23 июня президент РФ Владимир Путин объявил о проведении налогового маневра в ИТ-отрасли, который предполагает снижение страховых взносов с 14 до 7,6% (бессрочно) и налога на прибыль — с 20 до 3%.
Среди ожидаемых государством эффектов от снижения налоговой нагрузки называются: стимулирование экспорта российского софта, повышение конкурентоспособности и возвращение основанных россиянами ИT-компаний из других юрисдикций в Россию.
Изначально отрасль положительно оценила инициативу, а сразу после объявления президентом о налоговом маневре акции российских ИT-компаний пошли вверх: акции Яндекса на Мосбирже выросли на 2,54% до 3325,4 руб. по состоянию на 17:58 мск, расписки Qiwi выросли на 1,69% до 1206 руб., бумаги Mail.Ru на Лондонской бирже — на 9,61% до $22,25.
Однако положительных отзывов бизнеса о налоговом маневре стало меньше после того, как появилась информация, что Минкомсвязь прорабатывает вариант отмены с января 2021 года нулевого НДС на продажу исключительных прав на программное обеспечение и прав на пользование ПО по лицензионным договорам. Отмена нулевого НДС может стать способом компенсации расходов федерального бюджета на налоговый маневр в ИТ-отрасли, предполагает «Коммерсант». А сам маневр позволит крупному ИT-бизнесу выходить на зарубежные рынки и стимулировать экспорт ПО.
Ранее поддержать отрасль государство просили многие компании и отраслевые ассоциации. Как следует из июньского прогноза IDC, падение российского ИТ-рынка в 2020 году в связи с пандемией может составить до 35% в долларовом выражении, хотя еще в апрельском прогнозе аналитики ориентировались на цифру в 30%. При этом в сегменте ИТ-услуг эксперты ожидают падение порядка 25%, а в сегменте программного обеспечения — около 20%.
ICT.Moscow решил разобраться в теме, собрав адресно первую реакцию бизнеса на предложения государства о снижении страховых взносов и налога на прибыль. Представители ИТ-компаний рассказали, как предложенные меры повлияют на их деятельность и на политику бизнеса, а также о том, как эффективнее использовать вырученные средства от налоговых льгот для продвижения в России. ICT.Moscow также провели опрос в телеграм-канале, в котором приняли участие около 1000 человек. Согласно его результатам:
· 43% респондентов предпочтут потратить вырученные от снижения налогов средства на развитие технологий;
· 35% — на разработку новых продуктов;
· 25% — на оптимизацию текущих расходов компании;
· 13% — на расширении географии продаж
Подробнее о позиции рынка: https://ict.moscow/news/razrabotchikam-predlozhili-manevr/