Россия. Москва. 19 января 2021 года. Rainbow. Взаимодействие бизнеса и науки еще недавно было трудно назвать идеальным. Насколько образовательные программы в России сегодня отвечают потребностям бизнеса? И что потребуется завтра? Может ли идеология предпринимательских стартапов изменить подходы к бизнес-образованию? Попробуем найти ответы на одни из главных вопросов недавнего Гайдаровского форума.
Больше практичности. Идея добавить больше практичности образованию в целом и бизнес-образованию в частности уже успешно реализуется в отечественных вузах. Например, студенты и слушатели по итогам обучения защищают не просто выпускную квалификационную работу, а бизнес-план своего возможного коммерческого проекта. Подобная практика в последние два года активно применяется в РЭУ имени Г. В. Плеханова. Есть смысл распространить ее в России.
Но нужно понимать: каждому проекту необходимо финансирование, в идеале — выращивание в бизнес-инкубаторе при вузе и дальнейшее внимание со стороны институтов поддержки малых предпринимателей. Реальный запуск и жизнеспособность стартапа во многом зависят от его перспективности и желания вчерашних студентов вести свой бизнес. Зачастую выпускники стремятся использовать знания в уже готовом бизнесе в качестве наемных специалистов.
Но здесь важно, чтобы знания дипломированного выпускника соответствовали актуальным требованиям и задачам бизнеса, в который он приходит. В последние годы мы видим, что в решении этого вопроса активное участие принимают как вузы, так и работодатели. Подписываются соглашения о создании специализированных курсов, прохождении практики. Бизнес помог системе образования более или менее четко сформулировать профессиональные стандарты, которые могут облегчить процесс трансформации образовательных программ. Также фонд «Сколково» летом прошлого года выпустил сборник профессий будущего, которым при составлении образовательных программ стандарта 3++ руководствуются вузы.
Однако вопрос, какие профессии и узкие компетенции реально потребуются компаниям через несколько лет, пока остается открытым и дискуссионным. Очевидно, на рынке труда и в бизнесе преимущество получат специалисты, вовремя получившие необходимые знания и практические навыки, что опять же зависит от дальнейшего взаимодействия бизнеса и высших учебных заведений.
Как изменить MBA? Популярные прежде программы МВА/ЕМВА уже теряют актуальность и очевидно должны трансформироваться. Сейчас необходимы программы, в рамках которых слушатели не только восполняют недостающие компетенции, но и формулируют концепцию и бизнес-план своего будущего либо существующего предприятия, департамента, отдела или подразделения. В первом случае для оценки результатов обучения должен привлекаться финансовый институт или институт поддержки малого бизнеса, который будет готов при успешной защите финансировать реализацию проекта, а во втором случае — работодатель, в интересах которого такой бизнес-план разрабатывается.
Конструктор будущего. Поскольку бизнес ценит свое время, он не всегда готов тратить его на долгосрочные образовательные продукты. Поэтому будущее за технологиями образовательного конструктора, когда клиент сам собирает свою версию программы.
Такие технологии уже прочно вошли в обиход зарубежных вузов и могут найти применение в отечественном образовании, причем как для бакалавриата, так и для магистратуры. Для бизнес-образования такая схема тоже возможна, но реализуется сложнее, ведь одной из задач МВА-программ должно быть восполнение не только недостающих профессиональных, но и общекультурных компетенций, которые формируются общеобразовательными дисциплинами.
При этом такие дисциплины должны закладывать основы понимания, как функционирует современный бизнес. Понятно, что общеобразовательные дисциплины должны быть закреплены в структуре программы, а после их освоения слушатели могут получить возможность самостоятельно определять, какие профессиональные дисциплины им нужны.
Михаил Хачатурян, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Вестника СЗФО (Калининград).