Обогнать «Жигули» и Porsche: насколько успешными окажутся российские электромобили
Россия. Москва. 27 июля 2021 года. Rainbow. В России может быть создана собственная линейка электромобилей. Насколько конкурентоспособными они окажутся по качеству и цене? Может ли этот проект стать для российского автопрома более успешным, чем выпуск бензиновых авто?
Новый тренд. Зеленая повестка в мировой экономике существенно влияет на многие сферы, в том числе на автопром. Он оказался бенефициаром процесса: структура продаж авторынка заметно меняется — прирост электрической доли увеличивается от года к году. По последним статданным за первое полугодие 2021 года, доля электромобилей только в нашей стране достигла 0,063% от совокупных продаж (552 авто из 870 749 проданных экземпляров).
Пока в этой статистике не наблюдается российских брендов (общественный транспорт Москвы представлен электробусами производства завода «КАМАЗ», а также существует план расширения этой тенденции на регионы, но коммерческий транспорт не учитывается в приведенных выше данных).
Все 552 электромобиля — иномарки. Лидерами продаж стали Porsche Taycan, Audi e-tron и Tesla Model 3; также продавались электромобили брендов Jaguar, Nissan, Chevrolet, Kia, Mercedes-Benz и китайского производителя Jac.
Где наше? Что же касается российского производства легковых электромобилей, то первые шаги уже сделаны: автозавод «КАМАЗ» еще в декабре прошлого года представил экспериментальный образец легкового электромобиля «Кама-1», планируемая цена которого не должна превысить 1 млн руб. В сравнении с иностранными аналогами цена существенно ниже. Но вопрос качества, безопасности и набора опций для потребителей остается открытым.
Зачем и как обойти конкурентов? Развитие своего производства электромобилей крайне актуально для России как с точки зрения зеленой повестки, так и с позиций поиска и реализации новых инструментов роста экономики. В этом контексте интересен план Минэкономразвития по стимулированию внутреннего производства электромобилей.
Один из прямых инструментов — повышение утильсбора и пошлин на импортные аналоги. За счет полученных средств предполагается частичное финансирование (не более 10%) программы развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года (совокупный бюджет этой программы к настоящему моменту уже превысил 800 млрд руб.).
По программе в следующем году на внутренний рынок планируется выпустить до 3000 отечественных электромобилей от завода «Моторинвест», а в 2023-м — вдвое больше. К 2024 году ожидается прирост выпуска электромобилей в объеме до 5000 штук от «КАМАЗа» и «Автотора».
Как видно, планы весьма серьезные. Но следует учитывать, что иностранные конкуренты не дремлют: опыт массового завала российского рынка новыми китайскими моделями в 2020–2021 годах — яркое тому подтверждение.
Вывод. Судя по планам, создание российской линейки моделей электротранспорта лежит в абсолютно реализуемой плоскости. Но успех его реализации зависит не только от автопроизводителей: параллельное формирование инфраструктуры под меняющийся рынок является неотъемлемой частью проекта. И здесь производителям необходима прямая поддержка на уровне правительства. Первые шаги мы уже видим.
Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Прибыль RU (Калининград).
Не пропустите
В центре Москвы задержан водитель BMW с 10 кг гашиша
Rainbow - 24/04/2024Россия. Москва. 24 апреля 2024 года. Rainbow. В Москве на Лужнецкой улице полицейские задержали мужчину, у которого при себе было…
В Госдуме предложили повысить стипендии до 15,4 тысячи рублей
Rainbow - 24/04/2024Россия. Москва. 24 апреля 2024 года. Rainbow. В Москве председатель партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов сегодня, 24…
Сколько стоит минеральная вода в Калининграде, СЗФО и в среднем по России
Rainbow - 24/04/2024Россия . Калининград. 24 апреля 2024 года. Rainbow. В Калининградской области цена литра минеральной воды в марте 2024 года составила…