Россия. Москва. 7 апреля 2020 года. Rainbow. В России 57% респондентов, участвовавших в опросе, признались, что ощутили наступление кризиса.
При этом самая большая доля тех, кто выбрал этот вариант ответа, проживает в Санкт-Петербурге — их 68%. В Уфе пользователи более спокойны: 53 % проживающих так респондентов ответили, что не ощутили наступления кризиса.
67 % участников опроса подтвердили, что стали тщательнее следить за расходами — однако стараются не паниковать: из них большинство пользователей — 37% — указали, что лишь не намного сократили траты, в пределах 10 % от месячного бюджета. 24% респондентов переживают за свое экономическое состояние гораздо сильнее: они признались, что урезали расходы на 50% и более. И только 8% участников опроса ответили, что почти всё откладывают «на чёрный день».
Самые большие доли тех, кто указал, что стал тщательнее следить за расходами, проживают в Воронеже (72%), Ростове-на-Дону (71%) и Челябинске (70%). При этом в Санкт-Петербурге, где проживает наибольшая доля тех, кто указал, что ощутил наступление кризиса, целых 40% респондентов указали, что не стали как-то особенно следить за своими расходами.
Из ведущих бюджет респондентов меньше всего паникуют в Новосибирске: доля пользователей, кто сократил траты в пределах 10%, там составляет 45%. На втором месте — Казань (44%) и на третьем — Нижний Новгород (39%).
Из тех же пользователей, кто указал, что стал пристально следить за бюджетом, самая большая доля проживает в Ростове-на-Дону: 39% указали, что сократили свои расходы на 50% и более, сообщили собкору Вестника СЗФО из Калининграда в специализированном он-лайн сервисе по выбору товаров.
На фоне развивающейся эпидемии и падающего курса рубля 64% респондентов отложили покупку техники на неопределённый срок. 63% указали, что стали гораздо менее расточительными благодаря закрытию на карантин магазинов, торговых центров и кинотеатров. 61% признались, что стали экономить на одежду обуви — либо не покупают ничего нового, либо выбирают то, что дешевле. Также неожиданно много пользователей — целых 56%, больше половины! — указали, что сократили расходы на еду, потому что стали выбирать более дешёвые продукты питания. 40 % пользователей предпочли урезать расходы на косметику — и тоже скорее ничего не купят, а если и купят, то с оглядкой на цены. 30 % респондентов собирают «бюджетную» аптечку — сравнивают цены в аптеках и ищут дешёвые аналоги дорогих лекарств. И 27 % ответивших указали, что стали меньше тратить на бензин: они оказались на карантине или предпочли сэкономить деньги, пересев на общественный транспорт.
С ростом безработицы и проблем бизнеса среди россиян прослеживается четкая тенденция к экономии. Однако пока никто особо не верит в наступление реального кризиса: чуть меньше половины респондентов опроса все же указали, что ничего не изменили в своих потребительских привычках — вероятно, разве что вынужденно перестали тратить деньги в местах общественного пользования.
Также среди тех, кто отметил, что готовится к кризису, очевидна тенденция в целом экономить на всём: россияне откладывают запланированные крупные покупки, чтобы в случае ухудшения ситуации не оказаться без финансов. Однако экономия затронула и регулярную часть расхода более половины участников опроса.
Об опросе
Опрос проходил в течение трёх дней: в нём успели принять участие 23 000 человек со всей России, из них 45% — женщины, и 55% — мужчины.
Возраст респондентов: