Роспотребнадзор – о правах потребителей при заключении договоров с агентством недвижимости

Россия. Калининград. Rainbow. 25 мая 2022 года. В Калининграде в управлении Роспотребнадзора по Калининградской области собкору ИА Бесспорно RU прокомментировали читательскую почту по фактам предоставления различными агентствами недвижимости информационных услуг ненадлежащего качества:

image— Суть обращений читателей сводится к тому, что потребители заключают договоры на оказание услуг по предоставлению информации о сдаваемых в аренду жилых помещениях (домов, квартир, комнат).

Фактически исполнителем услуг предоставляется недостоверная, неактуальная информация. При обращении граждан в агентства недвижимости с заявлениями о возврате денежных средств, как правило, их требования остаются без удовлетворения.

В связи с этим рекомендуем потребителям при заключении договора обращать особое внимание на условия заключаемого договора, предусматривающие порядок предоставления услуги, объем предоставляемой исполнителем информации, права и обязанности сторон по договору.

В случае если необходимая информация об услуге не предоставлена, подробно не разъяснен порядок ее оказания, рекомендуем воздержаться от заключения договора с агентством недвижимости.

Кроме того, настоятельно рекомендуем подробно указывать в договоре, какое именно жилье необходимо (в городе/пригороде, район нахождения, благоустроенное/неблагоустроенное, размер арендной платы, на продолжительный срок или нет и т.д.)

Потребителям следует обратить внимание на то, что он не обязан оплачивать услуги агентства недвижимости при заключении договора. Так, в соответствии со ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. Только с согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.

В случае если потребителю оказана услуга ненадлежащего качества, то в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе по своему выбору потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

— соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

В случае отказа исполнителя удовлетворить законные требования потребителя в добровольном порядке, то потребитель вправе самостоятельно обратиться в суд и в Управление для оказания судебной защиты нарушенных потребительских прав в соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Кроме того, в соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Так, в марте текущего года Управление было привлечено мировым судьей к участию в гражданском деле в качестве государственного органа для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя по иску гражданина Б. к юридическому лицу о взыскании уплаченной денежной суммы по договору возмездного предоставления информации о сдаваемых в аренду жилых помещений, неустойки за нарушение срока добровольного удовлетворения требования потребителя, компенсации причиненного морального вреда и штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Решением мирового судьи 2-го судебного участка Ленинградского района Калининграда требования потребителя удовлетворены. Суд обязан агентство вернуть потребителю уплаченную по договору денежную сумму. Судебное решение не вступило в законную силу.

Для получения дополнительной информации о требованиях законодательства о защите прав потребителей в сфере предоставления услуг агентствами недвижимости, а также для получения консультации по судебной защите прав потребителей рекомендуем обращаться в отдел защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Калининградской области по телефону 57-24-03 и Консультационный центр по защите прав потребителей по телефону 53-84-36.