Россия. Москва. 9 февраля 2021 года. Rainbow. После четвертой промышленной революции, которая начинается в мире, выживет только умный бизнес, считают многие эксперты. Какие условия нужно соблюдать сегодня, чтобы выдержать конкуренцию в будущем? Как можно трансформировать бизнес? Расскажем о скрытых опасностях и возможностях.
Что значит «умный»? Умным можно назвать бизнес, который эффективно использует имеющиеся ресурсы, платит налоги и соблюдает правила. Однако в современных условиях термин «умный» приобрел дополнительное значение и применяется при определении бизнеса, который использует нейросети, дополненную реальность, искусственный интеллект для анализа поведения потребителей, конкурентов, внутренних бизнес-процессов. Данные технологии, с одной стороны, создают преимущества, но с другой — значительные риски как технического, так и социально-экономического плана.
Как меняются правила? Каждая из четырех промышленных революций вызывала необходимость изменения бизнеса. Так, изобретение колеса открыло новые возможности для бизнеса в сфере обработки земли, железа, кожи. Но, прежде всего, колесо позволило человеку увеличить скорость своего перемещения в пространстве, а следовательно, создало новое средство коммуникации и доставки товара до конечного потребителя.
Изобретение паровой машины и парового котла еще больше увеличило скорость перемещения в пространстве. При этом возникли целые отрасли экономики, например железнодорожные перевозки. Бизнес получил возможность участвовать в строительстве железных дорог, развивать придорожную инфраструктуру и осваивать территории, по которым прокладывались пути.
Изобретение в конце XIX века электричества и телефонной связи во многом заложило основы ныне существующих систем коммуникации, обработки материалов, создало новые отрасли экономики, а значит, опять необходимо было формировать правила предпринимательской деятельности и механизмы ее регулирования.
Очередная промышленная революция, связанная с компьютеризацией, продолжила развитие современных коммуникаций — электронных социальных медиа. Это сфера, в которой сегодня вращаются значительные средства, и, как показали последние события в США, правила регулирования в ряде случаев может устанавливать уже не столько государство, сколько сам бизнес.
Нынешний этап — цифровизация экономики и бизнеса, — полагаю, на промышленную революцию не тянет, так как основы начавшихся ранее процессов принципиально не изменяются. Компьютерные системы начали появляться еще в 1960-е годы, сегодня к ним добавились искусственный интеллект, нейросети. Но они остаются лишь средствами, которые бизнесмен использует в достижении целей. Самое главное, чего у этих средств пока нет и не должно быть — способности к абстрактному мышлению, которой наделены люди.
Новые условия. В период цифровизации ключевым условием эффективности бизнеса может и должна стать модернизация систем управления рисками организации. Существующие механизмы анализа внешней среды должны быть дополнены механизмами анализа новых цифровых рисков, а также рисков, связанных с широкой деятельностью собственника организации.
Именно наличие таких средств анализа позволит собственнику повысить уровень своей экономической безопасности, усилит его интеграцию с системой управления организации, а также позволит системе управления организации быстрее реагировать на изменения внешней среды.
Будущее за цифровым анализом. В современных условиях бизнес, который не сформировал цифровых двойников в производстве, не отслеживает риски цифровой среды, не занимается проблемой выявления, анализа, оценки и управления рисками, связанными с деятельностью собственника организации, обречен на прозябание, отставание и последующее забвение. Либо его ждет другая перспектива — постоянные обращения к государству за помощью, а потом сетование на слишком жесткие требования или низкие объемы поддержки.
Именно поэтому многие компании сегодня уже взяли на вооружение BI-платформы, через которые проходят и превращаются в наглядные отчеты огромные потоки данных — это важное средство анализа внешних и внутренних бизнес-процессов организации, поведения конкурентов, развития персонала. Степень использования таких средств весьма различна, все зависит от масштабов бизнеса и желания собственника внедрять такие системы. Подобную BI-платформу планирует использовать и Росстат в ходе Всероссийской переписи населения 2021 года, а впоследствии сделать ее открытой для всех желающих, что станет новой возможностью для развития бизнеса в нашей стране.
Речь идет о выявлении половозрастных, социальных и экономических характеристик населения, проживающего в регионах, где бизнес представлен. Государству такие данные интересны с точки зрения строительства инфраструктуры, школ, больниц, детских садов. Бизнесу они дают возможность понять, кто, как и когда будет потреблять производимую им продукцию. BI-платформа при этом может стать эффективным инструментом сбора, обработки, хранения и анализа полученных данных.
Михаил Хачатурян, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Радио Голос Балтии (Калининград).