Спрос на потребительские кредиты снизился в период самоизоляции

Введение вызванного пандемией коронавируса режима самоизоляции серьезно отразилось на экономике страны. Банковская сфера деятельности не стала исключением из этого правила. Давайте рассмотрим, как изменился спрос на кредиты в крупнейших банках страны за последние два месяца.

Диаграмма_Аналитика изменения спроса на кредиты за два месяца

Исходные данные

Найти информацию о результатах деятельности на банковском рынке несложно. ЦБ РФ жестко регламентирует работу финансовых организаций, причем публичность значительной части отчетности — обязательное требование.

Дальнейший анализ базируется на динамике посещений страниц кредитов банков на интернет-ресурсе Mainfin.ru. Сведения взяты за два месяца — апрель и май, в течение которых с разной степенью интенсивности действовал режим самоизоляции. Информация представлена в виде диаграммы.

Больший объем данных по кредитам доступен по ссылке https://mainfin.ru/credits/sankt-peterburg. Сервис посвящен финансовой тематике. Он предоставляет обширные информационные базы и полезные прикладные опции.

Анализ спроса на кредиты

На основе данных о посещении страниц 7 самых известных на розничном рынке кредитования российских банков можно сделать несколько серьезных выводов.

Первый и самый очевидный: два банка, показавших снижение спроса — Сбербанк и ВТБ — лидеры отрасли. Объем их кредитного портфеля в мае 2020 года составлял около 31 трлн. руб. Для справки — аналогичный показатель Газпромбанка — чуть больше 4,8 трлн. Две крупнейших банка первыми почувствовали последствия кризиса. Спрос на потребительские кредиты в Сбербанке снизился на 27%, в ВТБ — на 31%.

Второй существенный вывод: наметилась тенденция на относительный передел рынка. Несмотря на сложную ситуацию на рынке, сразу три банка серьезно повысили интерес к своим кредитным продуктам.

Газпромбанк давно и уверенно увеличивает свою долю розничного рынка. Он лидирует по увеличению спроса на потребительские кредиты в апреле-мае. Прирост составил 124%.

Тинькофф Банк и Альфа-Банк вели агрессивную рекламную политику и ранее, но во время самоизоляции — еще активнее. Результат не заставил себя ждать — количество посещений страниц кредитов выросло. У Альфа-Банка – на 62%, у Тинькофф Банка – на 73%.

Заметно отстает от них Почта Банк, а показатели Хоум Кредита почти не изменились. Относительно консервативная политика этих организаций демонстрирует: даже в условиях кризиса реально сохранять имеющиеся позиции, что не удалось сделать Сбербанку и ВТБ.

Интересно проанализировать данные за июнь. Поэтапная отмена режима самоизоляции наверняка приведет к постепенной нормализации работы банковской сферы.

На диаграмме: Аналитика изменения спроса на кредиты за два месяца