законопроект будет противоречить Глобальной стратегии сокращения вредного употребления алкоголя ВОЗ, одно из направлений которой предусматривает регулирование числа и местоположения точек торговли алкогольными напитками с потреблением напитков по месту продажи или за его пределами; регулирование дней и часов осуществления розничной продажи; регулирование розничной продажи в определенных местах или в ходе особых мероприятий.
Россия. Москва. 24 февраля 2016 года. . В Москве сегодня, 24 февраля 2016 года, директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Олег Салагай прокомментировал информационному агентству Rainbow позицию Минздрава России по вопросу разрешения продажи алкогольных напитков на территориях, граничащих с образовательными, медицинскими и спортивными объектами:
— Исключение нормы о запрете реализации алкогольной продукции на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям, объектам спорта может спровоцировать увеличение потребления алкоголя, в том числе среди детей и молодёжи. Кроме того, легализация продажи алкоголя у таких организаций может повысить криминогенную обстановку, создаст опасность совершения преступлений различной степени тяжести.
По данным Всемирной организации здравоохранения, сокращение количества точек торговли алкоголем определено в качестве одной из наиболее эффективных мер, влияющих на снижение потребления алкоголя, на уровень алкогольной смертности, заболеваемости и преступности.
Таким образом, подобный законопроект будет противоречить Глобальной стратегии сокращения вредного употребления алкоголя ВОЗ, одно из направлений которой предусматривает регулирование числа и местоположения точек торговли алкогольными напитками с потреблением напитков по месту продажи или за его пределами; регулирование дней и часов осуществления розничной продажи; регулирование розничной продажи в определенных местах или в ходе особых мероприятий (п. 28). В п. 6 Приложения к Глобальной стратегии говорится: «Увеличение плотности пунктов продажи алкоголя связывается с повышением уровней потребления алкоголя молодыми людьми, уровней распространенности физического насилия и другого вреда, например убийств, насилия над детьми и пренебрежения детьми, нанесения себе травм».
В Европейском плане действий по сокращению вредного употребления алкоголя, 2012-2020 гг. говорится: «Результаты исследований свидетельствуют о том, что чем доступнее алкоголь, тем больше его употребляют и тем больший в результате наносится вред. Даже незначительные ограничения доступности алкоголя идут на пользу здоровью, снижают уровень насилия и вреда, причиняемого другим лицам помимо потребляющих алкоголь» (п. 60).
Напомним, что в целях реализации снижения уровня потребления алкогольной продукции, повышения эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией и регулирования алкогольного рынка в Российской Федерации была разработана и одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2128-р Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.
В рамках реализации Концепции осуществления государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р, решаются следующие задачи:
— ужесточение требований к розничной продаже алкогольной продукции (в том числе слабоалкогольной);
— усиление ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая продажу алкогольной продукции несовершеннолетним;
— увеличение акциза на этиловый спирт и алкогольную продукцию в целях снижения их ценовой доступности;
— установление минимальных розничных цен на алкогольную продукцию;
— увеличение оплаченного уставного капитала для производителей спирта и крепкой алкогольной продукции, что привело к закрытию мелких производителей;
— смена акцизных марок и внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) электронной регистрации алкоголя;
— запрет на розничную продажу алкогольной продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, в организациях культуры и объектах спорта и на прилегающих территориях, где расположены указанные организации, потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местах;
— недопущение розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними;
— запрет на розничную продажу алкоголя с 23.00 часов до 08.00 часов, за исключением организаций общественного питания;
— введение акцизов на спиртосодержащую продукцию и введение эффективных денатурирующих добавок для нее (бензин, керосин, битрекс и кротоновый альдегид).
В результате реализации приоритетных задач Концепции с 2009 по 2014 гг. потребление алкоголя в Российской Федерации снизилось c 16,8 до 13,6 литров в год на лиц старше 15 лет (с 14,3 до 11,4 литров на душу). Смертность от случайных алкогольных отравлений в период 2011-2015 гг. снизилась с 10,1 до 6,5 (ноябрь 2015г.) на 100 тыс. человек.
Доля крепкой алкогольной продукции в потреблении алкоголя с 2011 по 2014 гг. снизилась с 66 % до 60 %, однако, к сожалению, остается аномально высокой по мировым меркам.
С 2008 по 2014 гг. отмечено снижение заболеваемости алкогольными психозами с 80,35 до 49,4 на 100 тысяч населения. Количество лиц с впервые установленным диагнозом алкоголизм (включая алкогольные психозы) снизилось с 2009 по 2014 гг. с 108,5 до 74,6 на 100 тыс. населения. Общее количество больных с диагнозом зависимость от алкоголя (алкоголизм), включая алкогольные психозы, за этот период сократилось с 2,02 млн человек до 1,69 млн человек (с 1,41 % до 1,16 % населения).
В то же время число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет (на 100 больных алкоголизмом среднегодового контингента), составило в 2011 году – 10,8 %; в 2012 году – 11,1 %; в 2013 году – 11,2 %; в 2014 году – 11,7 %.
Число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 2 лет и более, также возросло с 11,8 до 12,9 на 100 больных алкоголизмом за период с 2011 по 2014 гг.
Таким образом, в 2014 году в ремиссии от 1 года и более находился каждый пятый больной алкоголизмом, что свидетельствует о повышении показателя выздоровления таких пациентов.
Показатели снятия с наблюдения в связи с выздоровлением в 2014 году возросли у больных алкоголизмом – с 3,3 (на 100 больных среднегодового контингента) в 2013 году до 3,5 в 2014 году.
Учитывая изложенное, видно, что в 2014 году показатели ремиссии, выздоровления (стойкого улучшения) продемонстрировали позитивные тенденции.
Таким образом, можно утверждать, что реализация приоритетных задач Концепции внесла важный вклад в снижение потребления алкоголя в Российской Федерации и связанных с этим заболеваемости и смертности.
Следует отметить, что в Плане мероприятий («дорожной карте») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке(утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. № 2413-р) также предусмотрен самостоятельный раздел, посвященный мерам по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации. В числе этих мер:
— разработка и реализация концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем;
— установление требований к объему тары выпускаемых спиртосодержащих лекарственных средств, а также их нормы отпуска;
— установление ответственности за незаконную реализацию алкогольной продукции дистанционным способом, предусматривающую, в том числе внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— запрет продажи «сухого алкоголя» на территории Российской Федерации и Евразийского экономического союза
— установление ответственности за реализацию спиртосодержащих лекарственных средств, медицинских изделий и этилового спирта по фармакопейным статьям, в том числе фармацевтической субстанции (этанола), дистанционным способом, предусматривающей в том числе внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже таких товаров в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».