Обогнать «Жигули» и Porsche: насколько успешными окажутся российские электромобили

Россия. Москва. 27 июля 2021 года. Rainbow. В России может быть создана собственная линейка электромобилей. Насколько конкурентоспособными они окажутся по качеству и цене? Может ли этот проект стать для российского автопрома более успешным, чем выпуск бензиновых авто?

imageНовый тренд. Зеленая повестка в мировой экономике существенно влияет на многие сферы, в том числе на автопром. Он оказался бенефициаром процесса: структура продаж​ авторынка заметно меняется —​ прирост электрической доли увеличивается от года к году. По последним статданным за​ первое полугодие 2021 года, доля электромобилей только в нашей стране достигла 0,063% от совокупных продаж (552 авто из 870 749 проданных экземпляров).

Пока в этой статистике не наблюдается российских брендов (общественный транспорт Москвы представлен электробусами производства завода «КАМАЗ», а также существует план расширения этой тенденции на регионы,​ но коммерческий транспорт не учитывается в приведенных выше данных).

Все 552 электромобиля — иномарки. Лидерами продаж стали​ Porsche Taycan, Audi e-tron и​ Tesla Model 3; также продавались электромобили брендов Jaguar, Nissan, Chevrolet, Kia, Mercedes-Benz и китайского производителя Jac.​

Где наше? Что же касается российского производства легковых​ электромобилей, то первые шаги уже сделаны:​​ автозавод​ «КАМАЗ» еще​ в декабре прошлого года​ представил экспериментальный образец легкового электромобиля «Кама-1», планируемая цена которого не должна превысить 1 млн руб. В сравнении с иностранными аналогами цена существенно ниже. Но вопрос качества, безопасности и набора опций для потребителей остается открытым.

Зачем и как обойти конкурентов? Развитие своего производства электромобилей крайне актуально для России как с точки зрения зеленой повестки, так и с позиций поиска и реализации​ новых инструментов роста экономики. В этом контексте интересен план Минэкономразвития по стимулированию внутреннего​ производства электромобилей.

Один из прямых​ инструментов — повышение​ утильсбора​ и пошлин​ на импортные аналоги. За счет полученных средств предполагается частичное​ финансирование (не более 10%)​ программы​ развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года (совокупный бюджет этой программы к настоящему моменту уже превысил 800 млрд руб.).​

По программе в​ следующем году на внутренний​ рынок планируется​ выпустить до 3000 отечественных электромобилей от завода​ «Моторинвест», а в​ 2023-м — вдвое больше. К 2024 году ожидается прирост выпуска электромобилей в объеме до 5000 штук от «КАМАЗа» и «Автотора».

Как видно, планы весьма серьезные. Но следует учитывать, что иностранные конкуренты не дремлют: опыт массового завала российского рынка новыми китайскими моделями в 2020–2021 годах —​ яркое тому подтверждение.​

Вывод. Судя по планам, создание российской линейки моделей электротранспорта лежит в абсолютно реализуемой плоскости. Но успех его реализации зависит не только от автопроизводителей: параллельное формирование инфраструктуры под меняющийся рынок является неотъемлемой частью проекта. И здесь производителям необходима прямая поддержка на уровне правительства.​ Первые шаги мы уже видим.

Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Прибыль RU (Калининград).