Как сделать онлайн-покупки безопасными

Россия. Москва. 9 февраля 2021 года. Rainbow. В России в 2020 году онлайн осваивали все — и компании и пользователи, рынок e-commerce в России пандемическом году на 44% и достиг 2,5 трлн рублей, что на 44% больше, чем в 2019 году.

Вместе с притоком пользователей активизировались и мошенники: за год им удалось выманить у россиян 150 млрд рублей. Однако, к концу 2020 число обращений пользователей, которых мошенникам удалось обмануть, снизилось в 7 раз по сравнению с июльскими показателями.

Фейковые сайты и ненастоящие продавцы: самые распространенные схемы мошенничества в Сети

imageАналитики выявили самые распространенные в интернете сценарии хищений средств у клиентов российских банков: в целом, через поиск в интернете в 2020 году мошенники стали находить жертв в 2,6 раз чаще, чем в 2019 году, а через социальные сети — в 3 раза чаще. При этом в 2020 году на фоне пандемии вырос спрос на онлайн-шопинг, в связи с чем почти в 3 раза выросла доля случаев мошенничества по сценарию покупки или продажи товаров в интернете по сравнению с 2019 годом.

В 2020 году 60% успешных мошеннических атак происходило по сценарию покупки или продажи товаров как на сайтах реальных маркетплейсов, так и на сайтах-подделках, тогда как в 2019 году доля составляла менее 25%. Доля случаев, когда мошенник выступал псведопродавцом, составила 36% от всего количества атак (самый популярный сценарий мошенничества в интернете в 2020 году), доля случаев с ложным покупателем – 11%, примерно 13% от всего количества фрода составляют случаи, когда люди через поиск или рекламные сообщения попадали на фальшивые сайты магазинов.

Одним из самых популярных видов онлайн-мошенничества стал фишинг — создание копий известных ресурсов и платежных форм, прокомментировали в Калининграде сегодня, 9 февраля 2021 года, собкору ИА Прибыль RU в интернет-сервисе «Авито», проведшем исследование. В 2020 году в одной из лабораторий обнаружили 7400 ресурсов, которые мимикрировали под самые популярные сервисы объявлений. Мошенники распространяют среди интернет-пользователей ссылки, адреса которых на первый взгляд трудно отличить от названий реальных интернет-ресурсов. В некоторых даже название платформы указано правильно, но к нему добавлено слово, которого в оригинале не должно быть.

«Чаще всего мошенники присылают ссылку на поддельную форму оплаты товара или якобы доверенной курьерской службы, где нужно ввести данные карты. Чтобы обезопасить наших пользователей, в мессенджере мы заблокировали отправку ссылок на внешние ресурсы, более того, аккаунты, с которых распространяют такие ссылки, попадают в бан. Также мы призываем пользователей обсуждать условия сделки, не уходя с платформы — так служба безопасности сможет прийти на помощь», — прокомментировал эксперт Кирилл Лавров.

Всего за 2020 год одна из лаораторий заблокировала 80 млн попыток перехода пользователей на различные фишинговые ресурсы, причем около трети из них (27 млн) касались так называемых скам-ресурсов.

«Скам — это мошеннические рассылки и объявления, в которых пользователю предлагают пройти опрос или принять участие в акции за щедрое денежное вознаграждение. Чтобы его получить, вас просят оплатить комиссию, обычно небольшую — порядка 300 рублей. Но никаких выплат потом не перечисляют, а комиссия достается злоумышленникам. А если для перевода комиссии вы вводите данные карты, то рискуете еще и передать их мошенникам», — прокомментировал эксперт Дмитрий Галов.

Разные схемы обмана «обходятся» жертвам в разные суммы. На сайтах объявлений покупателей мошенники обманывают на большую сумму, чем продавцов. Средняя сумма, которую в 2020 году терял покупатель, поверив лжепродавцу, составляла 10 тысяч рублей, в то время как продавцы, попавшись мошеннику-покупателю, теряли, в среднем, 6 тысяч рублей. На фальшивых сайтах магазинов, которые мошенники подделывают для того, чтобы получать данные карт, клиенты российских банков теряли, в среднем, 5 тысяч руб.

Как распознать злоумышленников и защититься

Даже с учетом возросшей активности и изобретательности мошенников, люди становятся бдительнее. К концу 2020 года 80% пользователей платформы, столкнувшись с мошенниками, не верят им и обращаются в поддержку.

Специалисты делятся главными советами, которые помогут безопасно совершать покупки в интернете:

— регулярно обновлять приложения и операционную систему, потому что в большинстве обновлений создатели платформ, приложений и устройств улучшают свои системы безопасности;

— использовать уникальные сложные пароли для всех своих аккаунтов (минимум 12 символов с буквами в разном регистре и спецсимволами), периодически обновлять и пользоваться менеджерами паролей для их безопасного хранения и авторизации на разных платформах;

— не переходить по ссылкам, которые вам присылают, особенно если речь о незнакомых людях, не кликать по рекламным баннерам на сомнительных сайтах, а также сканировать подозрительные QR-коды — в последнее время возросло число случаев, когда ссылку на вредоносный сайт маскируют под QR-код;

— внимательно проверять название сайта в адресной строке перед тем, как вводить на нем свои личные или платежные данные — отличие даже в одну букву говорит о том, что перед вами вредоносная или фишинговая ссылка;

— скептически относиться к крайне щедрым предложениям в сети с крупным вознаграждением, а также к слишком большому отличию цены на товар от рыночной — мошенники часто привлекают пользователей выгодным предложением;

— завести специальный адрес электронной почты для регистрации в онлайн-магазинах, а также отдельную карту для совершения онлайн-покупок, и хранить на такой карте только сумму, которая нужна для предстоящей покупки.

Лучшим оружием в борьбе с мошенниками по-прежнему остается внимательность самих пользователей, и сами платформы стремятся обучить россиян безопасному поведению в сети. Так, с весны один из интернет-сервисов увеличил число оповещений и памяток о безопасном шопинге в сети, а банк запустил, где имеется отдельная серия, посвященная онлайн-шопингу. Другие же регулярно делятся важными новостям о кибербезопасности, а также разрабатывает специализированные решения для повышения цифровой грамотности сотрудников. С возросшей популярностью интернет-торговли не только крупные торговые платформы стали уделять особое внимание безопасности онлайн-шопинга, но и сами потребители стали более внимательными.