Россия. Москва. 10 сентября 2019 года. Rainbow. Современные туристы-путешественники чаще выбирают для походных стоянок на природе места «с комфортом» – оборудованные и охраняемые кемпинг-лагеря. Выясняем, как развивается этот сервис в России, где и на каких условиях сегодня можно поставить палатку.
Краткий обзор. Слово «кемпинг» к нам пришло с Запада. Чаще всего под ним понимается временное размещение людей на природе в самоорганизованном туристском лагере с использованием специального туристского оборудования. Как правило, речь идет о размещении в палатках, реже – караванах, автодомах, тини-хаусах и пр.
Такую ночевку вне дома можно организовать самостоятельно в условиях «дикой» среды (в России чаще всего за это не нужно платить деньги) или на специально подготовленных для этого площадках (платно или бесплатно, со своим оборудованием или арендованным).
Специально подготовленные площадки также называются в русском языке «кемпингами» (campgrounds). В зависимости от инфраструктурного оснащения они делятся на «турстоянки» (от фр. sauvage camping, англ. wilderness camps) и непосредственно «кемпинги» или «кемпинг-парки».
Сегмент «турстоянок» развивается на так называемых «неосвоенных землях» (в «дикой природе»). Площадки здесь обычно предназначены для кратковременного проживания из-за отсутствия необходимой инфраструктуры и зачастую подъездных путей для автотранспорта.
Нормативно-правовая база турстоянок в значительной степени связана с вопросами охраны природы и тесным взаимодействием со службами МЧС.
Развитая сеть регулярных турстоянок (около 200 единиц) имеется, например, в Национальном парке «Угра» по берегу реки (Калужская область). За год на этих турстоянках останавливаются порядка 20 тыс. туристов, оплачивая сбор – 100 рублей с человека. Каждая площадка оснащена деревянным столом с навесом, костровым местом с металлической решёткой и держателем для котелка, дровником, лавочками.
Все это – «непрофессиональный» и «полупрофессиональный» сектор рынка услуг гостеприимства на природе.
К профессиональному сектору относятся традиционные европейские кемпинги и кемпинг-парки.
Их тоже можно разделить на подгруппы и категории. На Западе это делают по преобладающим в лагере объектам размещения. Отсюда и разные термины:
(более 50 % объектов размещения — это палатки);
touring parks (более 50 % объектов размещения — это караваны и автодома);
holiday parks (более 50 % объектов размещения — это полустационарные
и стационарные легкие летние жилые постройки, такие как мобильные дома (статик-караваны), шале, бунгало, коттеджи;
смешанный тип (camping holiday park, touring camping park и пр.).
«Гламурный» кемпинг. Еще большее развитие профессиональный сектор рынка получил с возникновением нового формата туристского размещения — глампинга (glamping, «гламурный кемпинг»).
Главные отличая таких лагерей: комфортные условия размещения на природе и особый стиль объектов проживания (юрты, вагонеты, индейские типи, сафари-тенты и др.), тематическое оформление в качестве поп-ап отелей на музыкальных фестивалях или в исторических реконструкциях и т.д.
Во многих странах глампинги появились в 2008-2012 годах. Соединяя комфорт отелей с размещением на природе, они изменили структуру рынка услуг гостеприимства.
В России глампинги стали активно появляться с 2017 года, что является очень явным признаком развития профессионального сегмента сектора гостеприимства на природе в нашей стране.
Также на рынок вышли новые компании, которые производят тентовые объекты размещения для глампингов, такие как сафари-тенты, типи, белл-тенты (например, Фанталис). Появились компании, которые занимаются комплексным освоением природных территорий и управлением кемпингов.
Стоянки «попроще». Если в глампингах немного понизить уровень комфорта, то мы получим «классический» кемпинг. Количество таких площадок в России оценить достаточно трудно. Официальная статистика по ним не ведется. Так, на портале … по запросу «Кемпинг» выдается 2226 средств размещения, на другом сайте — их около 1000. По данным российского интернет-портала, который специализируется на автомобильном туризме, в России зарегистрировано 337 кемпингов.
Открытым вопросом остается: на основе каких критериев эти объекты относили именно к категории «кемпингов».
В России, в отличие от развитых зарубежных стран, ни региональные, ни федеральные власти и, соответственно, участники рынка, не имеют разработанных требований к деятельности кемпингов (по аналогии — Положение о классификации гостиниц в РФ). Сегодня в нашей стране нет единой трактовки «кемпинга» (исключением может являться Краснодарский край).
Впрочем, Роспотребнадзор создал СанПиН к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа. С инфраструктурной точки зрения, детский палаточный лагерь – это тот же кемпинг, который используется коммерческим проектом детского лагеря.
Достаточно прозрачную систему регуляции кемпинги имеют в 28 странах ЕС. По данным Еurostat, в них насчитывается 28 443 кемпингов (лидер – Франция). В США их количество значительно больше.
В поисковой системе в летний сезон пользователи интернета делают 300 тысяч запросов со словом «Кемпинг». Количество запросов по слову «Глэмпинг» в 2019 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось в 7 раз.
Палатки у дома. Ещё один вид кемпингов возник буквально в последнее время за рубежом благодаря новому информационному сервису в сфере гостеприимства — «надувным матрасам» AirBnB. Это — гампинг (gamping, от англ. garden+camping), т. е. размещение туристов в саду частного дома в палатке. Иногда такой вид размещения относят к сити-кемпингам в сегменте лоукост.
Что дальше. В настоящее время сектор гостеприимства на природе, как и рынок кемпингов в России только начинает развиться и формализоваться. В 2018 году при участии сотрудника РЭУ им. Г.В. Плеханова Дарьи Чаховой был разработан ГОСТ Р 58187-2018 Туристские услуги. Кемпинги. Общие требования.
С 2019 года преподаватели и студенты нашей кафедры начали факультативную работу совместно с Александром Железняком (Росзаповедцентр) по сбору информации и системному описанию кемпингов и рекреационных троп. Наша общая цель – выработать современный подход к проектированию инфраструктуры кемпингов и троп, созданию рыночного продукта и его продвижению, управлению данным сектором на уровне регионов и федерального центра.
Сейчас Агентство стратегических инициатив (АСИ) реализует проект по разработке рекомендаций по развитию экотуризма на ООПТ. В него войдут рекомендации по правилам, параметрам и решениям для инфраструктуры кемпингов. Это будет способствовать развитию проектов кемпингов в рамках «экотуризма», который с 2018 года является (по инициативе В. Путина) одним из приоритетных направлений развития туристской отрасли в России.
Необходимо отметить, что кемпинги и сектор гостеприимства на природе – часть большого сектора экономики, который в США называется аутдор-индустрия (outdoor recreation industry). Чтобы выделить его в отдельный сектор экономики потребовалось 100 лет беспрерывной работы ученых, экспертов, практиков рынка.
Россия уже прошла часть этого пути во времена СССР. Сейчас активизировалась новая волна этой работы. Она еще не такая сильная, чтобы появились системные изменения. Ощущается значительная нехватка научных продуктов в данной сфере – разработанной методологии управления на государственном и региональном уровне. Без этого все локальные попытки что-то изменить не будут носить системный характер.
Дарья Чахова, старший преподаватель кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Message RU (Калининград).