Россия. Москва. 11 мая 2021 года. Rainbow. Программа кешбэка, которую планируется продлить до конца года, может стать хорошей поддержкой туристов. А как 50–100 тыс. руб., потраченные на отдых в санатории Краснодарского края (Крыма, Подмосковья, Карелии, Алтая и т.д.), помогут экономике региона и страны в целом? Попробуем разобраться.
1,7 трлн руб. Такой общий доход, по данным Института стратегических коммуникаций и социальных проектов, принесли Краснодарскому краю только три курорта: «Роза Хутор», «Красная Поляна» и горно-туристический центр «Газпром». При этом доход от инфраструктуры и развития других предприятий торговли и сферы услуг, занятых обслуживанием туристов, составил 2,7 трлн руб. Таким образом, каждый рубль, который получает индустрия туризма и гостеприимства, генерирует еще 1,6 руб. в других секторах экономики этого региона.
Что касается программы кешбэка, то ее назначение — стимулировать поездки по России в межсезонье. Таким образом будет сглаживаться сезонность спроса на услуги гостиниц, что, в свою очередь, будет иметь не только экономический, но и социальный эффект. Последний достигается за счет сохранения рабочих мест в межсезонье как в самих гостиницах и санаториях, так и в смежных секторах экономики. Поддержку получает малый бизнес, занимающийся обслуживанием туристов, прибывающих в российские регионы.
Сколько от каждого? Какая предположительная экономическая выгода может быть стране от одного туриста? Посчитаем.
Если говорить о программе туризма, то ею уже воспользовались более миллиона человек, заплативших за туры более 20 млрд руб. Примерно такие же цели по количеству туристов и расходам на туры поставлены на 2021 год. Таким образом, средняя стоимость одного путешествия на человека составила около 20 тыс. руб., которые с большой вероятностью не были бы потрачены россиянами без такой программы.
Что касается конкретных расчетов выгоды от каждого туриста, то она, конечно, сильно отличается по городам и регионам России. Например, по итогам 2019 года прибыль от туризма в Москве составила 147 млн руб., а вклад индустрии в городской бюджет — 5,3%, но не стоит забывать: тогда российская столица вошла в 20 самых посещаемых городов Европы наряду с Парижем и Лондоном.
Пандемия внесла свои коррективы: мегаполисы стали пользоваться меньшим спросом у путешественников из-за высокой концентрации населения. Но как изменится ситуация после пандемии, когда вновь откроются границы?
Как обогнать Турцию? Роль индустрии туризма в ВВП России, как и уровень гостиничного сервиса, пока еще заметно отличается от ситуации в традиционных туристических странах. Даже если взять Краснодарский край как один из самых развитых регионов для пляжного отдыха в России, то и там всего 76 отелей, работающих по системе all inclusive. Для сравнения: в Турции на август этого года для бронирования предлагается более 700 гостиниц с системой all inclusive.
Очевидно, что российскому туризму есть куда развиваться. Необходимо создавать крупные отечественные гостиничные сети, как, например, в Турции и других туристических странах, улучшать сервис и инфраструктуру для гостей регионов.
Вместе с тем, если будут достигнуты цели национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» по увеличению количества путешествующих по России до 140 млн к 2030 году, то будет создано 4,7 млн рабочих мест. Это позволит экономике России получить весомый вклад от развития как самой инфраструктуры туризма, так и смежных отраслей, занятых обслуживанием туристов.
Наталия Зайцева, профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Вестника СЗФО (Калининград).