Россия. Калининград. 19 октября 2022 года. Rainbow. В России в одном из специализированных интернет-сервисов по итогам третьего квартала 2022 года компании из судостроительной отрасли разместили 5300 новых вакансий для сотрудников самых разных специализаций.
Несмотря на ряд кризисных явлений спрос на новых работников за последние 9 месяцев в отрасли не упал. Более того, по итогам третьего квартала востребованность в новых работниках в судостроительной сфере выросла на 24% по сравнению с аналогичном периодом 2021 года.
Интересно, что по итогам второго квартала спрос на работников в судостроительном секторе также держался (+25% к лету 2021 года).
В регионах СЗФО работодатели за последние три месяца разместили 1600 вакансий в сфере судостроения. По сравнению с летом этого года, доля судостроительных вакансий в машиностроительной отрасли СЗФО выросла на 2% (с 27% до 29%).
Три региона СЗФО вошли в рейтинг по спросу на работников в судостроении
География распределения вакансий в сфере судостроения остаётся достаточно разнообразной. На первом месте по числу вакансий традиционно находится Санкт-Петербург: каждая пятая (22% или 1200 рабочих предложений) вакансия по итогам третьего квартала 2022 года. На втором месте – Удмуртия (11% или каждая десятая вакансия в судостроении), на третьем – Приморский край (8%). Также в рейтинге держат планку по востребованности работников в судостроении компании из Ленинградской области области (4% вакансий от всего объёма по стране) и Калининградская область (1%), прокомментировали в Калининграде сегодня, 19 октября 2022 года, собкору Вестника СЗФО в компании HeadHunter, проведшей исследование.
При этом если сравнивать с летними показателями, мы увидим, что петербургские работодатели несмотря на лидерские позиции по числу вакансий, за последние три месяца сократили спрос на персонал (-8%). Также уменьшилось число вакансий в судостроении у компаний Москвы (-15%), у работодателей из Екатеринбурга (Свердловская область) (-13%), а также у работодателей Пермского края (-18%). Между тем есть и серьёзный прирост спроса на рабочих в судостроении: в Ленинградской области (+118% по итогам третьего квартала), +61% в Республике Башкортостан, по +29% в Приморском крае и Татарстане, +14% в Самарской области, +12% в Калининградской области.
В топ самых востребованных профессий у работодателей из судостроения входят две большие категории работников: «белые» воротнички (инженер-конструктор, проектировщик, экономист, закупщики, программист, разработчик, инженер по качеству, менеджер по продажам и работе с клиентами), а также «синие» воротнички (токарь, фрезеровщик, шлифовщик, сварщик, машинист, технолог, механик, комплектовщик, водитель, разнорабочий).
Кроме того, компании судостроительной отрасли на фоне общего повышения спроса на работников по информационной безопасности также не стали исключением и увеличили число вакансий для таких специалистов за последние три месяца в 2,2 раза. Таким образом, специалисты по инфобезопасности также вошли в топ-20 самых востребованных профессий в судостроении.
8000 россиян, имеющих опыт работы в судостроении, выходили на рынок труда за последние три месяца
По сравнению с началом года активность россиян, ищущих работу в судостроении, продолжает снижаться: -35% по итогам квартала.
«Подобное замедление соискательской активности среди прочего может быть связано с недавними событиями и частичной мобилизацией. Как правило, компании-работодатели из судостроительной отрасли, входят в ВПК России, и могут предоставлять своим сотрудникам броню от мобилизации или отсрочку от службы в армии. Поэтому текущие работники могут меньше выходить на рынок труда и мониторить его, дорожа текущим местом работы. А соискатели, имеющие необходимую специальность, наоборот готовы рассматривать вакансии в судостроении ради получения подобных бонусов», — прокомментировала в Калининграде эксперт Мария Бузунова.
Между тем, несмотря на снижение соискательской активности больше других интересовались работой в судостроении соискатели из Санкт-Петербурга (46% резюме, что на 2% больше, чем во 2 квартале) и Москвы (14%, что на 1% меньше). Из-за повышения соискательской активности на третье место кроме Нижегородской области также вышел Приморский край (по 4% в каждом регионе). Также в топе стабильно держат позиции по числу желающих трудится в судостроении сразу три региона СЗФО: Калининградская (2% резюме), а также Ленинградская (2%) и Архангельская области (1% от всего объема резюме в данной сфере по России).
Из-за общего сокращения соискательской активности уровень конкуренции за рабочие места в сфере судостроения также стал еще ниже. Так, если летом на одну вакансию в данной области в среднем откликались 2-3 человека, то теперь уже 1-2. Подобная ситуация свидетельствует об остром кадровом дефиците в отрасли.
Работодатели меняют зарплаты
По итогам третьего квартала медианная предлагаемая в зарплата в вакансиях от судостроительных компаний составляет порядка 80 400₽. Это 24% больше, чем в начале текущего года, и на 39% больше, чем во третьем квартале 2021.
Сильнее всего за последние три месяца работодатели подняли зарплаты в вакансиях для токарей и фрезеровщиков (+37% или до 102 000₽). Также на 28% выросли зарплаты в вакансиях для электромонтажников (+28% до 102 000₽).
В регионах СЗФО наибольшие зарплаты в судостроительной отрасли предлагают на данный момент работодатели из Коми (более 250 000₽), на втором месте по уровню дохода в данной сфере – Архангельская область: здесь работодатели готовы платить до 160 000₽, на третьем – Псковская область (до 102 000₽). Близко по уровню зарплат в судостроении – Новгородская область (чуть более 100 500₽). На пятом месте – петербургские работодатели, предлагающие 80 674₽, на шестом месте – Мурманская область (71 800₽), на седьмом среди регионов СЗФО – Карелия (67 200₽), на восьмом – Калининградская область (63 700₽).
И на последнем, девятом месте, – Ленинградская область (60 000₽). При этом касательно последнего региона средние предлагаемые зарплаты в судостроении сильно различаются в зависимости от города в Ленинградской области. Так, работодатели из сферы судостроения в Выборге предлагают доход до 172 000₽, в Кингисеппе до 114 000₽, в Тихвине до 103 000₽, в Ломоносове до 97 000₽, а в Тосно до 62 000₽, в Кировске до 51 000₽.
Со стороны соискателей средние зарплатные запросы растут и достаточно быстро. По сравнению с началом текущего года заправленные запросы у россиян выросли на 12 000₽. На данный момент почти 37% кандидатов в сфере судостроения запрашивают оплату труда в пределах 80 000₽ — 100 000₽ и выше. Еще 35% хотят получать не ниже 60 000 — 80 000₽. Ещё 2% запрашивают доход от 300 000₽.