Робот vs человек: как победить машину в конкуренции на рынке труда

Россия. Москва. 1 октября 2019 года. Rainbow. Эксперты прогнозируют в ближайшие годы резкое сокращение рабочих мест из-за активного внедрения компаниями робототехники. Как заранее подготовиться к конкуренции с машинами? Что уже нужно делать нынешним водителям, продавцам, операторам, секретарям?..

imageРобот оставит без работы. Еще до окончания нынешнего столетия 70% современных профессий будут автоматизированы, включая ту, которой вы сейчас занимаетесь. Такой широкий процесс автоматизации затронет все типы занятости: от физического до интеллектуального труда. В недавнем докладе WEF говорится, что к 2022 году более чем половине работников потребуется «серьезное переобучение или повышение квалификации». Показатель по России — 54%.

Сейчас, когда техника начинает делать работу за людей и становится все более на них похожей, вопрос «смогут ли роботы заменить людей» уже не стоит. Правильнее будет спросить: когда же именно это произойдет? И какая работа останется в зоне ответственности людей? Если вообще останется…

Давайте разобьем отношения людей ̆и роботов на четыре категории, чтобы лучше понять процесс замещения ими человека.

1. Работа, которую могут выполнять люди, но с которой̆ роботы справляются эффективнее.

Люди могут ткать, но автоматизированные станки производят идеальную ткань при очень невысокой себестоимости. Единственная причина, по которой сегодня можно купить вещь, сделанную вручную, — если вы хотите, чтобы в ней присутствовала изюминка как следствие неидеальности из-за производства человеком. Но вероятно, мало кому хочется иметь автомобиль с изюминкой̆. Сложно положительно оценить вышедшее из строя оборудование, когда вы едете со скоростью 110 км/ч по автостраде. Отсюда вполне логичный вывод: чем меньше человеческого фактора при производстве автомобилей, тем лучше.

И все же, когда требуется выполнение более сложных обязанностей, мы по-прежнему ошибочно убеждены, что роботам и компьютерам доверять нельзя. Именно поэтому мы с такой неохотой признаем, что роботы успешно справляются с выполнением интеллектуальных задач, — в некоторых случаях даже более эффективно, чем с механическими действиями. Компьютеризированная система автопилота способна управлять самолетом Boeing 787 на протяжении всего рейса, за исключением семи минут полета. Пилот находится в кабине для управления самолетом в течение этих семи минут и далее «на всякий случай». При этом время, когда он действительно необходим, быстро сокращается.

В 1990-х годах компьютерные программы по оценке ипотечных кредитов полностью заменили людей. Сегодня в большинстве случаев компьютеры выполняют расчет налогов, проводят рентгенографический анализ и сбор доказательств для предварительных слушаний, — все это когда-то выполняли высокооплачиваемые специалисты.

Мы безоговорочно приняли факт работы роботов на промышленном производстве. Вскоре мы согласимся и с тем, что их можно эффективно задействовать в сфере услуг и при выполнении интеллектуальных задач.

2. Работа, которую люди не могут выполнять, а роботы способны.

Банальный пример: человек не может сам сделать один-единственный шуруп, в то время как автоматизированный механизм способен производить тысячу одинаковых шурупов в час. Без процесса автоматизации нам не справиться с производством единственной компьютерной микросхемы: эта работа требует той степени точности, концентрации и внимания, на которую мы в силу своей природы просто не способны.

Точно так же ни один человек и даже группа людей, невзирая на уровень их образования, не в состоянии быстро осуществить поиск по всем веб-страницам в мире и обнаружить одну с указанием стоимости яиц в Катманду вчера. Каждый раз, когда вы нажимаете на кнопку поиска, вы прибегаете к помощи робота, чтобы сделать то, что человек как биологический вид не способен в одиночку.

Человек не отдает роботам хорошую работу. В большинстве случаев они выполняют ту, с которой люди никогда бы не справились. Без роботов она осталась бы невыполненной.

3. Работа, которую раньше люди не могли даже представить.

Это самое большое преимущество: сегодня человек с помощью роботов и компьютерного интеллекта имеет возможность делать то, что еще 150 лет назад не мог себе даже представить. Он может избавиться от опухоли в кишечнике с помощью операции, проведённой через пупок, снять на видео свою свадьбу, управлять марсоходом, напечатать на ткани рисунок, который друг прислал по электронной почте.

Мы занимаемся миллионом новых дел, которые привели бы в замешательство и шок фермеров 1800-х. Эти новые виды деятельности — не просто дела, которые раньше выполнять было сложно. Скорее они относятся к категории мечтаний, ставших реальностью благодаря возможностям машин. И машины создают эту работу. Каждый успешный процесс автоматизации стимулирует появление новых рабочих мест, которые мы не могли бы себе даже представить без внедрения современных технологий в нашу жизнь.

Множество новых задач, возникших в результате автоматизации, невыполнимы без нее. Сегодня, когда мы ;обладаем поисковиками, у нас появился помощник, которому можно поручить тысячу дел: «Оʼкей, Google, где мой телефон?» «Привет, Алиса, когда начнется следующая вирусная эпидемия?..» Список заданий можно продолжать бесконечно… С точки зрения развития технологий уже нет разницы между людьми и машинами: технологии обеспечивают новые возможности и варианты и тем и другим.

Можно поспорить (ничем не рискуя), что людьми самых высокооплачиваемых профессий в 2050 году станут применяться машины и автоматизированные процессы, которые еще даже не изобретены. Иными словами, сегодня мы не можем сказать, в чем будет заключаться эта деятельность, потому что нам еще неизвестны технологии, которые сделают ее возможной. Роботы создают работу, которую мы пока даже не можем представить.

4. Работа, которую сначала способны выполнять только люди.

Единственное, что могут делать только люди и что пока недоступно роботам (и долго будет недоступно), — это решать, чем еще люди хотят заниматься. Это не искусная игра слов: наши желания вдохновляются нашими предыдущими изобретениями, и этот вопрос возникает снова и снова. Когда роботы и механические устройства выполняют основной объем нашей работы, так что мы с легкостью удовлетворяем свои базовые потребности в еде, одежде, крыше над головой, мы переходим на новый уровень свободы и начинаем задаваться вопросом: «В чем мое предназначение?»

Промышленная революция сделала гораздо больше, чем просто привела к увеличению средней продолжительности жизни человека. Благодаря помощи машин у нас есть возможность сделать выбор, чтобы стать балеринами, профессиональными музыкантами, математиками, спортсменами, модными дизайнерами, инструкторами по йоге, писателями-фантастами… Хотя со временем машины заменят людей и в большинстве из этих профессий. Тогда у нас будет даже больше возможностей придумать себе ответ на вопрос: «Чем я хочу еще заниматься?» О настоящей революции можно будет говорить тогда, когда у каждого человека в распоряжении появится персональный робот.

Задачей человека станет создание новых рабочих мест для роботов, и это бесконечный процесс. Так что у нас всегда гарантированно будет, по крайней мере, одна работа. В общем, роботы не лишат всех работы — напротив, рабочих мест станет только больше, а повышение эффективности труда может спровоцировать снижение цен на товары и рост реальных зарплат.

Как компаниям приспособить сотрудников к роботам. В сентябре 2019 года консалтинговая компания Mc Kinsey опубликовала исследование, посвященное вопросам организации труда на предприятиях, в которых растёт объём внедрения роботов и других автоматизирующих производство технологий. По мнению экспертов, использование роботизированных инструментов на фабриках и заводах невозможно без переобучения живой рабочей силы. Дело в том, что у рабочих зачастую отсутствуют знания и навыки работы совместно с роботами. Чтобы решить эту проблему, в McKinsey рекомендуют предприятиям выполнить следующие задачи.

1. Выявить навыки у сотрудников, которые помогут им работать в условиях автоматизации. Для этого, возможно, потребуется стратегия кадрового управления, созданная с учётом переобучения персонала.

Компетенции специалистам в будущем могут расходиться по двум направлениям: hard skills (производить сложные вычисления и работать с высокотехнологичными устройствами) и soft skills (легко адаптироваться к изменениям, использовать каналы обратной связи для информирования руководства об успехах или провалах на производстве).

2. Анализ необходимости преобразования производства. Неправильная организация производства может очень негативно отразиться на способности компании эффективно работать на рынке и выдерживать конкуренцию. Эксперты рекомендуют как можно быстрее понять, нужна ли предприятию трансформация производства, и немедленно приступить к ней, если ответ положительный.

3. Оценка возможностей при переобучении специалистов. Переподготовка персонала при массовой роботизации предприятий может оказаться сложной задачей, поэтому ей важно уделять повышенное внимание. Компаниям нужно определить, каким должен быть процесс переквалификации: возможно, будет достаточно курсов повышения квалификации внутри компании с участием приглашенных специалистов или стажировки, либо потребуются программы в профильных учебных заведения, либо не обойтись без привлечения новых сотрудников.

4. Оценка эффективности стратегии переобучения, ее масштабов, сроков реализации и средства, которые потребуются.

5. Оценка этапа, на котором находится компания с точки зрения развития навыков своих работников. Это позволит принимать правильные решения и получить максимальную отдачу от перемен в кадровой стратегии и использования роботов на производстве.

Экономисты и топ-менеджеры всего мира уверены: рынок ждет не внезапная замена роботов над людьми, а «период постоянных и, возможно, ускоренных изменений в организации труда». Очевидно: переобучение на протяжении всей жизни является единственным способом профессионального выживания людей.

Инга Корягина, доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Радио Голос Балтии (Калининград).