Из студентов – в бизнесмены: как вузы развивают предпринимательство в своих стенах

24/09/2019
188

Россия. Москва. 24 сентября 2019 года. Rainbow. Во многих современных вузах студенты могут получить не только образование по выбранной специальности, но и универсальные навыки предпринимательской деятельности. И вместе с дипломом – готовый бизнес с первым доходом. О том, как выращиваются стартапы и стартаперы в университетах, – в нашей статье.

imageБизнес-рейтинг для вузов. За последние десятилетия университеты в мире заметно изменились. Теперь это не просто трансляторы знаний, а огромные структуры, где создаются социальные проекты для позитивных изменений в разных сферах. Драйверами изменений становятся предприниматели, которых готовят вузы. Чем больше они выпускают студентов-коммерсантов – тем почетнее место в кругу учебных заведений.

На Западе вузы уже всерьез конкурируют по этим показателям. В Германии, например, существует рейтинг стартапрадар, который определяет, насколько вузы способствуют предпринимательству. Давайте проанализируем, что же предлагают университеты из этого рейтинга.

Итак, на первом месте стоит ТУМ – Технический университет Мюнхена. Это глобальный игрок на международном образовательном рынке. Он давно работает над развитием предпринимательства: предоставляет стартовый капитал для своих студентов под открытие бизнеса. Совместно с Высшей школой бизнеса Мюнхена ТУМ предлагает студентам порядка 100 учебных курсов по разным направлениям предпринимательства и бизнес-инкубатор для выращивания стартапа.

Не менее интересной является и политика университета Карлсруэ. Помимо традиционных уже бизнес-инкубатора, центра инноваций и курсов, он предлагает участникам программы свою краудфандинговую платформу. На ней студенты могут представить стартап потенциальным партнерам и спонсорам. Если проект заинтересует аудиторию, его поддержат коллективными инвестициями.

Ярким примером глобального скачка в развитии предпринимательской культуры выступает университет Потсдама – он активно сотрудничает с действующими предпринимателями и привлекает их к преподаванию практических классов для своих студентов.

Вузы в других развитых странах тоже не остают. Отметим ситуационные центры Гарвардского университета, где будущие предприниматели учатся справляться с бизнес задачами различного уровня, пользуясь технологиями кейс моделирования.

Три главных инструмента. Примеров бизнес-обучения студентов в мире множество, но общая тенденция очевидна: для развития предпринимательства вузы оперируют тремя основными инструментами:

1) Разработка бизнес-курсов, которые помогают студентам на практике развивать предпринимательское мышление.

Анализируя данную опцию, можно предположить, что за этим инструментом – будущее бизнес-образования. Поясним: так как сегодня на лицо тенденция постепенного перехода к практико-ориентированности учебного процесса, то студент, прошедший эти курсы, явно будет более успешен в своем будущем бизнесе. Ведь он заранее уже в вузе может получить все необходимые знания и навыки, в отличие от классического стартапера, который обращается в бизнес-школу или к частному коучу после запуска проекта.

Минус здесь можно увидеть один – замедленность этого процесса в нашей стране. Пока многим российским вузам не так просто отказаться от излишней теоретизации в учебном процессе – сказывается наследие устоявшейся системы образования в советские времена.

2) Создание предпринимательской инфраструктуры в университете – бизнес-инкубаторы, ситуационные центры, платформы, возможности получения финансирования под проект.

В данном варианте также видится больше плюсов, чем минусов. Главный плюс – колоссальная поддержка для студента-начинающего предпринимателя, так как практически все бизнес-инкубаторы, например, предоставляют бесплатные бизнес-консультации от ведущих экспертов и свободный доступ к ведомственному коворкингу.

Немаловажный фактор – определенная степень защищенности от фатальной ошибки, так как студенту помогут правильно просчитать бизнес-план и избежать мошенников. В ряде инкубаторов есть даже возможность грантовой поддержки стартапов, что является весомым аргументом «за».

На первый взгляд в наличии данных структур при университетах нет отрицательных сторон, но, тем не менее, руководству бизнес-инкубаторов необходимо следить, чтобы студенческие стартапы не «засиживались» долго в нем, так как это может способствовать развитию предпринимательской слабости.

Из других минусов: малая площадь предоставляемого помещения и небольшое количество бизнес-менторов, желающих обучать молодежь при бизнес-инкубаторах. Хотя это скорее временные ограничения, которые могут быть исправлены.

3) Сотрудничество с действующими бизнесменами – привлечение их к подготовке будущих предпринимателей, организация совместных проектов.

Здесь плюсы те же: помощь в организации бизнес-обучения и самое главное – живые практические знания и навыки в сфере бизнеса.

Основной проблемой здесь скорее выступает сам процесс налаживания взаимодействия с экспертами-практиками и их ограниченность во времени.

Как у нас? В заключение, следует отметить, что на отечественном образовательном пространстве делается немало для развития предпринимательства в вузах. Так, многие крупные университеты на своей базе уже несколько лет предлагают образовательные программы для молодых бизнесменов.

Участники специальных программ могут получить не только теоретическое академическое образование в сфере предпринимательства, но и практически отработать свои навыки в бизнес-инкубаторах, в ходе обучения на базовых кафедрах компаний-партеров вузов и при вузовских центрах предпринимательства.

Впрочем, пока говорить об идеально отработанной схеме подготовки предпринимателей в российских вузах рано. Сделать в этом направлении еще предстоит немало.

Дмитрий Еныгин, доцент кафедры иностранных языков №1 РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Бесспорно RU (Калининград).

Не пропустите

Бастрыкин взял под контроль наезд электросамоката на ребёнка в Петербурге
Санкт-Петербург
6
Санкт-Петербург
6

Бастрыкин взял под контроль наезд электросамоката на ребёнка в Петербурге

Rainbow - 25/04/2024

Россия. Санкт-Петербург. 25 апреля 2024 года. Rainbow. В Санкт-Петербурге 23 апреля в результате аварии пострадал 11-летний мальчик, который госпитализирован в…

МИД России назвал дискриминацией отказ от изучения русского языка в школах Латвии
Балтия
6
Балтия
6

МИД России назвал дискриминацией отказ от изучения русского языка в школах Латвии

Rainbow - 25/04/2024

Россия. Москва. 25 апреля 2024 года. Rainbow. В Москве официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала решение властей Латвии  отказаться от…

В Подмосковье четверо полицейских незаконно легализовали полторы тысячи мигрантов
Москва
7
Москва
7

В Подмосковье четверо полицейских незаконно легализовали полторы тысячи мигрантов

Rainbow - 25/04/2024

Россия. Москва. 25 апреля 2024 года. Rainbow. В Московской области 14 гражданам, четверо из которых сотрудники органов внутренних дел, СКР…