Россия. Москва. 29 декабря 2020 года. Rainbow. В России грядущие зимние каникулы, похоже, надолго запомнятся. Ведь многим пришлось сменить привычки и выбрать необычные для себя направления для путешествий и развлечений. Расскажем о пяти главных трендах новогоднего отдыха, которые могут изменить туристический рынок в 2021 году.
1. Не нужен нам берег таиландский? Выездной туризм хоть и восстанавливается, но явно отстает от уровня прошлого года, а также поменял направления. Теперь главным местом для зимнего зарубежного отдыха россиян становится Турция. Спросом пользуются туры в Стамбул и на горнолыжные курорты Улудаг и Карталкая. В ноябре доля Турции в продажах зарубежных туров доходила до 49%. Однако после новостей о закрытии в турецких отелях бассейнов и зоны спа-услуг, а также введении в Турции карантинных ограничений в период с 31 декабря по 1 января, доля продаж упала, по оценкам разных систем бронирования, до 34%.
Впрочем, многие россияне успели забронировать номера еще осенью. Сами отели стараются привлечь туристов высоким уровнем качества услуг и некоторыми послаблениями, например, в отелях Стамбула разрешили приносить и заказывать еду в номер. Даже в случае ограничений турецкое направление остается в лидерах, пока другие страны закрыты для массового туризма. Как, например, Таиланд, который был лидером продаж в прошлогодние новогодние праздники.
2. Полеты в никуда или необычные туры. Абсолютным лидером по бронированию новогодних туров у россиян в этом году, конечно, стала наша страна. При этом многие совсем не стремятся уезжать далеко от дома. Благо появились новые необычные туры и экскурсионные программы. Так, много разговоров и постов в социальных сетях было о российском ответе международному тренду «полеты в никуда» — полуторачасовом полете специальным рейсом авиакомпании «Победа» из аэропорта Внуково в аэропорт Внуково по цене 7,5 тысячи рублей.
Конечно, этот полет был ориентирован на определенную целевую аудиторию людей, влюбленных в небо, и представлял собой, по сути, экскурсионную программу, организованную пилотами-энтузиастами, которые арендовали самолет для чартерного рейса из Москвы в Москву. Во время всего полета в салоне находился легендарный пилот Алексей Кочемасов, известный в соцсетях как летчик Леха, который комментировал все происходящее за бортом, раздавал автографы и фотографировался с пассажирами. Этот тренд на «полеты в никуда» может получить развитие в нашей стране, так как существует большой спрос на подобные туры, особенно сейчас, после появления восторженных откликов о первом таком опыте.
Многие регионы предлагают свои необычные туры. Например, турфирмы нефтегазовой столицы России Тюмени приглашают желающих в нефтяные туры, включающие в себя посещение буровой установки, разведочной скважины, а также учебного полигона. В результате такой поездки у туристов даже будет возможность самостоятельно найти и добыть «черное золото».
Также востребованными в текущем году, в том числе среди туров на Новый год, стали необычные концепции средств размещения. Среди наиболее обсуждаемых в социальных сетях можно выделить, например, бутик-отель «Снегирь» в Козельске близ Оптиной пустыни, отель «ЛЕС глэмпинг и спа» в Красной Поляне, «Лесной терем Асташово» в Костромской области.
Также популярны выездные туры для детей, например в Великий Устюг к Деду Морозу или в Анапу на зимние театральные каникулы с мастер-классами, тренингами, кинопросмотрами и даже постановкой премьерного спектакля.
3. В пансионаты рядом с домом. Многие россияне стремятся просто отъехать недалеко от города с целью отдыха и рекреации. Среди москвичей, например, лидирует бронирование туров в Подмосковье и других близлежащих регионах: в Тульской, Тверской, Ивановской, Рязанской, Ярославской, Калужской областях. Устойчивый спрос на эти направления был и раньше, но в этом году он стал более выраженным — недорогие и короткие путешествия стали более популярными у москвичей.
4. Новый спрос на санатории. Следствием пандемии стал рост спроса на туры с лечебно-оздоровительными целями, например на санатории Урала и Сибири. Также пользуются популярностью лечебные туры в санатории Калининградской, Ярославской, Ивановской, Ульяновской, Ленинградской, Самарской областей, Республики Татарстан, Республики Беларусь. При этом безусловным лидером по этому направлению в нашей стране стал бальнеологический курорт Белокуриха в Алтайском крае.
Популярность последнего направления можно объяснить широким ассортиментом предлагаемых услуг: в Белокурихе 19 санаторно-оздоровительных и курортных учреждений и широко известные азотно-кремнистые и радоносодержащие термальные источники. Климат зимой более мягкий, чем в Восточной и Западной Сибири. Одна из слабых сторон Белокурихи — большая отдаленность от аэропортов (115 км от Горно-Алтайска). Однако в этом году был запущен регулярный авиарейс из Горно-Алтайска в Белокуриху. Он совершается дважды в неделю, что существенно улучшило транспортную доступность курорта.
5. Россияне отправились в горы. Среди горнолыжных направлений, спрос на которые в этом году вырос в полтора раза по сравнению с прошлым годом, лидируют Красная Поляна, Шерегеш, Домбай и Приэльбрусье. Но самым дорогим, конечно, является отдых на Красной Поляне — средняя стоимость забронированных туров составляет около 80 тыс. рублей, тем не менее, это примерно на 5% ниже, чем в прошлом году. В целом горнолыжные туры с размещением в гостиницах категории 5 звезд выбирает не более 1%. Большинство же горнолыжных туров приходится на гостевые дома и апартаменты категории 1–2 звезды или без звезд.
В 2021-м ожидается новая волна туризма? Мы видим, что многие россияне даже в условиях пандемии стремятся к путешествиям. Вместе с тем часть потенциальных туристов все же решила отложить поездки в новогодний период. Поэтому можно констатировать наличие отложенного спроса, который при благоприятных условиях и продолжении программы кешбэка на туры по России будет реализован в наступающем году.
Наталия Зайцева, профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Бесспорно RU (Калининград).
Но даже в условиях ограничений россияне могут встретить праздники шумно и весело. Какие же варианты остались для нас доступны и что нового предлагают представители бизнеса развлечений?
1. Семья, ТВ и интернет. По данным регулярного мониторинга компании OMDGroup, отмечать Новый год потребители собираются в узкой компании самых близких людей (85%), что в целом традиционно. К тому же многим спокойнее проводить праздник в привычной обстановке. Однако 10% в этот раз отказались от большой вечеринки. Главным новогодним медиаразвлечением для всех останется ТВ, но набирает популярность праздничный интернет-контент — преимущественно среди мужчин и более молодой аудитории. Очевидно, доля интернет-развлечений и предложений в эти зимние каникулы будет выше.
2. Дополненная реальность к новогоднему столу. Многие бренды давно используют цифровые возможности геймификации и коммуникации с потребителем. Новогоднее веселье — вполне подходящий повод сделать дополненную реальность частью нашего мира и представлений о нем. Среди новых виртуальных развлечений за последний год невероятную популярность приобрел формат виртуального концерта, путешествия, выставки и прочих виртуальных реплик привычных событий офлайн. Но при всем этом выборе особенно востребованы будут интернет-звонки и виртуальные застолья, то есть цифровое участие в празднике дальних родственников и друзей, по разным причинам ограниченных в перемещениях.
3. Путешествовать… гастрономически. Естественно, хозяйки будут фокусироваться на традиционных угощениях и декоре дома, но можно отойти от привычных блюд, и тогда одним из возможных форматов развлечения станет гастрономическое новогоднее путешествие. Во времена внешних ограничений открываются внутренние творческие пространства. Достаточно лишь проложить маршрут и составить меню вечера из новогодних, рождественских или зимних блюд национальной кухни регионов, которые вы решили «посетить». Если добавить настроения путешествий и в новогодний декор, то у вас готово концептуальное семейное или дружеское торжество.
Сам процесс подготовки — выбор меню, закупка продуктов и готовка, проба блюд и подача — может стать отличным развлечением, если вы не решите пригласить для этой работы специалистов событийной индустрии. Они наготове и с удовольствием отправят вас в такое «путешествие», создавая конкуренцию коллегам-туроператорам.
4. Тур на дачу. Естественно, в условиях вынужденно подскочившей креативности будет востребована покупка или аренда различных элементов декора для дома или уличного пространства, поскольку многие предпочтут семейное уединение в загородных домах и дачах. И это еще один тренд этого года — загородный отдых на арендных дачах и в пансионатах. По данным OMDGroup, около 15% потребителей планируют встретить Новый год в путешествии, на даче или в загородных домах отдыха. Цены на подобные предложения выросли вслед за спросом до 40%.
5. Виртуальные бары! Самым актуальным направлением бизнеса в этом сезоне остается доставка. Привезти вам на дом сегодня могут практически все. И, говоря о доставке, конечно, стоит упомянуть о цифровой интеграции этого процесса с дополнительной событийной составляющей. Так, в Москве уже, например, работает сервис по доставке коктейлей, что в Новый год может иметь дополнительный развлекательный аспект, если процесс смешивания коктейлей может быть совмещен с интерактивными развлечениями: самостоятельным подбором ингредиентов «собери свой коктейль», занятиями виртуальным флейрингом, разговором по душам с барменом или бариста с использованием видеочата.
Виртуальный бар, куда каждый может прийти и не только сделать заказ, но и пообщаться с другими людьми, будет интересным форматом новогодней ночи для тех, кто по каким-либо причинам проводит ее в одиночестве. Но нужно помнить: распивать даже в виртуальном баре желательно в меру, чтобы праздник оставил только позитивные впечатления.
В целом праздничное потребление и поведение — это собственный выбор каждого человека. Градус и степень веселья ограничены лишь нашими возможностями, характером и настроением. Но отметить этот Новый год интересно, весело и необычно вполне возможно.
Николай Перепёлкин, доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г. В. Плеханова.