Что будет с ценами на продукты осенью?

Россия. Москва. 25 августа 2020 года. Rainbow. Как поведут себя цены на продукты питания осенью? Как отразятся на них пандемия и экономическая ситуация в России? И почему есть риск повышения цен на 30%? Расскажем подробнее о вероятных вариантах развития событий.

imageТревожная тенденция. Говорить о росте доходов населения и существенном увеличении платежеспособного спроса в ближайшее время, к сожалению, не приходится.

Основные факторы формирования цен лежат на стороне предложения. Никакой бизнес не сможет существовать и развиваться без компенсации понесенных затрат, уплаты налогов и получения минимальной прибыли. Затраты всех участников рынка можно условно разделить на две составляющие: это затраты, поддающиеся воздействию непосредственно со стороны компании (в частности, заработная плата, управленческие расходы). И затраты, на которые компания не может повлиять (налоги, пошлины, арендная плата, коммунальные платежи, проценты по кредитам, условия получения и возврата кредитов, влияние валютного курса на цены импортных составляющих и т.д.). К примеру, расходы рыбопромысловых компаний на карантинные мероприятия оцениваются в 2,5 млрд. рублей.

Нужно понимать, что резервы оптимизации затрат не безграничны. Кроме этого, пандемия и карантинные меры усилили риски компаний, связанные со взаимоотношениями с партнерами, поставщиками, кредиторами и заемщиками. Падение платежеспособного спроса неизбежно потянет за собой сокращение доходов бизнеса. Компании смогут выживать, только наращивая физические объемы продаж при более низких ценах. Но такие возможности есть далеко не у всех.

Кроме этого, существует ряд внешних факторов, оказывающих существенное влияние на потребительские цены и их динамику:

— развитие ситуации на мировом нефтегазовом рынке и динамика мировых цен на нефть (от этого зависят доходы бюджета и курс рубля, а также цены на топливные ресурсы);

— изменения курса национальной валюты (это существенно для импортных товаров и продуктов, при производстве которых используются импортные составляющие).

С учетом вышесказанного можно рассмотреть следующие варианты изменения цен на продукты питания осенью.

Негативный вариант. Вторая волна коронавируса приведет к новому более сильному ужесточению ограничительных мер, падению деловой активности; возврату дистанционного образования, интернет-торговли и онлайн-услуг; снижению возможностей передвижения как для бизнеса, так и населения.

Последствия:

Со стороны спроса:

– дальнейшее падение спроса из-за снижения доходов потребителей, роста числа частично занятых и безработных, исчерпания сбережений населения.

Со стороны предложения:

– увеличение затрат на санитарные мероприятия как у производителей, так и в торговле (офлайн и онлайн), на доставку товаров (например, возможность введения новых требований к организации доставки пищевых и непищевых товаров);

– рост оптовых цен на ряд продуктов питания из-за валютных колебаний (как импортных, так и отечественных товаров, при изготовлении которых используются импортные составляющие – еще весной многие поставщики продуктов рассматривали вероятность повышения оптовых цен на 5-15% в связи с падением курса рубля). Вслед за оптовыми подрастут и розничные продуктовые цены;

— возможное повышение импортных пошлин на плодоовощную продукцию для поддержания отечественных сельхозпроизводителей (это привет к сокращению физических объемов товаров на внутреннем рынке и повышению цен на импортные продукты);

— возвращение торговой надбавки – даже крупные торговые сети не могут работать длительное время при нулевой торговой надбавке на социально значимые товары (она включает в себя издержки обращения, связанные с организацией продажи товаров, налоги и прибыль торговых организаций), поэтому ее отмена – только вопрос времени;

— повышение цен из-за необходимости фермерам возвращать кредиты, взятые ранее под будущий урожай текущего года, а также иметь средства для закупок семян и удобрений следующей весной. Месяцы простоя в период самоизоляции не позволили им своевременно компенсировать понесенные затраты и сформировать денежные накопления на будущее. Это еще один существенный фактор повышения цен на отечественные сельхозпродукты;

— сбор урожая конкретных культур окажет непосредственное влияние на цены продовольственных товаров.

Рост потребительских цен на отдельные виды продовольственных товаров в этом случае может составить от 5 до 30% (в годовом выражении).

Позитивный вариант. Второй волны коронавируса и, следовательно, усиления карантинных мер не будет. Налаживается работа большинства компаний, возобновляется работа секторов услуг, снимаются ограничения на передвижение между странами и регионами, потребители ведут себя более уверенно, сокращается уровень безработицы. Стабилизируются выплаты заработной платы.

Последствия:

Со стороны спроса:

– продолжится его восстановление, у части потребителей сохранится привычка приобретать товары и продукты онлайн, покупки станут менее импульсивными и более рациональными. В то же время, уровень спроса не достигнет докарантинного уровня в текущем году.

Со стороны предложения:

– продолжится взаимодействие торговых организаций с сервисами доставки, вероятно развитие практики доставки продуктов непосредственно от изготовителей к потребителям. Как следствие – усиление конкуренции на рынке, ведущее к снижению стоимости доставки товаров покупателям. Отмена нулевых торговых надбавок, возвращение штрафов за несвоевременную поставку или недопоставку товаров изготовителями в торговые сети, необходимость возврата ранее взятых кредитов, оплаты аренды помещений не позволяют надеяться на снижение цен;

– сохранятся санитарные требования к условиям производства, хранения, продажи и перевозки товаров, следовательно, эти затраты также будут влиять на цены;

– не исключается возможность введения повышенных импортных пошлин на продовольствие и отдельные виды товаров для поддержания своих производителей.

Рост потребительских цен на отдельные виды продовольственных товаров в этом случае может составить от 2 до 10% (в годовом выражении).

Мария Долгова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для

Что будет с ценами на продукты осенью?

Как поведут себя цены на продукты питания осенью? Как отразятся на них пандемия и экономическая ситуация в стране? И почему есть риск повышения цен на 30%? Расскажем подробнее о вероятных вариантах развития событий.

Тревожная тенденция. Говорить о росте доходов населения и существенном увеличении платежеспособного спроса в ближайшее время, к сожалению, не приходится.

Основные факторы формирования цен лежат на стороне предложения. Никакой бизнес не сможет существовать и развиваться без компенсации понесенных затрат, уплаты налогов и получения минимальной прибыли. Затраты всех участников рынка можно условно разделить на две составляющие: это затраты, поддающиеся воздействию непосредственно со стороны компании (в частности, заработная плата, управленческие расходы). И затраты, на которые компания не может повлиять (налоги, пошлины, арендная плата, коммунальные платежи, проценты по кредитам, условия получения и возврата кредитов, влияние валютного курса на цены импортных составляющих и т.д.). К примеру, расходы рыбопромысловых компаний на карантинные мероприятия оцениваются в 2,5 млрд. рублей.

Нужно понимать, что резервы оптимизации затрат не безграничны. Кроме этого, пандемия и карантинные меры усилили риски компаний, связанные со взаимоотношениями с партнерами, поставщиками, кредиторами и заемщиками. Падение платежеспособного спроса неизбежно потянет за собой сокращение доходов бизнеса. Компании смогут выживать, только наращивая физические объемы продаж при более низких ценах. Но такие возможности есть далеко не у всех.

Кроме этого, существует ряд внешних факторов, оказывающих существенное влияние на потребительские цены и их динамику:

— развитие ситуации на мировом нефтегазовом рынке и динамика мировых цен на нефть (от этого зависят доходы бюджета и курс рубля, а также цены на топливные ресурсы);

— изменения курса национальной валюты (это существенно для импортных товаров и продуктов, при производстве которых используются импортные составляющие).

С учетом вышесказанного можно рассмотреть следующие варианты изменения цен на продукты питания осенью.

Негативный вариант. Вторая волна коронавируса приведет к новому более сильному ужесточению ограничительных мер, падению деловой активности; возврату дистанционного образования, интернет-торговли и онлайн-услуг; снижению возможностей передвижения как для бизнеса, так и населения.

Последствия:

Со стороны спроса:

– дальнейшее падение спроса из-за снижения доходов потребителей, роста числа частично занятых и безработных, исчерпания сбережений населения.

Со стороны предложения:

– увеличение затрат на санитарные мероприятия как у производителей, так и в торговле (офлайн и онлайн), на доставку товаров (например, возможность введения новых требований к организации доставки пищевых и непищевых товаров);

– рост оптовых цен на ряд продуктов питания из-за валютных колебаний (как импортных, так и отечественных товаров, при изготовлении которых используются импортные составляющие – еще весной многие поставщики продуктов рассматривали вероятность повышения оптовых цен на 5-15% в связи с падением курса рубля). Вслед за оптовыми подрастут и розничные продуктовые цены;

— возможное повышение импортных пошлин на плодоовощную продукцию для поддержания отечественных сельхозпроизводителей (это привет к сокращению физических объемов товаров на внутреннем рынке и повышению цен на импортные продукты);

— возвращение торговой надбавки – даже крупные торговые сети не могут работать длительное время при нулевой торговой надбавке на социально значимые товары (она включает в себя издержки обращения, связанные с организацией продажи товаров, налоги и прибыль торговых организаций), поэтому ее отмена – только вопрос времени;

— повышение цен из-за необходимости фермерам возвращать кредиты, взятые ранее под будущий урожай текущего года, а также иметь средства для закупок семян и удобрений следующей весной. Месяцы простоя в период самоизоляции не позволили им своевременно компенсировать понесенные затраты и сформировать денежные накопления на будущее. Это еще один существенный фактор повышения цен на отечественные сельхозпродукты;

— сбор урожая конкретных культур окажет непосредственное влияние на цены продовольственных товаров.

Рост потребительских цен на отдельные виды продовольственных товаров в этом случае может составить от 5 до 30% (в годовом выражении).

Позитивный вариант. Второй волны коронавируса и, следовательно, усиления карантинных мер не будет. Налаживается работа большинства компаний, возобновляется работа секторов услуг, снимаются ограничения на передвижение между странами и регионами, потребители ведут себя более уверенно, сокращается уровень безработицы. Стабилизируются выплаты заработной платы.

Последствия:

Со стороны спроса:

– продолжится его восстановление, у части потребителей сохранится привычка приобретать товары и продукты онлайн, покупки станут менее импульсивными и более рациональными. В то же время, уровень спроса не достигнет докарантинного уровня в текущем году.

Со стороны предложения:

– продолжится взаимодействие торговых организаций с сервисами доставки, вероятно развитие практики доставки продуктов непосредственно от изготовителей к потребителям. Как следствие – усиление конкуренции на рынке, ведущее к снижению стоимости доставки товаров покупателям. Отмена нулевых торговых надбавок, возвращение штрафов за несвоевременную поставку или недопоставку товаров изготовителями в торговые сети, необходимость возврата ранее взятых кредитов, оплаты аренды помещений не позволяют надеяться на снижение цен;

– сохранятся санитарные требования к условиям производства, хранения, продажи и перевозки товаров, следовательно, эти затраты также будут влиять на цены;

– не исключается возможность введения повышенных импортных пошлин на продовольствие и отдельные виды товаров для поддержания своих производителей.

Рост потребительских цен на отдельные виды продовольственных товаров в этом случае может составить от 2 до 10% (в годовом выражении).

Мария Долгова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова, специально для ИА МедиаКалибр (Калининград).