Россия. Москва. 16 июля 2019 года. Повышение пенсионного возраста и поставленные цели поднять пенсионное обеспечение выше показателя инфляции обострили дискуссию о путях развития пенсионной системы. Разбираемся, удается ли правительству сдерживать нагрузку на выплаты пенсионерам.
Было время. Пенсионный возраст является одним из основных параметров регулирования пенсионной системы наравне с тарифной политикой, порядком расчета и индексацией пенсии. Возраст выхода на пенсию оказывает непосредственное влияние на рынок труда, национальную систему здравоохранения и централизованные финансовые потоки. К числу традиционных аргументов в пользу повышения пенсионного возраста относится рост нагрузки пенсионной системы на экономику. Рассмотрим этот аргумент на примере взаимосвязи между расходами на выплату страховых пенсий и динамикой ВВП. В данном случае учтены расходы на страховые пенсии по старости и инвалидности, а также по случаю потери кормильца, так как законами об исполнении бюджета Пенсионного фонда не предусмотрено разделение этих расходов по перечисленным направлениям.
Экономический рост в России обгонял темпы роста пенсий с 2002 по 2007 год. В это время темпы роста ВВП были одними из самых высоких в отечественной истории. Но в 2008–2010 годах тенденция изменилась. В этот период наблюдался переход к более высоким расходам на выплату страховых пенсий, что было вызвано макроэкономическими причинами, изменениями в законодательстве, а также ростом числа пенсионеров. После 2010 года наблюдается постепенная стабилизация показателя сначала при рецессии, а затем при постепенном оживлении экономики страны.
Состояние стабильное. С начала нулевых годов можно выделить два периода наиболее существенного роста расходов на выплату страховых пенсий к ВВП. В 2008 году это стало следствием замедления темпов роста экономики, которое продолжилось обвалом номинального ВВП в 2009 году на фоне мирового финансового кризиса. В 2010 году негативное влияние на экономику фонда оказало введение валоризации величины расчетного пенсионного капитала для граждан с трудовым стажем до 2002 года (наибольшее повышение состоялось у граждан с советским трудовым стажем).
Пиковое значение показателя (7%) выявлено в 2015 году на фоне снижения ВВП и увеличения численности пенсионеров после вхождения Крыма в состав Российской Федерации. В последние три года показатель стабилизировался и находится в диапазоне 6,5–6,9%. Предпринятые меры по повышению пенсионного возраста позволят сдерживать нагрузку на выплаты пенсионерам ниже 10% от ВВП еще продолжительное время. При этом наличие устойчивой обратной зависимости между темпами роста ВВП и расходами на выплату пенсий создает угрозу разбалансировки пенсионной системы в случае снижения цен на основные товары российского экспорта.
Тенденция повышения затрат на выплату пенсий в России примерно соответствует ситуации во многих странах Организации экономического сотрудничества и развития, где расходы на выплату страховых пенсий только по старости в среднем выросли с 6,7% в 2000 году до 8,2% в 2013-м. Таким образом, нагрузка на государственные финансы России является умеренной.
Павел Козлов, эксперт лаборатории «Исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков» РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Message RU (Калининград).