Цифровое неравенство и разочарование пандемиалов

09/02/2021
315

Россия. Москва. 9 февраля 2021 года. Rainbow. Согласно глобальному отчету ВЭФ о рисках 2021 года, презентованному в Давосе, пандемия обострила цифровое неравенство в мире, а первые пострадавшие от него — молодежь. С какими проблемами столкнулось поколение 15–24-летних, которых уже называют пандемиалами? И как им помочь?

imageОбразование не успевает за «цифрой». По данным ВЭФ, у 30% молодых людей в мире нет доступа к цифровому образованию, а сама система не поспевает за новыми технологиями. Речь не только про учебные программы, но и про условия, в которых это образование получают: социальное окружение, материальное и информационно-техническое обеспечение, цифровая компетентность преподавателей, спрос на применение цифровых навыков на рынке труда.

Та часть молодежи, у которой ограничен доступ к получению знаний, может пополнить ряды digital underclass of workers (рабочих, которые не ориентируются в «цифре») и рассчитывать только на низкоквалифицированную работу с минимальной оплатой труда или пополнить ряды безработных. Как говорится в исследовании ВЭФ, в ближайшее время 43% компаний планируют сократить число рабочих мест, заменив людей машинами и алгоритмами.

Однако по этой же причине 34% компаний намерены расширить свой штат. Но эти высокотехнологичные рабочие места вряд ли достанутся вчерашним выпускникам, так как бизнес неохотно нанимает людей без опыта работы, а также уменьшает расходы на повышение квалификации и обучение. Молодежь не видит для себя перспектив в трудоустройстве и развитии карьеры.

«Цифровые» бедняки. Невысокие шансы улучшить свое экономическое и социальное положение во время пандемии еще больше расслаивают современное общество. Возникает вопрос: что будет, если население, живущее в обеспеченной цифровой реальности, начнет сокращаться и более быстрыми темпами будет расти та часть, которая в цифровой среде приживается плохо? Сократить этот разрыв и снизить неравенство на международном уровне в обозримом будущем будет очень сложно, так как все страны сегодня сосредоточены на локальных экономических и эпидемиологических проблемах. Молодежь в такой ситуации все более склонна к разочарованию.

Тем не менее международные организации (ООН, МОТ, ЮНЕСКО, ОЭСР и др.) озабочены будущим пандемиалов, их способностью создать более справедливое общество, получив в наследство сегодняшние экономические и социальные проблемы. Эксперты поднимают эти вопросы на глобальных конференциях, разрабатывают механизмы, способствующие снижению напряженности и решению глобальных проблем.

Так, они призывают власти различных стран и бизнес инвестировать в проекты по повышению квалификации и переподготовке кадров. Благодаря этому в мире к 2030 году могут появиться 5,3 млн новых рабочих мест, а глобальный ВВП вырастет на 6,5 трлн долл. К таким выводам пришли эксперты PwC и ВЭФ — авторы доклада Upskilling for Shared Prosperity, презентованного в Давосе.

Вероятно, наибольший прирост от переподготовки кадров могут извлечь страны с развивающейся экономикой, где велик дефицит квалификаций, а также сектора, которые страдают от отсутствия роста заработной платы и повышения темпов производства, например здравоохранение или социальная сфера. Но многое зависит от желания государства.

В России лучше, чем в Европе. В России, с одной стороны, существуют похожие поведенческие настроения молодежи, как и в остальных странах мира. Однако по ряду показателей ситуация отличается в лучшую сторону. Так, по данным Аналитического центра при Правительстве РФ, за последний год средний уровень цифровизации процессов по всем отраслям экономики составляет 54%. Безработица среди молодежи находится на уровне ниже стран Евросоюза (14,7% в России и 17,7% в странах ЕС по данным на конец 2019 года). И, конечно, в России нет тех негативных явлений, которые существуют в ряде стран мира: отсутствие возможности учиться в школе и низкий уровень социальной защиты.

В России многие направления определены благодаря реализации национальных проектов и государственных программ. Но в любом случае стоит учитывать мировой опыт и негативные тенденции, связанные с неравномерным развитием и цифровизацией стран и регионов. Очевидно, что в ближайшие годы важным будет устранение диспропорций, повышение уровня подготовки, обучение и трудоустройство молодежи. От этого зависит наше будущее.

Людмила Иванова-Швец, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Откровенно RU (Калининград).

Не пропустите

Итоги конкурса «Герои детства. Наше время» подвели на выставке «Россия»
Россия
18
Россия
18

Итоги конкурса «Герои детства. Наше время» подвели на выставке «Россия»

Rainbow - 26/04/2024

На Международной выставке-форуме «Россия» состоялась презентация книг, которые были изданы по итогам экспертного отбора литературных произведений, собранных в рамках конкурса…

Польский министр предложил приблизить ПРО НАТО к Калининграду
Балтия
20
Балтия
20

Польский министр предложил приблизить ПРО НАТО к Калининграду

Rainbow - 26/04/2024

Польша. Варшава. 26 апреля 2024 года. Rainbow. В Варшаве министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский предложил союзникам по НАТО приблизить…

Мёд да не тот
СЗФО
27
СЗФО
27

Мёд да не тот

Rainbow - 26/04/2024

Россия. Вологда. 26 апреля 2024 года. Rainbow. В Вологодской области в Череповецком районе Россельхознадзором выявлены нарушения при обороте продукции пчеловодства.Индивидуальный…