Россия. Москва. 20 августа 2019 года. Как изменились цены, объемы продаж и какие новшества принесут законодательные поправки на российский рынок лекарств — в нашем обзоре.
Упаковок меньше — выручки больше. Первое полугодие на фармрынке страны завершилось с переменным успехом для компаний-участников. В целом за шесть месяцев 2019 года объем продаж готовых лекарственных средств составил 483 571 млн рублей. В натуральном выражении было продано 2448,7 млн упаковок препаратов. В динамике (по сравнению с аналогичным периодом 2018 года) произошел заметный рост в рублях — на 6,1% и незначительный (менее 0,1%) — в единицах. Товарооборот биологически активных добавок прирос на 12,3% в рублях и составил 27 408,9 млн рублей, но снизился на 8,1% в упаковках и составил 145,2 млн шт.
Объемы продаж косметических средств за первые шесть месяцев 2019 года составили 20 962,8 млн рублей, что менее чем на 0,1% выше показателей первой половины прошлого года. При этом в натуральном выражении товарооборот снизился на 7,5% и составил 80 млн единиц.
Продажи парафармацевтики выросли на 4,1% в рублях (46 822 млн рублей), упав на 15,8% в упаковках (220, 99 млн шт.). Еженедельные отчеты по продажам на протяжении первого полугодия 2019 года свидетельствовали и о приростах, и о снижениях товарооборота игроков розничного сегмента.
Последняя неделя июня в сравнении с предыдущей показала снижение объемов реализуемых оптовых лекарственных средств на 3,9% в стоимостном выражении и на 4,4% — в натуральном. Биологически активные добавки меньше продавались на 4,8% в рублях и на 8,2% в упаковках. Товарооборот по сегменту парафармацевтики также снизился на 2,4% в денежном эквиваленте и на 2,1% в единицах препаратов.
Аптечные продажи косметической продукции демонстрировали снижение физического объема на 0,7%, при этом в абсолютном стоимостном выражении приросли на 2,8%.
Сравнение с аналогичным периодом прошлого года свидетельствует о снижении продаж по всем сегментам аналитики. Конкретно: объем продаж готовых лекарственных средств упал в 2019 году по сравнению с 2018-м на 5,6% в упаковках и на 0,8% в рублях. Товарооборот биологически активных добавок упал на 17,2% в упаковках и на 1,7% в рублях. Реализованный спрос на косметику снизился на 10,0% в упаковках и на 2,1% в рублях в июне 2019 года по сравнению с июнем 2018-го. Продажи парафармацевтики за анализируемый период упали на 19,2% в упаковках и на 3,5% в рублях.
Законное вмешательство. В первом полугодии на российском фармрынке произошли важные законодательные изменения, которые могут повлиять на ситуацию.
Так, 29 мая Совет Федерации одобрил, а 7 июня президент РФ подписал внесение изменений в Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в части государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Согласно внесенным поправкам, органы исполнительной власти теперь могут перерегистрировать отпускную цену производителя в случае однократного увеличения в календарном году (по заявлению держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата до 1 октября). Снижение цены производителя на жизненно необходимый и важный лекарственный препарат влечет обязательное ее снижение во всей цепочке сферы обращения.
Эти механизмы с учетом лимитирования надбавок ритейлеров позволяют надеяться на снижение цен на ЖНВЛП в аптечной рознице в случае снижений цен производителей. Впрочем, практика подобного регулирования ритейла в нашей стране показывает: достижение запланированного эффекта в полном объеме не всегда возможно.
Также изменения законодательства (в оценках первого полугодия 2019 года) коснулись закупок лекарственных препаратов, назначенных врачебной комиссией. В частности, с 1 июля 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. 27 июня 2019 года). Согласно документу, без конкурсных процедур можно закупить лекарства у единственного поставщика на сумму до 300 тыс. рублей для одного пациента. Годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн рублей.
Повышение планки обсуждалось давно. Жизненно необходим рост лимита с точки зрения скорости получения пациентом лекарства, особенно в экстренных случаях. К сожалению, процедура закупок в рамках ФЗ № 44 в отношении фармпродуктов занимает непозволительно долгое время. Кроме того, с 1 июля 2019 года меняются параметры «короткого» аукциона со сроком размещения семь дней. По этой схеме можно проводить закупки объемом до 300 млн рублей (ранее было до 3 млн рублей). При этом процедура проведения сократится с 32 до 23 дней. Указанные законотворческие изменения в фармацевтической отрасли направлены на повышение качества жизни населения.
Елена Красильникова, доцент кафедры торговой политики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Вестника СЗФО (Калининград).