Россия. Санкт-Петербург. 30 апреля 2019 года. Российские нефтяные компании и правительство продлили соглашение о стабилизации топливного рынка до конца первого полугодия 2019 года. Для сглаживания эффекта от регулирования цен был внедрен демпфирующий механизм. Разбираемся, в чем его суть и какие риски он таит.
Что произошло. В конце 2018 года в Налоговый кодекс были внесены изменения, напрямую затрагивающие российский нефтегазовый сектор. Корректировки законодательства связаны с налоговым маневром, который заключается, во-первых, в снижении вплоть до обнуления к 2024 году экспортной пошлины. Во-вторых, в повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также акцизов на моторные топлива. Решение о завершении маневра уже принято, соответствующий законопроект подписан президентом России и вступил в силу.
Помимо означенных изменений, важными новациями законодательства являются параметры и формулы демпфирующего механизма, призванного сгладить воздействие колебаний внешней конъюнктуры на отечественный рынок. В частности, была изъята нижняя планка: при выходе оптовой цены за ее пределы компаниям переставал начисляться демпфирующий вычет (−10% от условного значения средней оптовой цены реализации автомобильного бензина пятого экологического класса и дизельного топлива на территории России).
Кроме того, были введены компенсационные надбавки: ФАБ (5600 рублей, если значение демпфера, рассчитанного для автомобильного бензина, больше нуля, и ноль, если значение меньше или равно нулю) и ФДТ (5000 рублей, если значение демпфера, рассчитанного для дизельного топлива, больше нуля, и ноль, если значение меньше или равно нулю).
Несмотря на все эти новации, участники рынка негативно оценили работоспособность данного механизма в I квартале 2019 года, нефтеперерабатывающие предприятия получили убытки, а производство бензина стало нерентабельным.
Причина в том, что позитивное воздействие демпфирующего механизма на принятие решений компаниями было возможно лишь в конкретных макроэкономических условиях. Падение цен на нефтепродукты на мировых рынках привело к убыткам в нефтепереработке, поскольку расчетные субсидии стали отрицательными.
Во многом в связи с этими обстоятельствами в конце марта правительство России и нефтяные компании продлили соглашение о заморозке цен на топливо до 1 июля 2019 года. В обмен на это были изменены и параметры соглашения. Во-первых, отменен так называемый норматив +3%, то есть повышение объемов поставок топлива на биржу на 3% относительно аналогичных периодов 2018 года. Во-вторых, условная расчетная цена за тонну бензина снижена с 55 000 до 51 000 рублей, а тот же параметр для дизельного топлива — с 50 000 до 46 000 рублей (то есть согласно действующей формуле в текущих условиях нефтяные компании будут получать высокие положительные выплаты по демпферу).
Три риска. После всех доработок и соглашений был выбран далеко не лучший, да еще и сопряженный с серьезными рисками вариант: формула расчета субсидии нагружена сложно прогнозируемыми параметрами, а итоговые выплаты ВИНКам практически не зависят от их деятельности на внутреннем рынке. Кроме того, этот вариант таит в себе три вида рисков. Первый из них — искусственный бенчмарк. Демпфер — это поправка к индексу экспортной альтернативы (netback). Он нужен, чтобы скорректировать ключевой бенчмарк оптового рынка, то есть данный механизм необходим для формирования нового бенчмарка. Если netback растет, оптовая цена обычно растет тоже, пусть и не в равной степени. И чем стремительнее растет netback, тем значительнее увеличивается оптовая цена.
Решение о продаже на внутренний или внешний рынок принимается каждой компанией здесь и сейчас. Netback можно рассчитывать на конкретный момент, все данные для этого есть, его можно скалькулировать ad hoc. Именно поэтому netback — хороший бенчмарк. Демпферы же рассчитываются, исходя из средних значений за месяц. Возникает проблема временного лага и корректного экономического расчета. Сложно учитывать налоговый вычет на волатильных рынках. Таким образом, ключевой риск заключается в том, что демпфер не сможет выполнять функцию бенчмарка.
Также серьезным риском является стимулирование оппортунистического поведения компаний. Параметры демпфирующего механизма настроены так, что стимулы к снижению оптовой цены отсутствуют. В случае положительного демпфера ничто не останавливает компанию от повышения внутренних цен и получения дополнительной прибыли с каждой конкретной сделки. В случае его отрицательного значения складываются стимулы к компенсации за счет внутреннего рынка. Изъятие нижней границы, при пересечении которой демпфер бы обнулялся, а также совместный учет демпфера по бензину и дизелю затрудняют формирование стимулов к снижению оптовой цены.
Смоделируем ситуацию и примем в качестве условий следующее: ключевая задача фирм — получение максимальной прибыли. Демпфер примет положительное значение, если netback попадет в ценовой коридор от расчетной цены до верхней планки. Для автомобильного бензина этот коридор задан в диапазоне от 51 000 до 56 100 рублей.
Если значение netback находится внутри ценового коридора (допустим, он равен 55 000 рублей за тонну), демпфер будет равен 5760 рублям. Вычитаем из netback, получаем 49 240 рублей. Создатели демпфирующего механизма, видимо, рассчитывали, что именно на этот показатель должна ориентироваться фирма, продавая топливо.
На самом деле на рынках, где присутствует доминирующий игрок, вычет в 5760 рублей на тонну компания получит при любой цене ниже верхней границы коридора. А значит, для максимизации прибыли компании выгоднее при любых обстоятельствах держать цену ближе к верхней границе коридора.
Может ли ситуация измениться, если значение netback будет ниже ценового коридора? Да, но не критично. Предположим, netback равен 47 000 рублей. Тогда демпфер будет равен −2400 рублям, а сам итоговый показатель будет равен 49 400 рублям. И тут начинается магия рациональности: для снижения потерь от налогового вычета самой выгодной стратегией является повышение цены.
Причем нет никаких оснований падения цены, потому что, во-первых, нужно компенсировать отрицательное значение вычета, а во-вторых, нет раздельного учета демпфера и нижней границы, его обнуляющей. В итоге реализуются все возможные стимулы к оппортунистическому поведению.
Третий риск — телефонное право и войны нефтяников с регуляторами. Пресечение оппортунистического поведения компаний будет происходить в процессе переговоров с регуляторами, заключающихся в угрозах установления чрезвычайно высокой экспортной пошлины.
В данном случае проблемой являются и временной лаг, и административные риски, вытекающие из формата самого механизма. Собственно, регуляторы понимают эту проблему. Именно поэтому прорабатывается вариант введения лицензии на экспорт, что, в свою очередь, крайне негативно воспринимается рынком.
Приятного бюджетного аппетита. Причина простая — убыточность нефтепереработки и розницы. Преодолеть указанные риски можно двумя способами. Первый — консервативный. Он предполагает расчет демпфера каждый торговый день. Итоговый же вычет должен учитываться как сумма ежедневных значений. Это позволит преодолеть риск искусственного бенчмарка. Кроме того, этот вариант предполагает раздельный учет демпфера по автомобильному бензину и дизельному топливу, обнуление ФАБ и ФДТ и возвращение нижнего порогового значения демпфера. Тогда появляются стимулы ронять цену до уровня нижних значений, чтобы обнулить вычет в случае отрицательного демпфера. Это так просто потому, что не будет обнулен положительный демпфер по другому продукту (например, по дизельному топливу), но не будет и отрицательного вычета (например, по АИ-92). Наконец, следует регулярно пересматривать параметры расчетных цен по бензину и дизельному топливу в соответствии с меняющимися реалиями. Совокупность этих мер даст автоматизм, который необходим, чтобы не допустить войн нефтяников с регулятором, а также сконструирует механизмы, сдерживающие оппортунистическое поведение компаний.
Второй способ предполагает полное изменение формулы расчета демпфера, но он решает проблему со всеми рисками разом. Если в качестве базы для расчета демпфера взять netback, умноженный на 10%, и оптовый индекс Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи и представить демпфер как половину их разницы, решается вопрос и с работоспособностью бенчмарка (легко считать), и с оппортунистическим поведением, и с автоматичностью.
Правительство рассматривало демпфирующий механизм как инструмент обеспечения достаточной маржинальности одновременно для нефтепереработки и розницы, но на данный момент он не работает. С одной стороны, нефтепереработка оказалась в зависимости от текущей налоговой политики и нежелания правительства уменьшать свой бюджетный аппетит. С другой — розница испытывает давление от стремления сдерживать рост цен на моторное топливо.
Юрий Баженов, профессор кафедры торговой политики РЭУ имени Г. В. Плеханова специально для Вестника СЗФО (Калининград).