Россия. Москва. 13 августа 2019 года. С начала 2019 года в России вступил в действие закон, повышающий пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет, для мужчин — с 60 до 65 лет. Ошеломившая россиян реформа изменила суть понятия «гражданин предпенсионного возраста», или «предпенсионер». Разбираемся, как стать предпенсионером и что дает новый статус.
Старое и новое. Понятие «предпенсионер» существует еще с 1991 года, хотя в законе «О занятости населения в Российской Федерации» такой термин не использовался. К предпенсионерам приравнивали граждан, которым оставалось два года до выхода на пенсию, при условии, что они остались без работы и не смогли трудоустроиться через службы занятости, имея право на пенсию. Это могло произойти, например, при ликвидации предприятия или сокращении штата.
Повышение пенсионного возраста в прошлом году изменило содержание понятия «предпенсионер», или «гражданин предпенсионного возраста». Теперь этот термин прописан не только в законе о занятости населения, но и в Трудовом и Уголовном кодексах РФ и прочих нормативных правовых актах. Также в 2018 году был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Что поменялось. Прежде всего, увеличился срок статуса предпенсионера. Сейчас к предпенсионерам можно отнести любого гражданина, которому до достижения возраста, дающего право на назначение пенсии, осталось пять лет. Такой гражданин для подтверждения своего статуса имеет право обратиться в Пенсионный фонд РФ, получить справку о статусе предпенсионера в электронном виде и после этого пользоваться теми льготами, которые он дает.
Среди этих льгот есть те, которые гарантированы федеральным законом, и те, которые могут устанавливать региональные власти. Например, повышенное пособие по безработице гарантировано на федеральном уровне, а льготный проезд на общественном транспорте относится к региональным льготам. Это логичное разделение, так как есть права, которые должны быть обеспечены всем гражданам, и права, которые могут предоставить регионы, исходя из своих возможностей и потребностей лиц предпенсионного возраста.
В основном региональные правительства предоставляют льготы, которые жизненно важны как для пенсионеров, так и для предпенсионеров. Однако, учитывая скудные региональные бюджеты, на большой перечень льгот этим категориям граждан рассчитывать не приходится. Как правило, эти перечни приняты для снижения социальной напряженности среди тех, кто рассчитывал на скорый выход на пенсию.
В сухом остатке. Сейчас сложно оценить, что же выиграло государство от повышения пенсионного возраста. Дефицит Пенсионного фонда действительно сократился, но выросли расходы на повышение пособия по безработице, снижение налоговых поступлений, переобучение. Например, Минтруда прогнозирует рост численности зарегистрированных безработных предпенсионеров на 62,2 тыс. человек в 2020 году и, соответственно, рост выплат увеличенных, по сравнению с обычными, пособий по безработице. Кроме того, есть расходы, вызванные ростом заболеваемости, потерей трудоспособности и т.д., которые пока сложно посчитать.
Вместе с тем, если не брать во внимание сам факт изменения границ пенсионного возраста, то и государство, и граждане получают определенные бонусы от этого шага. Кому сложнее всего, так это работодателям, которые должны очень внимательно следить за трудоустройством, увольнением и перемещениями этой категории работников. В противном случае им угрожают административная и уголовная ответственность. Также достаточно сложно исполнять все принятые обязательства и региональным властям, у которых зачастую не хватает средств на другие важные социальные программы.
Людмила Иванова-Швец, доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА МедиаКалибр (Калининград).