Россия. Москва. 20 апреля 2021 года. Rainbow. Из-за пандемии и повсеместных локдаунов спад мировой экономики в 2020 году составил 3,5%. Однако результаты могли бы быть намного хуже, если бы не бурный рост электронной коммерции. Но не сменится ли рост падением? Насколько россиян устраивает цифровая торговля и какие у нее перспективы?
Мировой рост. Развитию электронной торговли способствует высокий уровень проникновения Интернета. В среднем в мире на начало 2021 года он составил 64,7%. В Европе — 87,1%; в Северной Америке — 89,9%; в Азии — 62,6%; в Африке — 46,2%. В России этот показатель достиг 81%.
Объемы онлайн-коммерции в мире в 2020 году выросли на 16% и достигли 4,2 трлн долл. Наибольшая доля в этом секторе принадлежит Китаю — 1,94 трлн долл. Доля электронной торговли в общем объеме розничных продаж Китая составила 35%. В США объемы электронной торговли в прошлом увеличились на рекордные 44% и достигли 861 млрд долл., составив 23,1% розничного оборота страны.
Что у нас? Российский рынок электронной коммерции, занявший десятое место в мире, находится на стадии быстрого развития. В 2020 году объемы электронных розничных продаж выросли в 1,6 раза и составили, по оценкам, 3 трлн руб. (около 40 млрд долл.). По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), на электронную торговлю пришлось 9,6% розничного оборота. Наиболее популярными были покупки следующих категорий товаров: электроника и бытовая техника (28,2%), одежда и обувь (21%), продукты питания (10,2%), мебель и товары для дома (9,2%), красота и здоровье (5,6%).
В России постепенно формируется пул наиболее востребованных маркетплейсов. Сейчас в него входят AliExpress (Китай), Amazon и eBay (США), из отечественных маркетплейсов по посещаемости лидируют Wildberries, Ozon и Lamoda.
Для выявления положительных и отрицательных сторон российского рынка электронной торговли нами было проведено маркетинговое исследование, в котором приняли участие 3882 человека и 10 стран, осуществляющих покупки на российских маркетплейсах.
Основная масса опрошенных (80%) отметила, что выбирает интернет-торговлю благодаря:
широкому ассортименту предлагаемой продукции;
быстрой доставке;
удобному интерфейсу маркетплейсов;
удобной политике возврата товаров;
возможности сравнения и выбора цены одного и того же товара у разных продавцов;
более низким ценам на маркетплейсах, чем в торговых центрах;
возможности экономии личного времени и высвобождения его для саморазвития;
возможности избежать контактов с большим количеством людей в супермаркетах и торговых центрах.
Вместе с тем более 60% онлайн-покупателей отмечают высокую стоимость доставки товаров в трансграничной торговле, что препятствует увеличению объема онлайн-покупок. Низкая цена, а еще лучше бесплатная доставка станет для них весомым аргументом совершать покупки.
Российские интернет-потребители по-прежнему предпочитают оплачивать товар наложенным платежом, то есть производить оплату после получения (40% опрошенных), так как не доверяют до конца продажам через Интернет (что для рынков многих стран является очень необычным). К тому же при покупках через системы PayPal, «ЮMoney» или другие платежные платформы приходится выплачивать дополнительную комиссию за осуществление перевода денежных средств.
Перспективы. Электронная коммерция позитивно влияет на выход стран из кризиса. Несомненно, она продолжит развиваться. Дальнейшему росту ее объемов будут способствовать широкое внедрение интернета вещей, упрощение процедуры оформления заказа, помощь малым предприятиям в организации электронной торговли, а также организация единой базы данных электронной коммерции между региональными группировками и объединениями стран (ЕАЭС, БРИКС и т.д.).
Светлана Гусарова, профессор кафедры мировой экономики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Прибыль RU (Калининград).