Россия. Калининград.Rainbow. 16 декабря 2016 года. В Калининградской области прокуратура проверила исполнение законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверкой выявлены многочисленные нарушения закона в указанной сфере, прокомментировали в Калининграде сегодня, 16 декабря 2016 года, собкору сетевой газеты Янтарный Край — Online Калининград в прокуратуре Калининградской области.
Так органы опеки и попечительства в случае установления опеки над детьми не всегда представляют в налоговый орган (либо представляют с существенным нарушением установленного законом срока) сообщения об установлении опеки и управления имуществом детей. Не извещают органы опеки налоговые органы и о дальнейших изменениях, связанных с такой опекой. Такие нарушения выявлены прокурорами Багратионовского, Гвардейского, Полесского районов, городов Балтийск и Светлый, а также Светлогорским межрайонным прокурором.
Прокуратура Славского района установила, что у каждого ребенка, состоящего на учете в органе опеки и попечительства, имеется банковский счет по вкладам. Однако во всех случаях размер процентной ставки по детским вкладам является минимальным и составляет 0,01%, что существенно ущемляет имущественные права детей. Аналогичные нарушения выявлены и прокуратурой Центрального района города Калининграда.
Кроме того, прокуратура Славского района выявила нарушения и при ведении личных дел детей-сирот. Так, в ряде дел за 2015-2016 годы отчеты опекунов содержат сведения о покупках имущества несовершеннолетних (в основном телефоны, планшеты), однако специалистами органа опеки сведения об указанных покупках в опись имущества не вносятся.
Органы опеки и попечительства города Немана отчеты опекунов о доходах их подопечных утверждают без надлежащей проверки, меры по выявлению и устранению недостоверных данных, предоставляемых опекунами, не принимают. Так, например, в отчете одного из опекунов за 2015 год указана сумма о доходах ребенка, не соответствующая фактическим поступлениям денежных средств на лицевой счет несовершеннолетнего. Аналогичные нарушения выявлены и прокурором Полесского района
Также органами опеки и попечительства Полесского района при передаче детей под опеку не всегда соблюдаются сроки обследования условий жизни детей и обследования их жилищно-бытовых условий.
Выявлены прокурорами в деятельности органов опеки и попечительства и факты формального осуществления обязанностей по защите жилищных прав детей-сирот.
Так, прокурор Багратионовского района установил, что опекой Мамоновского городского округа обследование жилого помещения, закрепленного за одним из детей, в период 2015-2016 годов не проводилось. Опека города Багратионовска в нарушение требований Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» меры по передаче жилого помещения в собственность малолетнего ребенка не приняла.
Отсутствие работы органов опеки и попечительства по оформлению договоров передачи жилых помещений в собственность детей-сирот установила и прокуратура города Черняховска.
Прокуратура Багратионовского района выявила факт передачи в пользование третьим лицам закрепленного за воспитанником Центра «Надежда» жилого помещения без разрешения органов опеки и согласия самого Центра. При этом, несмотря на вносимую плату за пользование жилым помещением на расчетный счет ребенка, задолженность по аренде жилья составляет 14,5 тысяч рублей.
В Центре «Колосок» Багратионовского района книга учета материальных ценностей не ведется, вещи не маркируются. При осмотре склада прокуратура района выявила, что все вещи, купленные за счет средств бюджета, хранятся на складе в упаковках и воспитанникам Центра не выдаются. Таким образом, общая сумма неэффективного использования бюджетных средств на закупку материальных запасов составила более 320 тысяч рублей.
Кроме того, при проверке соответствующих карточек установлено, что вещи детям по нормам обеспечения согласно требованиям Закона Калининградской области «О нормах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в организациях, финансируемых из областного бюджета» в полном объеме не выдаются.
Аналогичные нарушения установлены и в Детском доме-интернате для умственно отсталых детей «Маленькая страна» и в Центре «Берег надежды» в Правдинском районе.
При проверке специализированного дома ребенка №2 города Гусева установлено, что учреждением приобретены материальные ценности в объеме большем, чем требуется, из-за чего они не используются в течение длительного периода. Так, исходя из штампов на одежде, на складе хранятся вещи, приобретенные еще в 1993 году, то есть 23 года назад. По состоянию на октябрь 2016 года на складе дома ребенка хранятся излишки вещей на общую сумму более 2 млн рублей.
В доме ребенка №1 города Калининграда прокуратура Московского района Калининграда выявлены факты нерационального планирования закупок, что, в свою очередь, привело к тому, что обувь воспитанникам учреждения закупалась в меньших объемах от потребности.
В ГБУСО КО «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Надежда» установлено, что центр принимает от физических граждан гуманитарную помощь в виде «бывших в употреблении» вещей.
При этом учет вещей не ведется, маркировка на вещах отсутствует. При проверке бухгалтерского учета поступления и списания материальных запасов выявлено, что фактические данные по выдаче вещей не совпадают с данными бухгалтерского учета. Так, например, согласно учету на остатке находилось 204 пары кроссовок, а согласно оборотам бухгалтерского учета -75 пар; туфель по учету кастелянши числилось 76 пар, а по данным бухгалтерского учета – 5 пар.
Прокуратура Полесского района в Г БУСО КО «Детский дом – интернат для умственно отсталых детей «Аистенок» установила, что администрация учреждения практически 2 года не принимала меры по пролонгированнию срока вкладов на денежные средства воспитанников.
Кроме того, прокуратура района при проверке товарных накладных и договоров на поставку вещей установила, что расчет материальных ценностей произведен на количество детей, превышающее фактическое (46/77).
Кроме того, на складе все вещи и часть мягкого инвентаря, купленные за счет средств бюджета, хранятся на складах в упаковках с 2015 года и воспитанникам детского дома не выданы. Всего на складе находится и не используется вещей и мягкого инвентаря на общую сумму около 1,4 млн.рублей.
Кроме того, в октябре 2016 года детский дом «Аистенок» сменил местонахождение. Но при перевозке детей им не были выданы комплекты постельного белья и иного мягкого инвентаря на сумму более 100 тысяч рублей.
При проверке фактического наличия материальных ценностей на складе детского дома «Аистенок» обнаружены излишки в виде двух новых ноутбуков фирмы «Lenovo» в заводской упаковке, которые на балансе учреждения не состоят, документы на ноутбуки не представлены.
Также на складе находятся 5 компьютеров марки APPEL IMAC общей стоимостью более 600 тысяч рублей, которые были приобретены на нужды учреждения для интернет-класса, однако фактически эти компьютеры не используются, акты списания их либо поломки отсутствуют.
Прокуратура Ленинградского района города Калининграда в ходе изучения личных дел детей-сирот установила, что у 4 подопечных, являющихся получателями пенсии по потере кормильца, отсутствуют договоры на открытие счетов в банке.
С нарушением ведутся журналы первичного учета детей в органах опеки и попечительства Советского городского округа, что не позволяет сделать выводы о дате устройства ребенка, месте его проживания, обучения в образовательной организации. Кроме того, не в полном объеме заполняются формы отчетности опекунов по имущественным расходам подопечных: в отчетах отсутствуют сведения об открытых счетах детей, не всегда имеются документы, подтверждающие произведенные покупки, отсутствуют данные об уплате налогов за имущество подопечного, не регулярно вносятся изменения в опись имущества.
Кроме того, прокуратура города Советска при изучении личного дела одной из несовершеннолетней установила, что подросток передана под опеку родственникам, с которыми практически с рождения длительное время проживала в Литовской Республике. Несмотря на это, органы опеки длительное время составляли акты обследования условий жизни проживания этого подростка на территории области.
Кроме того, за этим же подростком в нарушение действующего законодательства было закреплено жилое помещение, находящееся в собственности иных граждан. А в последующем данное жилье было продано собственником без уведомления органов опеки и попечительства. И только спустя 4,5 года администрация городского округа приняла меры по защите жилищных прав сироты — ребенок был поставлен в очередь на обеспечение жильем из специализированного жилого фонда Калининградской области.
При проверке ГБУ СО КО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Теплый дом» города Черняховска установлено, что 6 жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, сдаются по договорам поднайма жилого помещения. Однако акты приема-передачи жилых помещений поднанимателю с описью имущества, с указанием наличия либо отсутствия задолженности по коммунальным платежам, органами опеки не подписываются и не утверждаются.
При изучении указанных договоров прокуратура установила, что цена поднайма жилья никаким образом не зафиксирована и в каждом случае варьируется (0 руб., 300 руб., 1500 руб.).
Аналогичные нарушения выявлены и прокуратурой Ленинградского района города Калининграда.
Прокуратура города Черняховска кроме того установила, что в июне-июле 2016 года сотрудникам Центра «Теплый дом» в г.Кирхаймболанден ФРГ иностранными гражданами были переданы 2000 евро в виде пожертвования для проведения с воспитанниками центра различных мероприятий, а также приобретения необходимого имущества.
Вместе с тем, договор пожертвования заключен не был, что препятствует установлению цели выделения денежных средств, их расходования в интересах детей и учету приобретенного имущества.
Нарушения при использовании средств добровольного пожертвования выявлены и прокурором Гурьевского района в школе-интернате №7 пос.Б.Исаково. Так, согласно договору пожертвования, интернату выделены денежные средства в сумме более 100 тысяч рублей. По условиям договора деньги предназначены для помощи детям-сиротам в проведении спортивных занятий на свежем воздухе. Согласно же накладной на эти денежные средства была закуплена форма не только детям-сиротам, но и для всей футбольной команды.
Согласно актам обследования жилья, закрепленного в Гурьевском районе за детьми-сиротами, 8 жилых помещений имеют неудовлетворительное состояние, а также имеется задолженность по коммунальным платежам. Однако органы местного самоуправления, как собственники имущества (жилья), необходимые меры по их сохранности не принимают.
Аналогичная ситуация выявлена и прокурором города Балтийска, Так, например, из акта обследования жилья одного из несовершеннолетних следует, что его квартира находится в удовлетворительном состоянии, однако осмотр жилого помещения показал, что в одном из окон квартиры полностью отсутствует остекление (окно забито фанерой). Кроме того, наружная стена квартиры имеет отслоение и обрушение штукатурного слоя фасада и цоколя.
В квартире другого несовершеннолетнего имеется трещина по междуэтажному перекрытию, штукатурка по периметру межкомнатных дверей и стен частично отслоилась.
За еще одним несовершеннолетним было закреплено нежилое помещение, хотя в акте органов опеки и попечительства отражено, что квартира подростка находится в удовлетворительном состоянии.
Факты неудовлетворительного состояния жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, установили и прокуратуры Полесского, Зеленоградского, Славского районов и города Светлого.
В городе Гусеве при проверке личного дела одного из несовершеннолетних прокуратура установила, что органы опеки и попечительства обследование жилого помещения, закрепленного за сиротой, вообще не проводили.
Прокуратура Багратионовского района выявила факты закрепления за детьми-сиротами жилых помещений, находящихся в собственности иных граждан, а в Гурьевском районе за сиротой было закреплено не существующее жилье (по факту поле, где никогда не было строений).
Всего по результатам проверки прокурорами городов и районов области выявлено 493 нарушения законов о защите жилищных прав детей. В целях устранения нарушений закона прокурорами внесено 44 представления, опротестовано 16 нормативных правовых актов, в суды области предъявлено 17 исковых заявлений в интересах детей, возбуждено 4 дела об административных правонарушениях.