Россия. Калининград. 2 февраля 2021 года. Rainbow. В России с глобальным переходом в онлайн, люди все чаще искали новые способы заработка: компании осваивали новые каналы привлечения клиентов, а рядовые пользователи монетизировали навыки ведения страниц в соцсетях.
За год спрос на услуги по раскрутке в соцсетях вырос в Калининграде на 19%. При этом быстрее всего в городе растет интерес к Instagram — за 2020 популярность специалистов по продвижению на этой площадке выросла на 31%.
По итогам IV квартала 2020 года спрос на SMM-продвижение на одном из интернет-сервисов объявлений по стране повысился на 24% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а в Калининграде пользователи осваивали онлайн-площадки активнее на 19%. Предложение услуг SMM-специалистов выросло еще быстрее, чем спрос: россияне стараются монетизировать навыки ведения соцсетей и использовать их как источник дополнительного заработка. По сравнению с IV кварталом 2019 года объявлений специалистов по онлайн-продвижению стало больше почти в 2,5 раза, в Калининграде – на 119%.
Самой народной социальной сетью остается Instagram — на него приходится более 70% спроса, причем за год число объявлений о продвижении в этой социальной сети увеличилось на 154%, а спрос – на 22%. Многие россияне в период пандемии и перехода на удаленку решили использовать свободное время с пользой для семейного бюджета, превратив развлечение (или способ прокрастинации) в источник заработка, прокомментировали в Калининграде сегодня, 2 февраля 2021 года, собкору сетевой газеты Янтарный край в интернет-сервисе объявлений «Авито Услуги», проведшем исследование. В Калининграде Instagram тоже является самой популярной площадкой для продвижения – на него приходится 75% потребительского интереса. В целом Instagram-продвижение используют и производители, и продавцы товаров, и мастера из сферы услуг, например, парикмахеры, специалисты ногтевого сервиса и даже мастера по ремонту бытовой техники.
С ростом популярности Telegram интерес к мессенджеру также приобрел коммерческий характер — на него приходится каждый пятый запрос контактов по объявлениям о продвижении. За год спрос на специалистов по еще недавно запрещенному мессенджеру вырос на 22%, а предложение – на 123%. Причем в Telegram пока самая низкая конкуренция среди специалистов: на одно объявление приходится в среднем 6 запросов потенциальных клиентов, тогда как в других соцсетях – от 1 до 3.
Самой стремительно растущей по спросу на услуги продвижения соцсетью ожидаемо стал TikTok — его доля составляет менее 1%, однако спрос здесь растет гораздо быстрее, чем популярность других площадок. По итогам последнего квартала 2020 продвижением в этой соцсети интересовались на 516% больше пользователей, чем за аналогичный период 2019.
Интерес бизнеса и рядовых пользователей, мечтающих стать инфлюенсерами, стали как причиной роста предложения специалистов по ведению и продвижению аккаунтов в TikTok, но и появления целого сегмента новых услуг. Так, можно найти и таргетологов, и менеджеров в TikTok, обучающие курсы, а также сопутствующие услуги, например, аренду комнаты-студии для тиктокеров, которые не готовы показывать подписчикам собственную квартиру, и даже проведение TikTok-вечеринок.
— О бешеной популярности TikTok в России говорили ещё год назад, при этом социальная сеть продолжает набирать обороты — всего за год предложение услуг по продвижению в этой социальной сети выросло в 16 раз. Во многом этому способствуют алгоритмы рекомендаций, благодаря которым авторы могут получить сотни тысяч просмотров достаточно быстро, а также внимание СМИ к этой социальной сети, —прокомментировал в Калининградской области эксперт Иван Чулков. — Низкий порог входа, а ролики в TikTok часто не требуют сложной обработки и аренды студии для съемок, также делают эту социальную сеть привлекательным источником дополнительного заработка, причем как на рекламе в собственном блоге, так и на услугах продвижения.
Услуги SMM-продвижения, IV квартал 2020, Калининград
Соцсеть |
Изменение предложения за год |
Изменение спроса за год |
Средняя цена услуги, руб. |
SMM в целом |
119% |
19% |
1 000 |
|
149% |
31% |
1 000 |
Telegram |
64% |
-42% |
700 |
Vk |
25% |
-64% |
1 000 |
«ВКонтакте» стала единственной соцсетью, которая, в среднем, по России сдает позиции. Спрос на продвижение в ней составляет 4% от общего уровня и снизился на 22% по отношению к прошлому году. Предложение также выросло значительно меньше, чем предложение услуг на других площадках – на 18% по сравнению с IV кварталом 2019. В Калининграде прослеживается похожая тенденция.
Лидеры социализации
Социальные сети активнее всего осваивают компании в регионах. Лидер по “социализации” – Ижевск, где рост количества запросов пользователей по услугам продвижения в соцсетях составил 151% по сравнению с IV кварталом 2019 года. На 129% вырос спрос на услуги сммщиков в Волгограде, на 113% – в Кирове. А вот столичные компании давно освоили социальные сети, поэтому Москва оказалась одним из двух городов, где спрос на такого рода услуги снизился на 4%. Вторым городом, где спрос также незначительно (всего на 1%) снизился, стал Красноярск.
В то же время наиболее активно осваивали новые специальности и монетизировали навыки жители Волгограда и Ульяновска, где количество предложений услуг по продвижению выросло на 224% и 215% соответственно.
Переходу в социальные сети способствовала пандемия и карантинные ограничения — в условиях, когда наружная реклама и другие каналы привлечения клиентов стали менее эффективны, компании искали новые возможности. Например, за год на исследуемом сервисе количество объявлений увеличилось на 10 млн.
Услуги SMM-продвижения в регионах, IV квартал 2020
Регион |
Рост предложения за год |
Рост спроса за год |
Россия |
140% |
24% |
Барнаул |
132% |
71% |
Волгоград |
224% |
129% |
Воронеж |
197% |
37% |
Екатеринбург |
143% |
49% |
Ижевск |
163% |
151% |
Иркутск |
131% |
3% |
Казань |
156% |
23% |
Калининград |
119% |
19% |
Киров |
113% |
113% |
Краснодар |
130% |
32% |
Красноярск |
103% |
-1% |
Москва |
165% |
-4% |
Нижний Новгород |
128% |
27% |
Новосибирск |
130% |
25% |
Омск |
117% |
55% |
Пермь |
127% |
19% |
Ростов-на-Дону |
146% |
38% |
Самара |
128% |
18% |
Санкт-Петербург |
117% |
18% |
Саратов |
109% |
34% |
Ставрополь |
98% |
8% |
Тольятти |
132% |
37% |
Тюмень |
151% |
43% |
Ульяновск |
215% |
67% |
Уфа |
164% |
9% |
Хабаровск |
167% |
95% |
Челябинск |
109% |
15% |