Россия. Москва. 9 ноября 2021 года. Rainbow. Считается, что большая часть крупного бизнеса предпочитает уходить от налогов в офшоры. Как работают эти схемы, сколько налогов может недосчитаться страна и можно ли вернуть эти деньги, например, создав офшорную зону в России? Разберемся.
В чем выгода. Многим компаниям безопаснее и проще вести свой бизнес в офшорах, так как можно защититься от проверок, не нужно сдавать бухгалтерскую и иную отчетность государству-офшору. Размер налога может быть значительно меньше или вовсе отсутствовать. При этом компания по факту может иметь офис и вести деятельность вне этой зоны.
Пример схемы: российская компания по низкой цене экспортирует товар офшорной компании и официально уплачивает с прибыли небольшой налог. Фирма в офшоре, в свою очередь, продает товар по высокой мировой цене третьей фирме. На офшорном счете остается разница, при этом товар не покидает территорию России.
В нашей стране бизнес со своей прибыли должен отдавать в бюджет 20% в виде налога (1/5 часть прибыли). То есть, если компания получила прибыль от продажи товара — 10 млн руб., то должна заплатить налог — 2 млн руб.
Но в нашем случае российская фирма продает этот товар офшорной компании (собственник у покупателя и продавца может быть один) по заниженной цене с прибылью 2 млн. руб. Налог компания-продавец будет уплачивать только с этой полученной прибыли в России — 400 тыс. руб. (20%). Офшорный покупатель перепродает товар третьей фирме (возможно, также российской) по полной стоимости и получает недостающую прибыль от сделки — 8 млн руб. Но она остается на офшорном зарубежном счете и не подлежит российскому налогообложению. Таким образом компании минимизируют свою налоговую нагрузку.
Считается, что в офшоры утекают миллиарды долларов, и подобные схемы (с регистрацией аффилированных зарубежных компаний) использует большая часть крупного бизнеса. Деньги утекают под видом инвестиций, например, в Республику Кипр, Королевство Нидерландов, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Острова Кайман, Королевство Швеции.
А России так можно? В нашей стране уже 16 лет существует Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Согласно этому закону особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Другими словами, их можно назвать офшорными зонами современной России.
В этих зонах существуют различные льготы для организаций, которые регистрируются на особых территориях. Зарубежных инвесторов-резидентов могут освободить от налогов, например, на имущество, на срок до 15 лет. Так же законодательством регулируются специализированные льготы по прибыли, как, например, ускоренная амортизация и пониженные коэффициенты на уплату страховых взносов.
В нашей стране, по закону, это могут быть промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые территории. Такие территории уже есть в Алабуге, Липецке, Тольятти, Моглино, Дубне, Томске, Зеленограде, Санкт-Петербурге, Мурманске, Ульяновске, Хабаровске и др.
Территории, регулируемые иными федеральными нормами права (ОЭЗ) – в Магаданской и Калининградской областях, республике Крым и городе Севастополе.
Чтобы бизнес оставлял весь заработанный капитал в России, надо создавать больше подобных условий для инвесторов, развивать лучшие практики в системе льготного налогообложения. И тогда будет меньше желающих вложить капитал, заработанный в России, в экономику условного Кипра.
Галина Семенова, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Калининград.Главное.