Россия. Москва. 15 декабря 2020 года. Rainbow. Считается, что студенты-гуманитарии стремятся открыть свой бизнес в три раза чаще, чем студенты технических специальностей. Почему? Ведь именно IT-бизнес сейчас крайне необходим для цифровой экономики. Как же вырастить из «технарей» предпринимателей?
Драйвер развития. Желающих открыть свой бизнес среди студентов-негуманитариев, по некоторым оценкам, лишь 12%. Отчасти это связано с их более высокой востребованностью на рынке труда, особенно в сфере IT. Но также это объясняется недостаточной осведомленностью студентов технического профиля с рядом существенных для предпринимательства дисциплин. Речь идет о маркетинге, психологии, социологии, финансовом планировании, основах права…
Но с развитием информационных технологий и цифрового общества, а также автоматизацией многих видов человеческой деятельности с помощью искусственного интеллекта именно технические инновации будут основным драйвером экономики. Поэтому особый интерес сейчас представляет развитие предпринимательской культуры именно в среде технических ВУЗов.
Для этого предлагаются следующие шаги.
Управление крупными проектами. Студенты обычно выполняют локальные небольшие задачи, но в IT-бизнесе часто приходится осуществлять масштабные проекты с длительными сроками реализации. Поэтому целесообразно включить в образовательную программу технологии реализации больших проектов с разбиением на подзадачи с контролем сроков и качества выполнения каждой из них.
Исследование как продукт. В рамках студенческих работ важно не только решать частные технические задачи, но и доводить их до продукта с четким позиционированием — где, для кого и в каких ситуациях проведенные исследования и разработанные программы могут быть полезны. В случае компьютерных программ интерфейс взаимодействия должен быть интуитивным и содержать необходимые пользовательские настройки.
Соответственно, студентам необходимо преподавать навыки дизайна и разработки интуитивных пользовательских интерфейсов (графических, консольных и основанных на средствах дополненной реальности), а также анализ эффективности дизайна для осуществления задач пользователя.
Доступность результатов работы. Традиционно студент выполняет учебные задания (например, проведение исследований и разработку программ) в режиме один на один с преподавателем. Взаимодействие студентов не поощряется. Но на практике разработка редко происходит в одиночку, в подавляющем большинстве случаев продукты создаются командой.
Если речь идет о разработке компьютерной программы, то она должна иметь понятную архитектуру, четкую модульную структуру, которую легко доработать и модифицировать, а код должен быть читаемым и понятным. Проведенные эксперименты должны иметь четкую постановку задачи, подробное описание условий и легко воспроизводиться.
Соответственно, необходимы отдельные курсы по архитектуре и оформлению проведенной работы, чтобы ей могли воспользоваться другие. Полученные знания полезно закрепить проектами, выполняемыми совместно группой студентов.
Портфолио выполненных проектов. Целесообразно обязательное ведение портфолио выполненных проектов в рамках обучения в ВУЗах, что может повысить мотивацию студентов выполнять проекты качественно. Но для большего эффекта задания должны быть посвящены решению актуальных задач и быть достаточно творческими, допускать большую свободу в выборе конечного решения.
Предложенные меры помогут студентам не только заниматься исследованиями и разработкой, но и понимать свои задачи в более широком контексте. Позволят научиться качественно «упаковывать» результат своей интеллектуальной деятельности, упрощая последующее продвижение и продажу продукта, а также получать поддержку в развитии разработки.
Виктор Китов, старший научный сотрудник лаборатории искусственного интеллекта РЭУ имени Г. В. Плеханова, доцент факультета ВМК МГУ имени Ломоносова, специально для ИА Message RU (Калининград).