Тайные возможности: как развить предпринимательство в технических вузах?

15/12/2020
211

Россия. Москва. 15 декабря 2020 года. Rainbow. Считается, что студенты-гуманитарии стремятся открыть свой бизнес в три раза чаще, чем студенты технических специальностей. Почему? Ведь именно IT-бизнес сейчас крайне необходим для цифровой экономики. Как же вырастить из «технарей» предпринимателей?

imageДрайвер развития. Желающих открыть свой бизнес среди студентов-негуманитариев, по некоторым оценкам, лишь 12%. Отчасти это связано с их более высокой востребованностью на рынке труда, особенно в сфере IT. Но также это объясняется недостаточной осведомленностью студентов технического профиля с рядом существенных для предпринимательства дисциплин. Речь идет о маркетинге, психологии, социологии, финансовом планировании, основах права…

Но с развитием информационных технологий и цифрового общества, а также автоматизацией многих видов человеческой деятельности с помощью искусственного интеллекта именно технические инновации будут основным драйвером экономики. Поэтому особый интерес сейчас представляет развитие предпринимательской культуры именно в среде технических ВУЗов.

Для этого предлагаются следующие шаги.

Управление крупными проектами. Студенты обычно выполняют локальные небольшие задачи, но в IT-бизнесе часто приходится осуществлять масштабные проекты с длительными сроками реализации. Поэтому целесообразно включить в образовательную программу технологии реализации больших проектов с разбиением на подзадачи с контролем сроков и качества выполнения каждой из них.

Исследование как продукт. В рамках студенческих работ важно не только решать частные технические задачи, но и доводить их до продукта с четким позиционированием — где, для кого и в каких ситуациях проведенные исследования и разработанные программы могут быть полезны. В случае компьютерных программ интерфейс взаимодействия должен быть интуитивным и содержать необходимые пользовательские настройки.

Соответственно, студентам необходимо преподавать навыки дизайна и разработки интуитивных пользовательских интерфейсов (графических, консольных и основанных на средствах дополненной реальности), а также анализ эффективности дизайна для осуществления задач пользователя.

Доступность результатов работы. Традиционно студент выполняет учебные задания (например, проведение исследований и разработку программ) в режиме один на один с преподавателем. Взаимодействие студентов не поощряется. Но на практике разработка редко происходит в одиночку, в подавляющем большинстве случаев продукты создаются командой.

Если речь идет о разработке компьютерной программы, то она должна иметь понятную архитектуру, четкую модульную структуру, которую легко доработать и модифицировать, а код должен быть читаемым и понятным. Проведенные эксперименты должны иметь четкую постановку задачи, подробное описание условий и легко воспроизводиться.

Соответственно, необходимы отдельные курсы по архитектуре и оформлению проведенной работы, чтобы ей могли воспользоваться другие. Полученные знания полезно закрепить проектами, выполняемыми совместно группой студентов.

Портфолио выполненных проектов. Целесообразно обязательное ведение портфолио выполненных проектов в рамках обучения в ВУЗах, что может повысить мотивацию студентов выполнять проекты качественно. Но для большего эффекта задания должны быть посвящены решению актуальных задач и быть достаточно творческими, допускать большую свободу в выборе конечного решения.

Предложенные меры помогут студентам не только заниматься исследованиями и разработкой, но и понимать свои задачи в более широком контексте. Позволят научиться качественно «упаковывать» результат своей интеллектуальной деятельности, упрощая последующее продвижение и продажу продукта, а также получать поддержку в развитии разработки.

Виктор Китов, старший научный сотрудник лаборатории искусственного интеллекта РЭУ имени Г. В. Плеханова, доцент факультета ВМК МГУ имени Ломоносова, специально для ИА Message RU (Калининград).

Не пропустите

Морская авиация БФ отработала ракетно-бомбовые удары по наземным целям
Калининград
22
Калининград
22

Морская авиация БФ отработала ракетно-бомбовые удары по наземным целям

Rainbow - 19/04/2024

Россия. Калининград. 19 апреля 2024 года. Rainbow. На Балтийском флоте экипажи Су-24М морской авиации отработали нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным…

Корабли БФ выполнили торпедные стрельбы в Балтийском море
Калининград
17
Калининград
17

Корабли БФ выполнили торпедные стрельбы в Балтийском море

Rainbow - 19/04/2024

Россия. Калининград. 19 апреля 2024 года. Rainbow. В Балтийском море экипажи малых противолодочных кораблей Балтийского флота «Уренгой» и «Казанец» провели…

Миронов потребовал проведения миграционной реформы
Москва
21
Москва
21

Миронов потребовал проведения миграционной реформы

Rainbow - 19/04/2024

Россия. Москва. 19 апреля 2024 года. Rainbow. В Москве мигрант-нелегал убил местного жителя, что требует полномасштабной миграционной реформы.Об этом в…