Россия. Калининград. 17 октября 2023 года. Rainbow. В Калининграде в управлении Роспотребнадзора по Калининградской области сегодня, 17 октября 2023 года, читателям Вестника СЗФО рассказали о том, покупая мобильный телефон, стоит ли заключать договор страхования приобретаемого товара?
— Телефон — это, пожалуй, единственное техническое устройство, которое почти везде с нами. Поэтому и шанс повредить его намного выше. Многие из нас хотят верить, что с телефоном ничего не произойдёт. Традиционно по количеству обращений клиентов лидирует механическая поломка: на неё приходится около 90–95% выплат. Далее следуют противоправные действия третьих лиц и повреждение водой. При этом страховой полис обойдётся гораздо дешевле, чем дорогостоящий ремонт в случае поломки. Приобретая страховку, человек получает дополнительную защиту от самых актуальных рисков, включая повреждения, воздействие жидкости, кражи со взломом, грабёж.
Чаще всего подобная страховка оформляется сразу во время покупки в магазине. В этом случае не требуется дополнительный осмотр товара, а процесс заключения договора занимает пару минут. Как правило, страховая сумма равна стоимости техники при покупке в магазине. Стоимость же полиса зависит от размера покрытия и перечня рисков для каждого конкретного гаджета. Если с телефоном произойдут непредвиденные обстоятельства, которые входят в страховое покрытие по программе, страховая компания выплатит возмещение или поможет отремонтировать технику. Некоторые страховые программы также включают сервис door to door, когда курьер забирает неработающий гаджет и возвращает отремонтированный. При этом клиенту не нужно посещать никакие сервисные центры».
Так ли нужна страховка?
Продавец настойчиво предлагает приобрести страховку. Особенно когда телефон стоит значительных денег. Доводы весьма убедительны. Но стоит ли нести дополнительные расходы – решать Вам. Если вы ведете достаточно спокойный образ жизни и бережно относитесь к вещам – велик шанс, что страховка Вам не пригодится. Учтите, что магазин/продавец, предлагающий вам страховку на технику, как правило, заинтересован в этом финансово. Являясь страховым агентом, он получает агентское вознаграждение за каждого клиента (например, 10 % от суммы страховки). Соотнесите стоимость телефона со своей готовностью «бегать» по инстанциям и тратить время на подачу заявлений. Целесообразно? Тогда страхуйте. И конечно, перед тем как подписать документы, внимательно читайте условия страхования!
Что важно знать перед заключением договора?
Оформление полиса при покупке гаджета в рассрочку или кредит в перечень обязательных видов страхования не входит. Но банки настоятельно требуют это сделать за возможность получения беспроцентного кредита. При покупке смартфона за свои деньги страховка необязательна. Однако консультанты соблазняют тем, что полис обойдется дешевле, чем ремонт, а в случае утраты девайса страховая компенсирует его полную стоимость. Однако на практике немало негативных комментариев от разочаровавшихся страхователей. Причина в том, что страховка покрывает далеко не любой ущерб. Условия, исключающие выплату возмещения, различны и зависят от конкретного договора страхования, но в большинстве сводятся к тому, что из страхового покрытия исключаются: повреждения или поломки, входящие в перечень гарантийных обязательств производителя; царапины, сколы и другие косметические повреждения застрахованного имущества, не влияющие на его работоспособность; повреждения, уничтожение или утрата в результате нарушения правил эксплуатации».
Какие повреждения относятся к страховым случаям?
К страховым случаям можно будет отнести такие повреждения, которые произошли из-за внешних воздействий других лиц (дети, животные, воры) или непредвиденных обстоятельств (ДТП, стихийные бедствия). Если вы сами взяли с собой телефон в душ и утопили его, это чаще всего не признают страховым случаем. А вот кражу признают, только её потребуется подтвердить соответствующими заявлениями в полицию. Страховая тщательно анализирует все обстоятельства. Но если телефон дорогой, в принципе, это того стоит. Только заранее прочитайте весь перечень страховых случаев в договоре, чтобы потом это не было для вас неожиданностью.
Обязательно ли заключать договор страхования при покупке сотового телефона?
Нет, не обязательно. Страхование при потребительском кредите — услуга дополнительная, и навязывание или несообщение о такой услуге является прямым нарушением законодательства. Это чётко прописано в ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон).
Как грамотно отказаться от страхового договора, например, если продавец продолжает настаивать или отказывается продавать телефон вообще?
Чтобы грамотно отказаться от дополнительных услуг, можно сослаться на статью 16 Закона. Если же продавец начинает «пугать» отсутствием гарантии и прочими «неприятностями», то следует помнить, что закон на вашей стороне. Поэтому на подобные «угрозы» продавца не стоит обращать внимания, но следует насторожиться и ещё раз обдумать покупку в этом магазине. Попытка принудить покупателя понести дополнительные расходы на приобретение ненужных ему услуг, которые идут в дополнение к основным услугам, может расцениваться как нарушение прав потребителя.
Если в результате подобных действий продавца покупатель несет финансовые потери и происходит ущемление его прав, продавец должен возместить все понесенные потребителем убытки. Условия заключенного договора в этом случае признаются недействительными.
В любом случае страховать покупки или нет, каждый решает самостоятельно. С одной стороны, оформление полиса позволит избежать лишних трат (возможно, довольно крупных) при наступлении страхового случая. С другой стороны, если Вы приобретаете бюджетные модели и не планируете подвергать их какому-либо риску, зачем оплачивать полис?