно было только в судебном порядке. Ранее действовавшая редакция ч. 4 ст. 11 Трудового кодекса РФ предусматривала, что в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Благодаря внесению изменений в часть 4 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), с 1 января 2014 года появилась возможность сделать это и без суда. Кроме того, Трудовой кодекс РФ был дополнен ч. 2 ст. 15 и ст. 19.137, согласно которой переквалификация гражданско-правового договора в трудовой может происходить в том числе и на основании предписания Государственной инспекции труда, если данное предписание не было в установленные сроки обжаловано в суде. Однако такой способ возможен, если отношения по договору ещё не прекращены. Если же действие гражданско-правового договора прекратилось, то признание отношений по нему трудовыми может осуществляться только судом.
С 01.01.2015 вступили в силу также положения вышеназванного Федерального закона № 421-ФЗ, которые вносят изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Законом изменяется статья 5.27, частью 3 которой устанавливается ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, тогда как фактически имеют место трудовые отношения. Статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ в новой редакции предусматривает штрафные санкции для должностных лиц до 20 тыс. рублей (за каждого «неофициального» работника), для юридических лиц – до 100 тыс. рублей с обязанностью компенсировать работнику весь период его работы без оформления.
Также Законом внесены поправки в статью 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, закрепляющие за трудовым инспектором право фиксировать факт незаключения трудового договора: «Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей».
Принятие данных норм свидетельствует о понимании государством необходимости повышения ответственности работодателей за отказ в заключении письменных трудовых договоров с работниками.
37 Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Хочется надеяться, что повышение ответственности заставит задуматься работодателей о целесообразности нарушения трудового законодательства, что должно повлиять на сокращение трудовых споров и конфликтных ситуаций в сфере трудовых отношений.
Однако, приходится констатировать, что решить эту проблему только силами государства за счет повышения ответственности работодателя, без участия самих работников, давших согласие получать заработную плату «в конвертах», практически невозможно – будет спрос, будут и предложения. Зачастую сами работники являются нарушителями своих прав, своим бездействием и правовой безграмотностью и правовым нигилизмом потворствуя работодателю в игнорировании требований трудового законодательства.
Если работник легально не трудоустроен, то он теряет годы стажа, недополучает денежные средства в свою будущую пенсию, не может быть полноценно защищен законодательством об охране труда, поскольку выплата неофициальной «серой» зарплаты не порождает никаких юридических последствий. Кроме того, получение зарплаты «в конверте» предоставляет возможность недобросовестному работнику, являющемуся должником, успешно уклоняться от исполнения алиментных и иных обязательств, что приводит к нарушению имущественных прав детей либо иных членов семьи, имеющих право получать от него материальную поддержку, либо иных граждан.
Представляется, что пропаганда знаний трудовых прав, преимуществ легального (оформленного) трудоустройства должна стать особым направлением в работе органов государственной власти.
Кроме того, должны быть выработаны и устойчивые барьеры произволу работодателей, стремящихся любыми способами избавиться от неугодных работников, к числу которых, по мнению многих работодателей, относятся те, кто посмел жаловаться в различные контрольно-надзорные органы.
(Начало: http://kaliningradfirst.ru/198361, ttp://kaliningradfirst.ru/198551, http://kaliningradfirst.ru/198852, http://kaliningradfirst.ru/198856, http://kaliningradfirst.ru/198861, http://kaliningradfirst.ru/198883)