Национальная цифровая экономика России: иллюзия или реальность?

Россия. Москва. 17 ноября 2020 года. Rainbow. Какие «подрывные» электронные технологии используются в России? Как сохранить национальную экономику и цифровой суверенитет страны в условиях глобальной цифровизации? Выясним.

imageКак формируются национальные системы управления развитием? Цифровизация сегодня – основной тренд в формировании систем управления как на государственном, так и на корпоративном уровне. Мир ожидает дальнейшего внедрения инноваций в традиционные сектора национальных экономик, институты государства и общества. Понимая объективную сложность этого процесса, высокоразвитые и претендующие на лидерство страны реализуют свои программы и стратегии содействия цифровизации национальных экономик и отраслей промышленности.

Так, в странах Евросоюза в настоящее время насчитывается более 30 инициатив в сфере содействия цифровизации, наиболее известными из которых являются: «Industrie 4.0» (ФРГ), «UK Digital Strategy» (Великобритания), «Smart Industry» (Нидерланды). Свои программы поддержки развития цифровых технологий имеют Япония («Smart Japan ICT Strategy») и Китай («Internet Plus»). В последнее десятилетие США инициировали несколько национальных технологических инициатив, нацеленных на ускорение развития «интернета вещей».

Общее в этих проектах – нацеленность на поддержку развития так называемых «подрывных» цифровых технологий, обладающих наибольшим трансформационным потенциалом воздействия на национальную экономику: технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, больших данных, облачных вычислений, интернета вещей и др.

Что в России? В настоящее время в нашей стране реализуется целый ряд инициатив национального уровня, нацеленных на поддержку развития цифровых технологий. Важнейшие из них – «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы» и Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

В рамках нацпрограммы особое внимание уделено мерам по достижению «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы. Для этого планируется создать инфраструктурные цифровые платформы и обеспечить широкополосный доступ к сети Интернет для социально-значимых объектов, органов государственного и местного управления. Также в планах – создание отраслевых электронных платформ, прежде всего, в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве.

Программой предусмотрена и реализация пилотных проектов развития инфраструктуры на базе «подрывных» цифровых технологий: развертывание сетей 5G и беспроводных сетей для интернета вещей на транспорте. Вместе с тем, по-прежнему остаются дискуссионными вопросы финансирования нацпрограммы и корректировки нормативно-правовой базы, например, законодательного регулирования вождения беспилотных автомобилей и др.

Covid-19 как драйвер цифровизации национальных экономик. В условиях карантина и самоизоляции, когда предприятия и организации переходят на удаленный режим работы, цифровые технологии приобретают исключительное значение. Так, весной 2020 года в России существенно расширился перечень государственных услуг, доступных в сети Интернет. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ запустило портал «Все.онлайн», на котором представлены продукты для учебы, работы, отдыха, развлечений. Активное развитие получили сервисы доставки еды – «Сбермаркет», «Утконос», «Яндекс.Лавка» и др.

Многие оффлайн-компании в сжатые сроки цифровизировали свои услуги, перевели полностью или частично свои бизнес-процессы в онлайн. В условиях пандемии сформировалось новое направление применения цифровых технологий, получившее название CovidTech, объединяющее технологические решения, направленные на диагностику, прогнозирование и сдерживание Covid-19.

Ситуация, сложившаяся в мире весной 2020 года, показала, что шансы справиться с пандемией больше у стран с развитой IT-отраслью. При этом в России были инициированы беспрецедентные меры государственной поддержки IT-отрасли: «обнуление» НДС для компаний, программное обеспечение которых входит в реестр отечественного софта; снижение налога на прибыль с 20 до 12%, а по решению регионов – до 10%; продление льготного режима уплаты страховых взносов; возможность субсидирования 50% расходов на разработку новых продуктов и др. Ожидается, что эти меры приведут к ускоренному развитию цифровых технологий, доказавших свою эффективность во время пандемии: искусственный интеллект, сети 5G, инновационные медицинские технологии…

Нерешенные проблемы цифровизации. До сих пор остаются дискуссионными вопросы влияния цифровизации на производительность труда, динамику ВВП. Пока еще нет механизмов оценки мультипликативных и межотраслевых эффектов использования цифровых технологий в национальной экономике. Население волнует проблема усиления цифрового неравенства, а также слабой защищенности современных технологий от действий киберпреступников.

Бизнес-сообщество также обеспокоено проблемой кибербезопасности, оно активно поднимает вопрос о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности в цифровой среде. На государственном уровне обсуждается проблема цифрового суверенитета России в таких отраслях национальной экономики, как: микроэлектроника, робототехника, разработка технологий искусственного интеллекта и др. В самой сфере ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) до сих пор не удается преодолеть зависимость от иностранных поставщиков компонентов программного обеспечения и оборудования: большинство компьютеров в нашей стране оснащено продукцией компаний Microsoft или Apple, что ставит Россию в прямую зависимость от действий этих зарубежных корпораций.

Следует отметить отдельные успехи в принципиально важной для достижения национальной безопасности сфере: российские IT-компании обладают компетенциями по обеспечению безопасности вычислительных систем и сетей, на государственном уровне приняты меры по обеспечению бесперебойности функционирования сетевой инфраструктуры в критических ситуациях (так называемый закон о «суверенном Интернете»), развернута работа по созданию отечественной операционной системы и программного обеспечения.

Однако вести речь о достижении цифрового суверенитета России, на наш взгляд, можно будет только после того, как в стране появится собственная критическая цифровая инфраструктура, прежде всего, отечественные программные и аппаратные продукты и комплексы.

Наталья Сорокина, доцент кафедры национальной и региональной экономики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Откровенно RU (Калининград).