Новые тренды в маркетинге: бизнес становится «заботливым» и «зеленым» для горожан

Россия. Калининград. 9 ноября 2021 года. Rainbow. В России товары и отделы с приставкой «эко» можно все чаще встретить в торговых сетях. Это временные уловки или долгосрочный тренд? И что будет после пандемии? Ответы дает исследование кафедры маркетинга Плехановского университета, проведенное с марта 2020 по октябрь 2021 года.

imageПродать с «интересом». Бизнес чутко реагирует на интересы потребителей. Недавно кафедра маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова провела опрос среди москвичей. 18,2% респондентов ответили, что регулярно интересуются проблемами экологии города и загрязнением окружающей среды. 70,4% специально не интересуются, но обращают внимание на информацию по этой теме. По данным ВЦИОМ, 55% россиян учитывают экологичность товаров при покупке.

Новые шаблоны потребительского поведения стимулируют бизнес становиться «заботливым» и «зеленым». Но, судя по всему, это больше касается мегаполисов. В целом потребители сегодня больше ориентируются на комфорт и престиж, чем на экологичность товара при выборе.

Анализ результатов многолетних мониторингов ВЦИОМ показывает, что в периоды различных социальных, политических и экономических кризисов интерес к экологии у россиян снижается. И вновь возрастает в период экономического роста. В то же время стоит отметить, что обеспокоенность экологической ситуацией в России несколько выше у жителей мегаполисов и больших городов. И остается стабильно высокой даже в непростых экономических условиях.

Что показало исследование РЭУ. Наше исследование отношения москвичей к вопросам экологии, проведенное до введения жестких карантинных ограничений в марте 2020 года, показало, что регулярно интересуются экологическими проблемами 20,9% москвичей, 70,4% обращают внимание, и только 5,3% эта тема не интересна. Размер выборки составил 1329 респондентов. Опрос был проведен в марте 2020 года, до введения карантинных мер, методом онлайн опроса.

В октябре 2021 года мы повторили опрос. Было интересно понять, как изменилось отношение к экологии, ведь за плечами москвичей опыт карантина и жестких ограничений, связанных с пандемией. Оказалось, несмотря на все катаклизмы, интерес к экологии у горожан практически не изменился. На вопрос «Интересуетесь ли Вы проблемами экологии города и загрязнением окружающей среды?» 18,2% респондентов ответили, что регулярно интересуются, и только 7,5% указали, что эта тема им не интересна. Опрос был проведен в октябре 2021 года методом онлайн опроса. В нем приняло участие 1300 респондентов.

Проверка статистической значимости показывает, что расхождения в ответах опросов 2020 и 2021 года практически нет. Можно сделать вывод, что интерес к экологии в период пандемии нисколько не упал — это уже вполне устойчивый тренд.

Более того, на вопрос «Изменилось ли Ваше отношение к экологии после пандемии Covid-19?» в октябре 2021 года 25% респондентов ответили, что стали больше интересоваться экологией, и 70,2% сообщили, что их интерес к экологии не изменился.

Конечно, ждать значительных изменений в потребительском поведении жителей мегаполиса в ближайшее время не стоит. А значит, «зеленый» бизнес — это не дань временной моде, а долгосрочный тренд.

Анастасия Лукина, профессор кафедры маркетинга РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Прибыль RU (Калининград).