Россия. Калининград. . 14 сентября 2016 года. «14 сентября состоялось 16-е заседание совета Общественной палаты Калининградской области».
Об этом в Калининграде сообщила упомянутая Общественная палата, не указав места события.
Известно лишь, что центральным вопросом заседания совета стал доклад «О состоянии гражданского общества в Калининградской области». Членами совета принято решение принять концептуально вариант доклада, и обнародовать его для ознакомления и внесения предложений жителями региона — до 1 октября.
На заседании совета также принято решение о предложении члена Общественного совета Черняховского района Галины Хромушиной. Ею выдвинуто предложение внести в план работы Общественной палаты Калининградской области, на сентябрь, вопрос: «Итоги исполнения правительством Калининградской области предложений Общественной палаты Калининградской области по вопросам реформирования ЖКХ и тарифам на коммунальные услуги по итогам проведения общественно-политического совета при губернаторе Калининградской области от 22.03.2013 г.»
Советом принято решение рассмотреть это предложение на заседании рабочей группы по вопросам ЖКХ.
О СОСТОЯНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015 ГОДУ
(Доклад Общественной палаты Калининградской области)
Введение
Развитие гражданского общества в Калининградской области в 2015 году, как и в России в целом, было связано с новыми вызовами извне, с которыми столкнулась наша страна. Успешность ответов на эти вызовы невозможна без вклада и гражданского общества – всех тех, для кого значимы гражданская активность и ответственность, нетерпимость к нарушениям прав и свобод.
Некоммерческие организации и гражданские активисты оказывают все большее влияние на государственную политику, что проявляется, в том числе, благодаря проектам некоммерческих организаций и через инициативы активных граждан, выступающих от своего имени и ищущих союзников для реализации своих замыслов и начинаний, не полагаясь на какие-либо общественные организации и союзы. В России в общественную деятельность сегодня вовлечено всего около 1 % активного населения, с другой стороны, это уже около 1 млн человек – те, кто участвует в гражданских инициативах на постоянной основе[1]. Качественный рост развития некоммерческих организаций или «третьего сектора» – не просто одна из особенностей современного развития гражданского общества. Это новая тенденция, которая способна менять и уже меняет социальные взаимоотношения, воздействует на государственные институты, выносит на суд общественности проблемы, которые еще вчера решались исключительно кулуарно. Гражданские активисты уже начинают формировать повестку дня, создают конкуренцию традиционным политическим структурам по влиянию на общественное сознание.
В первую очередь влияние гражданского общества связано с формированием доверия к институциональной системе, регулирующей экономические, социальные и политические отношения.
Главный фактор влияния общества на институциональную среду – общественный контроль, внедрение в данную систему этических норм. Только постоянный общественный прессинг способен контролировать деятельность чиновников, с тем чтобы они не допускали бюрократической волокиты и, тем более, коррупционных правонарушений.
Калининградская область является одним их лидирующих субъектов Российской Федерации в сфере развития институтов современного гражданского общества. В сегодняшних условиях гражданское общество Калининградской области выступает как мощная и консолидированная социально-политическая сила, институты гражданского общества чётко выражают ожидания и предпочтения жителей области, своевременно доводят их до органов государственной власти.
В настоящее время на территории Калининградской области действуют более 2 тысяч некоммерческих организаций различного организационно-правового статуса и самого разнообразного профиля деятельности.
В широчайшем спектре общественные объединения в регионе представляют ветеранов, профсоюзы, молодёжь, патриотические, религиозные организации, национально-культурные объединения, казачьи общества, объединения промышленников и предпринимателей, общественные организации, занимающиеся вопросами семьи и детства, а также образования и науки.
Учёт фактора общественной активности особенно важен в условиях нашего региона, где живут представители многих национальностей. По этому показателю Калининградская область входит в число самых поликонфессиональных регионов Российской Федерации.
Центральная роль в системе гражданского общества принадлежит сегодня Общественной палате Калининградской области, которая обеспечивает согласование интересов граждан, их объединений с деятельностью органов власти в целях решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты гражданских прав и свобод.
В настоящее время ключевая задача институтов гражданского общества, действующих в Калининградской области – укрепление гражданского мира и социального согласия в обществе. Это основное и непременное условие для осуществления всех наших планов и проектов.
Цель данного Доклада – осуществить системный анализ состояния и развития гражданского общества в Калининградской области с учётом тех изменений, которые произошли в 2015 году.
Глава 1. Общая характеристика институтов гражданского общества в Калининградской области
1.1. Социальное взаимодействие — критерий развития гражданского общества
При всём многообразии и динамичном развитии гражданского общества в регионе, Калининградская область является образцом сохранения социального мира и согласия. Основой этого стало то, что представители разных национальностей, конфессий, политических взглядов и культурно-мировоззренческих позиций проживают в Калининградской области в атмосфере общественного доверия, взаимного уважения и плодотворного сотрудничества.
Принципиальным моментом для развития гражданского общества в Калининградской области является то, что с 2008 года ведущая роль в сложившейся системе принадлежит региональной Общественной палате.
Важнейшим и плодотворным для новейшей социально-политической истории Калининградской области стало то, что благодаря совместной конструктивной деятельности органов власти и общественных объединений в течение 2015 года в развитии гражданского общества был реализован системный и действенный комплекс социально резонансных и общественно значимых мероприятий.
В настоящее время в Калининградской области проводится системная и результативная работа, направленная на создание социально оптимальных условий для дальнейшего развития институтов гражданского общества. Эта работа обеспечивает условия для повышения роли гражданского общества в социально-экономическом и общественно-политическом развитии региона, укреплению сотрудничества органов власти и общественных объединений.
Ветеранские организации в Калининградской области традиционно являются одним из самых важных и активных институтов гражданского общества.
Ветераны, несмотря на груз прожитых лет, остаются мощной социальной силой. Всё, чем богата Калининградская область, что составляет гордость нашего региона: экономика, наука, производство, культура — было создано руками нынешних ветеранов.
В свою очередь, в регионе немало делается, чтобы обеспечить ветеранам достойные условия жизни, которые они заслужили по праву, чтобы сохранить в обществе дух уважения к старшему поколению и дух патриотизма, поддержать вокруг ветеранов тот моральный климат, которого они достойны.
Калининградская область по праву является одним из лидирующих субъектов Российской Федерации в сфере взаимодействия органов власти и гражданского общества, в деле укрепления межнациональной дружбы и гармонизации межэтнических отношений.
Калининградская область была и остается одним из регионов со стабильной и позитивной обстановкой в сфере этносоциальных отношений. При этом представители национально-культурных автономий убеждены, что лишь благодаря совместным усилиям региональных органов государственной власти в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества возможна реализация эффективной государственной национальной политики в Калининградской области.
В настоящее время в Калининградской области существенно усилена работа по профилактике проявлений экстремизма, в том числе религиозного. Представители ведущих конфессий единодушны в отстаивании позиций толерантности, постоянной готовности к диалогу, призывают верующих к согласию и примирению, недопустимости вражды по религиозному признаку.
Существенно, что в условиях непростой социально-экономической ситуации профсоюзные объединения Калининградской области по-прежнему занимают принципиальную ответственную позицию и продолжают работать для сохранения атмосферы социального сотрудничества в сфере социально-трудовых отношений. Например, в регионе успешно действует трёхстороннее Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений между Федерацией профсоюзов, Правительством Калининградской области и Союзом промышленников и предпринимателей Калининградской области.
Развитие институтов гражданского общества в Калининградской области опирается, в том числе, на творческую энергию, социальную активность и реальные дела молодёжи, которая в настоящее время всё активнее включается в общественно-политическую жизнь региона. Многие молодые люди являются членами массовых, активных и инициативных молодёжных общественных объединений и принимают непосредственное участие в массовых мероприятиях и акциях молодёжи.
Студенческие отряды Калининградской области на сегодняшний день являются одними из наиболее активных в стране. В регионе активно реализуется молодёжная политика: действуют Молодёжное правительство, Молодёжная парламентская Ассамблея и другие молодёжные организации.
Общественная палата Калининградской области и органы власти Калининградской области активно поддерживают деятельность организаций инвалидов. Целый ряд организаций инвалидов региона всемерно защищает интересы людей с ограниченными возможностями здоровья.
На территории Калининградской области также активно осуществляют свою деятельность женские общественные организации, реализующие важные социальные проекты и программы.
Казачье движение в Калининградской области становится всё более активной и влиятельной силой в духовной и социально-политической жизни региона, чему способствовало принятие Закона Калининградской области «О казачестве в Калининградской области».
Работа по всем ведущим и значимым направлениям социальной политики в Калининградской области проводится в постоянном и конструктивном взаимодействии органов государственной власти и институтов гражданского общества региона.
В Калининградской области многое делается для повышения уровня информационной открытости органов власти. Важная роль в этом отводится системному взаимодействию властных структур и СМИ, внедрению новых форм. В течение 2015 года средства массовой информации Калининградской области приняли активное участие в освещении важных дат.
В текущий период в регионе успешно развиваются процессы по дальнейшему формированию гражданского общества, оказание содействия в обеспечении условий для дальнейшей успешной деятельности общественных организаций.
Количественный состав неправительственных организаций в регионе:
№ |
Общественно-правовая форма |
2010 год |
2015 год |
1 |
Общественные организации |
866 |
873 |
2 |
Некоммерческие объединения |
582 |
1224 |
3 |
Религиозная организация |
166 |
176 |
4 |
Национально-культурная автономия |
17 |
17 |
5 |
Казачьи общества |
10 |
28 |
6 |
Нотариальная палата |
2 |
1 |
7 |
Торгово-промышленная палата |
1 |
1 |
8 |
Адвокатская палата |
1 |
1 |
9 |
Общественная палата |
1 |
1 |
1.2. Некоммерческий сектор
Наибольшее доверие граждане испытывают к ветеранским организациям, обществам защиты прав потребителей, профсоюзам и обществам инвалидов. Политическим партиям, правозащитным организациям, религиозным общинам доверяет меньшее количество граждан. Тем не менее, в сравнении с 2010 годом доверие населения к некоммерческим организациям несколько повысилось.
Деятельность некоммерческих организаций в Калининградской области в значительной степени осложняется недостаточным уровнем их общественной поддержки. Многие представители некоммерческого сектора, безусловно, осознают, что общественная поддержка – важнейший ресурс их развития, а отсутствие доверия со стороны населения является существенным препятствием в реализации их деятельности. В последние годы были предприняты усилия по продвижению «третьего сектора» в информационном поле региона, которые принесли определенные плоды, выросла информированность калининградцев о деятельности НКО.
В то же время, расширение возможностей и деятельности НКО находит поддержку у населения страны: по данным ВЦИОМ 76% россиян считают, что негосударственные НКО должны наряду с государственными учреждениями участвовать в решении социальных задач.
В неформальные практики гражданского общества вовлечена значительно большая часть россиян, а именно:
— примерно две трети являются участниками неформальной волонтерской деятельности;
— до половины граждан участвуют в денежных пожертвованиях;
— около трети приходилось участвовать в каких-либо мероприятиях, организованных самими гражданами по месту жительства.
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Калининградской области в 2015 году осуществлялась в рамках Закона Калининградской области «О взаимодействии органов государственной власти Калининградской области и общественных объединений», Государственной программы Калининградской области «Развитие гражданского общества» и программы Калининградской области «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на 2011-2015 годы» в следующих формах:
1) финансовая поддержка;
2) информационная поддержка;
3) консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
4) обеспечение участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации государственной политики в социальной сфере.
Ответственным органом за реализацию целевой программы определено Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области.
Объем финансирования целевой программы на 2015 год – 7,1 млн. рублей.
Финансовая поддержка осуществлялась в форме предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям субсидий на реализацию проектов по итогам конкурсного отбора.
В 2015 году 81 проект из числа поданных получили софинансирование из областного бюджета. Общая сумма, выделенная на предоставление субсидий, составила 5 202 850 рублей. Размер запрашиваемых организациями субсидий составлял от 10 000 рублей до 100 000 рублей. По итогам конкурсного отбора размер предоставленных субсидий составил от 16 850 рублей до 100 000 рублей.
По итогам проведенного в 2015 году конкурса по распределению федеральных средств были поддержаны социально значимые проекты, согласно порядку распределения данной федеральной субсидии размер предоставляемых организациям субсидий, составлял от 50 000 до 300 000 руб.
Проекты, набравшие максимальный средний балл, получили софинансирование из областного бюджета в полном объеме от 293 950 руб. до 300 000 руб. (таких проектов – 4). Остальным организациям, чьи проекты набрали средний балл, достаточный для получения софинансирования из областного бюджета, предоставлены субсидии в размере от 100 000 рублей до 138 950 рублей.
Общая сумма средств, направленных на софинансирование проектов организаций в 2015 году, составила 9 563 050 рублей. Общее количество проектов, получивших поддержку – 66.
Благодаря существенной финансовой поддержке социально ориентированные некоммерческие организации региона смогли реализовать мероприятия, способствующие патриотическому воспитанию населения области, поддержке и социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, повышению качества жизни людей пожилого возраста, содействию развития межнационального сотрудничества, развитию творчества, массового спорта, пропаганды здорового образа жизни.
В целях дальнейшего развития взаимодействия органов государственной власти с социально ориентированными некоммерческими организациями Общественная палата полагает целесообразным рассмотреть следующие предложения:
1) использовать систему поддержки некоммерческих организаций, предусматривающую реализацию их долгосрочных программ (проектов) со сроком реализации 2-3 года. В настоящее время за счет выделяемых денежных средств поддержка осуществляется по итогам конкурсного отбора организаций только на текущий финансовый год, что не позволяет сразу обеспечить организации долгосрочное финансирование таких проектов без ежегодного прохождения конкурсных процедур.
2) для привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к активному участию в конкурсах, проводимых на областном и федеральном уровнях, целесообразно наладить систему проведения семинаров, консультаций по вопросам подготовки заявки на участие в конкурсах с представителями организующих конкурсы организаций, а также с приглашением экспертов, осуществляющих конкурсный отбор социально ориентированных некоммерческих организаций.
3) организовать проведение семинаров, консультаций, круглых столов по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также обмену опытом в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в других субъектах Российской Федерации. 4) оптимизировать информационно-пропагандистские формы деятельности НКО (участие представителей НКО в различных комиссиях, Советах при органах власти, пропаганду своих организаций, издание и распространение информационных материалов, участие в общественных слушаниях, публикациях в СМИ).
Далеко не всегда приоритеты органов власти и местного самоуправления, осуществляющих государственную социальную политику, совпадают с потребностями гражданского общества и направлениями деятельности его институтов. Несогласованность целей, расхождение интересов ведут к обоюдному недоверию, становятся тормозом, препятствующим развитию региона.
Некоммерческие организации сталкиваются с серьезными трудностями в обеспечении устойчивого и приемлемого качества предоставляемых ими услуг.
С одной стороны, из-за недостатка собственной материально-технической базы они не могут гарантировать соответствие своей деятельности некоторым, порой избыточным, требованиям. С другой стороны, в связи с существенно худшими условиями для своих работников, НКО сталкиваются с «текучкой» профессиональных и подготовленных кадров. У НКО нет устойчивого опыта управления качеством и формализации поддерживающих процедур. И, наконец, у них нет достаточных инвестиций, позволяющих преодолеть барьер входа на рынок с социальными услугами широкого спектра, что соответственно уменьшает их возможности привлечения специалистов для организации такой работы.
Среди серьезных проблем, возникающих в ходе взаимодействия государства и институтов гражданского общества — отсутствие чётких критериев оценки деятельности НКО, в том числе экономической, позволяющих отличить эффективно работающую организацию от простой группы граждан, «обладающих печатью». Это ведет к недоверию НКО, снижению их влияния на реализацию государственной социальной политики, к отказу от взаимодействия с ними некоторых органов региональной власти.
Представители некоммерческого сектора в нашем регионе еще недостаточно задействованы в планировании бюджетов по разделам социальной сферы, в контроле реализации социальных программ и выработке направлений социальной политики.
Государство по-прежнему гарантирует гражданам право на социальное обслуживание только в государственной системе социальных служб. Также слабо развито использование открытых конкурентных процедур отбора поставщиков (независимо от их организационно-правовой формы) для непосредственного оказания услуг населению.
Остается ощутимым дефицит системной и целенаправленной деятельности по выявлению и распространению лучших практик гражданского участия, опыта предоставления социальных услуг, поскольку экспертные организации, которые занимаются этой работой в настоящий момент, имеют для этого весьма ограниченные ресурсы.
1.3. Развитие местного самоуправления
В муниципальных образованиях Калининградской области наблюдается рост числа и вариативности форм взаимодействия граждан и местных властей, завершено формирование муниципальных общественных Советов, развиваются институты территориального общественного самоуправления.
В соответствии с Законом Калининградской области от 26 сентября 2007 года № 162 «Об Общественной палате Калининградской области» Общественная палата оказывает информационную, методическую и иную поддержку общественным органам, созданным в муниципальных образованиях Калининградской области и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества. Одной из форм данной работы является проведение семинарских занятий с представителями общественности в муниципалитетах. Цель – активизировать работу институтов гражданского общества, наладить взаимодействие общественных Советов с Общественной палатой Калининградской области и с органами местного самоуправления по решению социально-значимых вопросов и проблем жителей муниципалитетов.
В 2015 году были проведены 44 семинарских занятия с представителями Общественных Советов муниципальных образований и руководителями некоммерческих организаций Калининградской области.
В ходе проведения семинарских занятий в 2015 году членами Общественной палаты были проведены выступления и обсуждения по темам:
— «О роли общественных Советов в осуществлении общественного контроля»;
— «О взаимодействии Общественной палаты и общественных Советов муниципальных образований»;
— «О мерах совершенствования работы по социальной защите с социально ослабленными категориями населения»;
В ходе семинаров с представителями общественных Советов муниципальных районов и представителями НКО были заданы различные вопросы, в том числе:
— о формировании тарифов ЖКХ для населения;
— об оказании бесплатной юридической помощи;
— о капитальном ремонте;
— о взаимодействии руководства муниципального образования с общественным Советом и другие злободневные вопросы, волнующие население.
По всем обращениям, поступившим в адрес Председателя и членов Общественной палаты, были подготовлены устные ответы, а на вопросы, требующие дополнительных разъяснений, ответы были направлены в письменном виде. По поставленным вопросам своевременно информировались: Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, Правительство Калининградской области, Общественная палата Российской Федерации.
Активизация лидеров местных сообществ и вовлечение их в процесс устойчивого развития территории, создания условий для участия населения в управлении муниципальным образованием является важнейшей задачей гражданского общества. Объединенные самоорганизации на уровне местного самоуправления (ТСЖ, ТОС, домовые комитеты, местные общественные объединения, клубы по месту жительства и пр.) изыскивают возможности для улучшения условий проживания, организации быта и досуга граждан. Одновременно существует целый ряд причин, препятствующих скорейшему вовлечению граждан, наиболее важнейшими из которых является отсутствие у населения информации о ситуации в муниципальном образовании, низкая правовая грамотность населения, мешающая эффективно использовать имеющееся право на участие в решении вопросов местного значения.
Потребность общества в знаниях и осознание местными НКО необходимости повышать собственную квалификацию подтверждается запросами на проведение обучающих мероприятий. Информационно-методическая поддержка активного населения является одним из важнейших условий развития реального местного самоуправления, однако сегодня она не является приоритетом для органов местного самоуправления, нормативная база, регламентирующая этот процесс, является неполной, как на федеральном, так и на местном уровне. Просвещение населения – одна из задач, которую необходимо решать всеми институтами гражданского общества.
В то же время серьезное влияние на ситуацию в муниципальных образованиях оказывает финансовая обеспеченность муниципалитетов, зачастую ограничивающая возможности для реализации запросов граждан.
Несоответствие публичных обязательств местных властей и финансовых возможностей для их исполнения по-прежнему остается одной из самых болезненных проблем, серьезно влияющей и на качество жизни в муниципальных образованиях, и на социальное самочувствие граждан. Бюджеты муниципалитетов не способны реализовать инициативы граждан, у них иногда не хватает денег на выполнение своих прямых обязанностей.
Целый ряд проблем и вопросов к местному самоуправлению и жилищно-коммунальной сфере стал предметом системного анализа и мониторинга, проведенного Общественной палатой Калининградской области. Поступившие в 2015 году в Общественную палату Калининградской области коллективные и индивидуальные обращения граждан, свидетельствуют о том, что проблемы, связанные с созданием достойных условий жизни в городах и поселках, обеспечением граждан доступным и комфортным жильем, качественными коммунальными услугами, по-прежнему вызывают серьезную озабоченность. В 2015 году, ситуация на местном уровне в целом не претерпела существенных изменений. Многие формы участия граждан в решении вопросов местного значения, прописанные в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации» практически не работают.
1.4. СМИ – как институт гражданского общества
Важным шагом в организации взаимодействия между органами власти, обществом и некоммерческими организациями, выстраивании системы диалога власти и гражданского общества должны стать средства массовой информации региона.
Независимые средства массовой информации в качестве института гражданского общества призваны быть инструментом освещения гражданской активности и доведения разнонаправленных общественных настроений и инициатив до власти и населения. Однако, как региональные, так и федеральные СМИ не в полной мере еще способствуют достижению этих целей. Большинство некоммерческих организаций отражают свою деятельность в области СМИ лишь благодаря частной инициативе, зачастую не находя поддержки в профессиональном сообществе. Продвигая собственные проекты по мере сил, они не могут скоординировать и объединить усилия. Крупные некоммерческие организации тоже имеют мало возможностей для практических действий по выпуску своих печатных изданий и, в большинстве случаях ограничиваются развитием своих сайтов в сети интернета. По данным ВЦИОМ, самым востребованным СМИ среди россиян остается телевидение: из центрального телевидения информацию получают 98% опрошенных, из регионального — 88%. На втором месте — пресса (центральную прессу читают 70%, местную — 68%). Третий по востребованности источник информации — Интернет (59%). Наибольшее доверие у россиян также вызывает телевидение: 78% доверяют этому источнику информации, на втором месте — центральная и местная пресса (70% и 68% соответственно).
Проведенное Общественной палатой Российской Федерации исследование выявило существенное расхождение информационного поля традиционных СМИ и блогосферы.
В 2015 году был обновлен и поддерживается официальный сайт Общественной палаты в информационно-коммуникационной сети «Интернет», на котором за 2015 год размещено 205 статей о деятельности Общественной палаты, комиссий и рабочих групп, общественных и некоммерческих организаций региона.
В целях качественного освещения деятельности Общественной палаты в СМИ продлен договор с редакцией газеты «Калининградская правда», заключен договор с «Независимым Информационным Агентством» по размещению информационных материалов на региональном Интернет-ресурсе. К участию и освещению проводимых мероприятий Общественной палатой постоянно приглашались корреспонденты региональных и федеральных СМИ «Калининградская правда», «Комсомольская правда», НТРК «Каскад», «ТВЦ — Премьер», ГТРК «Вести-Калининград», 1-й городской канал. Всего в СМИ размещено публикаций о деятельности Общественной палаты – 178, из них: на интернет-порталах региона – 81, в газетах и журналах – 73, вышло видеосюжетов на региональных и федеральных каналах телевидения – 17, репортажей на радио – 7.
Тем не менее, необходимо повысить информированность населения о деятельности Общественной палаты и некоммерческих организаций в регионе, нужно продолжать тесное сотрудничество со средствами массовой информации, а также совершенствовать работу официального сайта и его приложений в социальных сетях.
Глава 2. Общество и государство: общественный контроль и экспертиза
2.1. Общественная экспертиза и гражданский контроль — как форма развития гражданского общества
Наличие независимой внешней оценки – одно из ключевых условий жизнеспособности и развития любой системы. Свободная от гражданского контроля государственная власть теряет связь с обществом и ответственность перед ним и постепенно поддается соблазнам принятия волюнтаристских решений. Формирование и функционирование эффективного государства объективно требует установления общественного контроля над его деятельностью. Общественный контроль заставляет государство в лице его отдельных институтов и служащих обеспечивать соблюдение закона, ответственно и, как следствие, компетентно исполнять свои обязанности. Гражданский контроль налаживает систему обратной связи общества с властью, помогает гражданам вести честный и открытый диалог о целях и приоритетах развития страны, своего региона проживания. С помощью обратной связи с обществом власть не только слышит, но и вынуждена поддерживать требования граждан по проведению необходимых реформ.
В последние годы в Калининградской области по инициативе и непосредственном участии Общественной палаты Калининградской области велась работа по развитию общественной экспертизы и общественного контроля. В соответствии с решением Общественной палаты по проведению общественной экспертизы законопроектов и других нормативно-правовых актов Калининградской области, органов местного самоуправления привлечен независимый Экспертный Совет (руководитель — И.И. Жуковский), а также другие независимые юридические экспертные организации, имеющие право осуществлять эту деятельность.
Сегодня все шире вводится в практику проведение «нулевых» чтений проектов нормативно-правовых актов. Кроме того, помимо экспертной, крайне важна и общественная оценка регулирующего воздействия принимаемых документов. На основании мнения специалистов и активистов, лидеров общественного мнения формируется система коррекции правовых актов для достижения целей совершенствования социальных отношений.
В 2015 году проведены общественные экспертизы законопроектов и нормативно-правовых актов, в том числе:
— «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах»;
— «О внесении изменения в Закон Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области»;
— «О постинтернатном сопровождении выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калининградской области»;
— «О патриотическом воспитании в Калининградской области»;
— «О развитии добровольчества (волонтерства) в Калининградской области»;
— «Об отходах производства и потребления в Калининградской области»,
— «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской области в сфере запрета розничной торговли слабоалкогольных тонизирующих напитков»;
— «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской области в сфере запретов розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих и безалкогольных тонизирующих напитков»;
— «О внесении изменений в закон Калининградской области «О налоге на имущество организаций»;
— «Об установлении единой даты начала применения на территории Калининградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц»;
— «О внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «О введении патентной системы налогообложения на территории Калининградской области»;
— «О коэффициенте, отражающем региональные особенности рынка труда, для исчисления налога на доходы физических лиц иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на территории».
Результаты экспертной деятельности Общественной палаты Калининградской области за последний год свидетельствуют о возможности активного и конструктивного взаимодействия представителей общественности с органами государственной власти.
К сожалению, предложения Общественной палаты Калининградской области носят только рекомендательный характер, поэтому не всегда учитываются органами власти.
Следует отметить, что на сегодняшний день, инструмент общественных экспертиз используется еще не достаточно эффективно. Возможность их проведения закреплена законодательно пока только в отношении проектов нормативно-правовых актов. Необходимо усилить общественную экспертную работу по проблемам и конфликтным ситуациям.
Для проведения качественной экспертизы необходимо также и решение кадровой проблемы. Важно наладить обучение новых общественных экспертов, повышать квалификацию уже действующих. Это также позволит увеличить объем проводимых экспертиз.
Благодаря вступившему в силу Федеральному закону от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» начала формироваться система общественного контроля.
Стандартом во взаимоотношениях органов власти и гражданского общества должен стать широкий принципиальный общественный контроль в Калининградской области. Система такого контроля должна представлять собой общественный контракт, отвечающий новым задачам развития. Важнейшей частью этого общественного контракта должен стать разработанный Общественной палатой Калининградской области законопроект «Об общественном контроле в Калининградской области». Обсуждение данного проекта проведено на двух расширенных заседаниях рабочих групп, а также с органами местного самоуправления и общественными Советами на выездных семинарах-совещаниях во всех муниципальных образованиях.
Принятие Закона приведет к переформатированию гражданской активности и усилению роли общественных контролеров.
Национальной стратегией противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460) и Национальным планом противодействия коррупции на 2014–2015 годы (утверждён Указом Президентом Российской Федерации 11 апреля 2014 года № 226) на гражданское общество возложен целый ряд задач и функций в сфере реализации антикоррупционной политики. В их числе: формирование нетерпимости к коррупционному поведению, участие в реализации отдельных мер по противодействию коррупции, просвещение и повышение правовой грамотности населения, участие в реализации антикоррупционных мер, проводимых государственными органами.
Общественная палата Калининградской области в своей деятельности постоянно рассматривает вопросы, напрямую или косвенно связанные с проявлением коррупции в органах региональной и муниципальной власти. Необходимо сосредоточить основные усилия на консолидации участия гражданского общества, бизнеса и здоровой части государственного аппарата в практическом, позитивном продвижении антикоррупционной политики.
2.2. Формирование правовой культуры и защита прав граждан в Калининградской области
Правовая культура граждан тесно связана с укреплением правоохранительных институтов. В 2015 году государство приложило немало усилий для укрепления судебной системы, органов правопорядка. Заинтересованное участие в этой работе принимали общественные объединения, эксперты и активисты.
В Российской Федерации в силу вступил новый Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», открывший возможность для граждан активно участвовать в охране порядка по месту жительства.
В Калининградской области в развитие федерального закона был принят Закон Калининградской области от 26 июня 2015 г. № 435 «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Калининградской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области».
В настоящее время различные общественные объединения – молодежные, ветеранские, народные дружины, представители казачества и другие самостоятельно формируют подразделения, которые на общественных началах принимают участие в профилактике правонарушений, в той или иной степени взаимодействуя с правоохранительными органами.
Независимый суд и стоящие на страже безопасности и прав граждан правоохранительные органы составляют необходимую инфраструктуру для деятельности развитого гражданского общества. В 2015 году состояние судебной системы России и проблемы правоохранительных органов были в центре внимания гражданского общества.
Одним из способов доступа к правосудию является возможность для граждан Российской Федерации получить бесплатную юридическую помощь.
В течение года еженедельно Общественной палатой совместно с представителями Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области проводились приемы граждан в соответствии с законом Калининградской области «О бесплатной юридической помощи в Калининградской области».
Однако, пока рано говорить о том, что институт оказания бесплатной юридической помощи в полной мере достиг цели повышения уровня социальной защищенности граждан и обеспечению равенства доступа граждан к правосудию.
Особое значение в 2015 году приобрела защита потребительских прав граждан. Наибольшее беспокойство людей вызывает заметное повышение роста цен на продукты питания и другие товары и услуги массового спроса. За ослаблением рубля и замедлением экономического роста неизбежно следует, как это было в 2009 году, не только видимый рост цен на ценниках, которого, судя по данным социологов, опасаются две трети россиян, но и их скрытый рост через ухудшение качества предлагаемых товаров и услуг, расширение проявлений недобросовестности предпринимателей.
Обвальный кризис на туристическом рынке, качество и цена жилищно-коммунальных услуг, ценовые манипуляции товаропроводящих сетей в условиях санкционных ограничений находились в фокусе внимания Общественной палаты Калининградской области. В Палате действуют «горячие линии» как по указанным, так и по другим направлениям. «Горячие линии» Общественной палаты способствуют тому, что формируется круг добровольных помощников Общественной палаты, причём некоторые из них уже начали участвовать в контроле цен в магазинах своих городов, сообщали о состоянии дел. Это стало важным опытом для развития всей системы общественного контроля. Не имея властных полномочий, Общественная палата, тем не менее, нередко способствует разрешению конфликтных потребительских ситуаций – за счет ресурса публичности и общественного внимания.
Например, в период выборной кампании Губернатора Калининградской области «горячая линия» рассмотрела 102 обращения, связанных с различными нарушениями.
Законом Калининградской области от 27 сентября 2007 года № 162 «Об Общественной палате Калининградской области» предусмотрено право законодательной инициативы, в соответствии с которым в 2015 году были разработаны:
— проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «Об Общественной палате Калининградской области»;
— проект закона «О миссионерской деятельности на территории Калининградской области»;
— поправки в закон «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях» в соответствии с законопроектом «О миссионерской деятельности на территории Калининградской области»;
— проект закона «Об общественном контроле в Калининградской области»;
— проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области».
В рамках общественного контроля Общественной палатой в течении 2015 года проводились круглые столы по следующим актуальным для региона вопросам:
— «О строительстве подземного горного комплекса по добыче калийных и магниевых солей на месторождении «Нивенское-1»;
— «Обеспечение жителей Калининградской области пассажирскими, пригородными перевозками, железнодорожным транспортом»;
— «О сложившейся ситуации с садоводческими некоммерческими товариществами в Калининградской области»;
— «Готовность школ к новому учебному году. Вопросы общественного контроля за обеспечением безопасности» и ряд других.
Наряду с Общественной палатой в регионе на основе местных нормативно-правовых актов сформирована в каждом муниципальном образовании система муниципальных общественных советов. Также началась активная работа по формированию общественных советов при региональных органах исполнительной власти.
Глава 3. Общественная активность в социальной и гуманитарной сфере
3.1. Качество жизни: экология, демография, медицинское обслуживание граждан
Проблемы, связанные с состоянием окружающей среды и рациональным природопользованием, затрагивают качество нашей жизни, здоровья и, что наиболее важно, будущее наших детей и внуков. К сожалению, можно констатировать, что этими проблемами пользуются зачастую различного рода экологические спекулянты для достижения частных коммерческих или политических целей. Значительная часть проводимых провокационных митингов, акций протеста и пикетов инициируется не с целью поиска конструктивных решений и разъяснения населению достоинств и недостатков решения государственных органов или реализации проектов, а для нагнетания социальной напряженности.
Деятельность Общественной палаты Калининградской области в сфере экологии и охраны окружающей среды направлена на следующие меры:
– обеспечение прямого гарантированного взаимодействия органов власти и жителей региона по решению наиболее острых социальных и экологических задач;
– предотвращение использования общественного мнения для нагнетания социальной напряженности, различного рода манипуляций сознанием населения;
– оказание помощи в создании программ по экологическому оздоровлению территорий и ликвидации накопленного экологического ущерба. Так, например, в феврале 2015 года был проведен круглый стол: «О строительстве подземного горного комплекса по добыче калийный и магниевых солей на месторождении «Нивенское-1».
2015 год – год подведения итогов развития системы здравоохранения: исполняется 10 лет национальному проекту «Здоровье» и год программе по оптимизации системы здравоохранения. К этим датам были приурочены в феврале общественные слушания: «О мерах по недопущению необоснованного повышения цен на продукты питания, лекарства и другие товары первой необходимости», а в апреле — круглый стол: «О ситуации, сложившейся с обеспечением жильем медицинских работников в Калининградской области».
Однако 2015 год стал сложным для системы здравоохранения. Стартовавшая в 2014 году оптимизация системы здравоохранения находится под пристальным вниманием гражданского общества. Важной темой общественной дискуссии в 2015 году стало повышение доступности препаратов для различных категорий больных.
В течение последних лет в России сформировался общественный запрос на развитие массового спорта и физической культуры. Общественная палата аккумулирует предложения гражданского общества в этой области и выступает со своими инициативами. Неоднократно обсуждались темы внедрения норм ГТО, нехватки или отсутствия спортивной инфраструктуры, в том числе для людей с инвалидностью, недостаточно активной популяризации здорового образа жизни.
Сегодня развитие института семьи сопровождается рядом тревожных тенденций. Регистрируется большое число разводов, не снижается количество абортов. По данным Института демографии НИУ ВШЭ, в России без оформления официального брака проживает около половины всех пар, и эта цифра имеет тенденцию к увеличению[2].
В Общественной палате Калининградской области тема семьи и детства всегда выделялась как приоритетная, что позволило многим общественникам и гражданским активистам консолидировать свои усилия по изменению ситуации в этой сфере. Так, традиционным уже стало проведение празднования «Дня семьи, любви и верности».
Знаковым стало событие по реформе детских домов. Согласно принятому Постановлению Правительства Российской Федерации № 481 с 1 сентября 2015 года сиротские учреждения стали лишь временным жильем для детей перед устройством их в семьи. После принятия постановления Правительства о переформатировании детских домов в центры семейного устройства общественники активно обсуждали детали и сложности, связанные с этой реформой. Осуществлялось посещение отделений помощи семье, женщинам и детям с целью обсуждения проекта закона «О постинтернатном сопровождении выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калининградской области», и для правовой помощи гражданам, которые обращаются за помощью в указанные центры.
Одной из приоритетных задач в долгосрочной перспективе является повышение качественного уровня семейного благополучия, возрождение социальных функций семьи. Основной тезис Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года заключается как раз в том, что семья – это основа российского общества.
Отношение к лицам с ограниченными возможностями по здоровью, защита их прав – критерий зрелости гражданского общества. Далеко не все здесь благополучно. На законодательном уровне тема создания доступной среды для инвалидов по-прежнему требует участия гражданских активистов. Особого внимания требуют вопросы общественного контроля за обеспечением прав детей-сирот и детей-инвалидов.
По-прежнему остро стоит в России проблема трудоустройства инвалидов. Люди не могут найти работу, за которую бы получали достойную зарплату. Согласно исследованиям, только 14,5% инвалидов имеют высшее образование. Одной из главных причин низкой занятости людей с ограниченными возможностями эксперты считают отсутствие практики профориентации, которая позволила бы еще в детстве определить сферу посильной и интересной им профессиональной деятельности. При переходе из школы во взрослую жизнь старшеклассники с инвалидностью сталкиваются с рядом проблем: они не знают своих возможностей и ограничений, не имеют информации о возможностях профессиональной подготовки, у них не сформированы социальные навыки. Более 70% из них озабочены отсутствием какой-либо перспективы. Все это является следствием отсутствия такой практики, как профориентация. Государством уделяется большое внимание коррекционному и инклюзивному образованию, однако назрела необходимость делать упор и на профориентацию[3].
По данным Минтруда РФ, в России из всего числа людей с инвалидностью трудоспособного возраста трудоустроены около 40 %.
3.2. Инновации и модернизация экономики, вопросы реформирования ЖКХ
Предпринимательское сообщество является одной из наиболее активных частей гражданского общества. Усилиями таких структур, как Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, Уполномоченный по защите прав предпринимателей и Общественная палата Калининградской области, гражданское общество способно влиять на систему принятия решений, добиваясь более справедливых решений.
Ключевыми экономическими темами, которые обсуждались на площадке Общественной палаты в 2015 году, стали импортозамещение, преодоление административных барьеров для бизнеса, развитие малого и среднего бизнеса, социального предпринимательства. Стоит отметить, что к общественному обсуждению данных проблем Палата на протяжении 2015 года приглашала представителей органов государственной власти.
Были проведены общественные слушания на темы:
— «Формирование благоприятной деловой среды: механизмы взаимодействия с бизнесом и властью»;
— «Благоприятная среда обитания: стратегическое планирование и комплексное развитие малых городов Калининградской области»;
— «Государственно-частное партнерство: от слов к делу».
В 2015 году особое внимание власти и общественности уделялось темам, посвященным развитию малого и среднего бизнеса, который в кризисной ситуации является гибкой платформой и основой для экономики.
По итогам слушаний в Общественной палате по данному вопросу, было отмечено, что препятствием для формирования эффективной системы поддержки малого и среднего бизнеса являются такие проблемы, как сложность процедуры получения поддержки и отчетности по полученным средствам; отсутствие единой базы данных по мерам поддержки; отсутствие показателей эффективности финансовой поддержки; отсутствие публичной отчетности об использовании бюджетных средств и др.
В 2015 году Общественная палата Российской Федерации неоднократно обращалась к проблеме административных барьеров. Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, подвергалось за последние несколько лет частым изменениям: в совокупности на разных уровнях принято более 18 тыс. нормативных правовых актов.
Стоит отметить, что предпринимательское сообщество совместно с Общественной палатой уже сегодня работает над созданием благоприятных условий для развития бизнеса, привлекая внимание широкой общественности к ключевым проблемам.
В Российской Федерации сельские территории составляют 97 % от всей территории страны, на них проживают 37,1 млн россиян. К сожалению, с каждым днем сельчан становится все меньше и меньше. Низкий уровень жизни, неразвитость социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, отсутствие возможности для самореализации – все это усиливает миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Бегство в города создает угрозы национальной и экономической безопасности страны, ведет к росту социальной напряженности и разрушению уникального культурного наследия.
Несмотря на принятую Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, острой остается проблема координации мероприятий на федеральном, региональном и местном уровнях.
Общественная палата приняла участие в подготовке и проведении Общероссийского форума развития сельских территорий «Деревня — душа России», по результатам которого предлагается осуществлять комплексное развитие сельских территорий в следующих направлениях: выявление и сохранение уникальной сельской идентичности, развитие возможностей для самореализации и обеспечения занятости жителей на селе, повышение доступности социальных услуг, обеспечение доступности современной инфраструктуры для жителей села и развитие гражданского самосознания сельских жителей.
В статистике обращений граждан, поступающих в Общественную палату, вопросы ЖКХ занимают первое место. На их долю приходится почти половина всех обращений. Жители области бьют тревогу по поводу непрозрачности начисления платы, перерасчетов и дополнительных сборов, т. е. повышения тарифов, работы управляющих компаний, новых правил капитального ремонта и плохого состояния домов. Все эти вопросы находятся на постоянном контроле Общественной палаты.
В 2015 году Общественная палата проводила слушания и круглые столы по вопросам лицензирования управляющих компаний и правоприменительной практики Федерального закона № 255-ФЗ.
Проводился круглый стол на тему: «Альтернативные источники энергии».
В августе 2015 года прошел первый региональный Форум по ЖКХ «Дом-Город-Планета».
3.3. Роль общественных инициатив в сфере культуры и образования
Ценности образования, науки и культуры имеют особое значение для социального развития и привлекают к себе самое пристальное внимание гражданского общества. Гуманитарная сфера – фундамент прогресса, позволяющий государству противостоять внешним вызовам, устранять внутриполитические противоречия, консолидировать общество.
Вопросы образования традиционно занимают ведущее место в повестке дня гражданского общества. В их числе наиболее важны те, которые касаются путей развития российской общеобразовательной и высшей школы, роли и значения учителя в формировании и воспитании молодого поколения. Сохраняется общественный консенсус, что система образования должна в первую очередь способствовать развитию человеческого капитала. Такой подход нашел отражение в определении тематики слушаний и круглых столов Общественной палаты, в активизации ее работы с региональными органами власти, некоммерческими организациями.
В ходе мероприятий Общественная палата основное внимание уделяла таким вопросам, как соблюдение прав граждан в сфере образования; качество российского образования; сохранение и развитие единого образовательного пространства, обеспечение равенства образовательных возможностей для всех групп населения. Например, в марте 2015 года проводился круглый стол: «Разные школы – равные возможности», в декабре круглый стол: «Развитие дошкольного образования в Калининградской области. Проблемы и пути их решения».
По результатам обсуждений на мероприятиях Общественной палаты выработаны конкретные рекомендации министерству образования, органам исполнительной власти Калининградской области и органам местного самоуправления.
Общественная палата провела ряд мероприятий в рамках мониторинга школ. В муниципальных школах проведены встречи со старшеклассниками и педагогами, на которых обсуждались проекты законов «О патриотическом воспитании в Калининградской области», «О развитии добровольчества (волонтерства) в Калининградской области». Кроме того, в данных учебных заведениях проведено инспектирование в рамках общественного контроля по вопросам безопасности, которое показало в целом удовлетворительное состояние.
2015 год ознаменовался вступлением в силу основополагающего документа в сфере культурного строительства – «Основ государственной культурной политики». Главное значение документа в том, что он выводит культуру из положения «подотрасли социального блока», утверждает ее роль «определяющего, а не периферийного фактора развития страны и общества, человеческого капитала»[4].
В апреле 2015 года в Общественной палате прошел круглый стол: «О подготовке Калининградской области к проведению Года литературы в России», в июле круглый стол: «Год литературы – актуальные проблемы, связанные со сферой литературы, чтением, доступности книг», в сентябре круглый стол: «Актуальные проблемы подготовки, обучения специалистов для сферы культуры, вопросы замещения кадрового резерва».
Вопросы сохранения культурного наследия так же привлекали к себе большое внимание. Так, 25 сентября 2015 года состоялся Культурный форум регионов России «Гражданская солидарность в реализации государственной культурной политики: взаимодействие власти, бизнеса, общества», который проходил в формате видеомоста, и собрал на площадках Общественной палаты Российской Федерации и Арктического государственного института культуры и искусств в Республике Якутия представителей 68 субъектов Российской Федерации. Главной темой пленарного заседания стало обсуждение путей возрождения общественного статуса культуры России.
3.4. Межнациональные отношения и миграционные процессы
19 декабря 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ об утверждении «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года». Это документ стал основой для координации деятельности федеральных органов власти, органов государственных субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики. В Стратегии обоснована необходимость повышения роли общественных организаций и объединений граждан, национально-культурных автономий в осуществлении деятельности по международному сотрудничеству, гармонизации межнациональных отношений, которая должна рассматриваться как социальноориентированная. Работа по сохранению межэтнической стабильности в регионах строится по трем основным направлениям:
— экспертная работа, организация мониторинга и формирование нормативноправовой базы;
– просветительская работа;
– проведение мероприятий по медиации в сфере межнациональных конфликтов.
По оценкам экспертов, «взрывоопасность» темы межэтнических взаимоотношений сохраняется, в том числе, и потому, что государственные меры и общественные инициативы, направленные на гармонизацию межнациональных отношений, не всегда положительно воспринимаются различными группами граждан.
Поэтому активность гражданского общества в борьбе против нарушений прав и свобод граждан, развитие системы общественного контроля выступают важным направлением профилактики конфликтов. Опорой в проведении государственной национальной политики в стране являются общественные объединения этнокультурной направленности. Эти организации вовлечены в самые разные местные инициативы и проекты, часть из них активно сотрудничает с государственными и общественными организациями, играет позитивную роль в сохранении и укреплении межэтнического мира в регионе и согласия в стране в целом. Кроме этого, действуют многочисленные диаспорные и земляческие организации, их количество и активность постоянно возрастают. Важную миротворческую миссию выполняют религиозные организации и объединения, а Русская православная церковь в своих доктринах ставит задачу обеспечения гражданского и межнационального мира на одно из первых мест.
Такое разнообразие организаций и гражданину, и органам власти мешает сориентироваться, кто и чем занимается в сфере межнациональных отношений, на кого можно положиться в случае возникновения конфликтных ситуаций, при необходимости реализации общественных проектов. Возникает необходимость создать общенациональный реестр или базу данных с публикацией справочника и его интернет-версии о российских общественных организациях, которые осуществляют деятельность в сфере обеспечения этнокультурных прав и запросов граждан, диаспорных и мигрантских сообществ, а также вовлечены в миротворческую работу по предотвращению и разрешению конфликтов.
Пока институты гражданского общества этнокультурной и миротворческой направленности слабо кооперируются с другими гражданскими структурами и аналогичными организациями, представляющими иные группы или конфессии. Ориентация на узкогрупповые интересы не укрепляет гражданского согласия, не формирует позитивный межкультурный диалог внутри территориальных гражданских сообществ. Необходимо с помощью органов государственной власти, политических партий и ведущих общественных коалиций оказать помощь в реформировании организаций этнокультурной направленности, усилив демократические основы их деятельности, обеспечить более активную вовлеченность в решении общественных проблем самого разного плана.
По этой причине для нашего многонационального и поликонфессионального региона особую актуальность имеют формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика и противодействие различным видам экстремизма. Именно эти направления должны быть приоритетными для институтов гражданского общества. Это – одна из задач СМИ. Но зачастую средства массовой информации, а теперь – и блогосфера, социальные сети становятся проводниками разрушающих общество идей. Стремление к сенсациям, недостаточная профессиональная подготовка, а в отдельных случаях и радикальная оппозиционность приводят журналистов к искажениям фактов, к неумению выявить подлинные корни конфликтов, подчас не связанных ни с межнациональными, ни с межрелигиозными отношениями.
К сожалению, журналистское сообщество не в состоянии пока самостоятельно противодействовать подобным негативным проявлениям, потому что профессиональные и этические нормы не утвердились повсеместно в среде работников СМИ. Кроме того, медиа демонстрируют невысокий интерес к локальным инициативам самоорганизации в регионах, тогда как широкое освещение инициатив московского «третьего сектора» делает последние известными за пределами столицы.
По большому счету, это противоречит основному тренду возрастающей активности и значимости региональных и местных организаций и активистов, а также реальному объему выполненных ими программ и проектов в области межнациональных отношений и этнокультурного развития. Необходима популяризация этой деятельности – через СМИ, через конкурсы, фестивали, награды и другие формы поощрения. Грамотная информационная политика – одна из ключевых задач превращения организаций третьего сектора в эффективный механизм межкультурного диалога.
Необходимо также отработать механизм контроля за ходом реализации Стратегии государственной национальной политики, как на региональном, так и федеральном уровне. Особая роль должна принадлежать системе образования, в которой и происходит формирование взглядов человека на мир, в том числе и на межнациональный мир в нашей стране. Современное искусство зачастую отказывается от традиции русской культуры по формированию в обществе нравственно-этических ориентиров, по утверждению в нем стандартов поведения, включая дружбу между народами России.
При этом лидеры и рядовые представители традиционных национально-культурных организаций убеждены, что реализация эффективной государственной национальной политики в Калининградской области возможна лишь в тесном взаимодействии органов муниципальной и государственной власти и институтов гражданского общества.
В качестве приоритетных задач в сфере межэтнических отношений в Калининградской области, мы считаем, необходимо:
— создание Дома национальностей как базового центра методической и организационной работы с этнокультурными общественными организациями, школьниками, молодежью, мигрантами;
— создание этнопарка как площадки по реализации программ и проектов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, по реализации потенциала народных умельцев, по пропаганде лучших образцов этнической культуры и истории народов России;
— обеспечение системного освещения в региональных СМИ темы этнокультурного многообразия и укрепления межнационального согласия в регионе.
Исторический опыт Российского государства доказывает, что величие России состоит в раскрытии потенциала её народов и граждан, учёте и использовании этого потенциала, обеспечении не только материального, но и, в значительной мере, духовного величия каждого из её народов.
Национально-культурные общественные объединения региона стремятся сберечь и утвердить всё то, что объединяет наши народы. В своей деятельности они исходят из принципа партнёрства народов и культур во всех сферах общественной и государственной жизни, ратуют за объединение многонационального народа в едином обществе, едином государстве.
Заключение
В данном Докладе Общественной палаты Калининградской области проанализировано состояние гражданского общества в нашем регионе в 2015 г.
2015 г. показал огромный потенциал некоммерческого сектора в России. В регионе действуют десятки независимых активистов, которые реализуют проекты в области общественного контроля, добровольчества, социальной поддержки. Рост гражданской активности в нашей стране связан с общемировыми тенденциями, но в еще большей степени – с патриотическим подъемом на волне воссоединения с Крымом, сочинской Олимпиадой. В регионе создана и действует сеть площадок для диалога региональных властей и гражданского общества. Ее основу составляет Общественная палата и общественные советы всех уровней.
В 2016 г. работа по дальнейшему упорядочению деятельности Общественной палаты и общественных советов должна быть продолжена.
В целом, представленные в данном Докладе результаты рассмотрения состояния гражданского общества в Калининградской области позволяют сделать следующие выводы:
· на сегодняшний день в Калининградской области сложилось системно организованное и успешное развивающееся гражданское общество;
· успешно осуществляют свою деятельность многочисленные и социально эффективные некоммерческие организации и общественные объединения;
· органы власти проводят системную, взвешенную и последовательную политику по развитию институтов гражданского общества;
· в регионе сформировалась система конструктивного и позитивного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций, общественных объединений региона;
· органы власти Калининградской области обеспечивают оптимальные условия для развития институтов гражданского общества, поддерживают социально-политическое согласие и общественную стабильность в регионе на основе базовых ценностей социального сотрудничества, гражданского мира, взаимной доброжелательности и позитивного общественного диалога;
· некоммерческие организации и общественные объединения имеют реальные возможности заявлять и отстаивать свои интересы в рамках законодательно разрешенных процедур по проведению публичных мероприятий и акций;
· в регионе последовательно формируются все необходимые и достаточные предпосылки для дальнейшего роста конструктивной и позитивной социальной активности гражданского общества.
Общественная палата Калининградской области считает, что в то же время в сфере развития гражданского общества региона сохраняются следующие недостаточно решенные социально значимые проблемы и вопросы:
· недостаточность ресурсов у многих некоммерческих организаций и общественных объединений при проведении перспективных и социально значимых программ и проектов;
· недостаточное развитие социально-бытовой инфраструктуры для активной жизни и труда людей с ограниченными возможностями здоровья;
· недостаточное развитие системы условий карьерного роста, социальной мобильности и профессионального продвижения молодежи.
Общественная палата Калининградской области убеждена, что основными направлениями дальнейшего развития гражданского общества на предстоящий период должны стать:
· дальнейшее обеспечение гражданского мира и социального согласия;
· дальнейшее усиление взаимодействия органов государственной власти с общественными организациями региона;
· дальнейшая консолидация ведущих общественных сил региона для достижения стратегических задач по созданию социально комфортных условий жизни людей на территории области;
· усиление поддержки ветеранских организаций области, повышение уровня социальной защиты ветеранов, пенсионеров;
· дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в сфере государственной национальной политики в соответствии с новыми реалиями в межнациональных отношениях;
· дальнейшее развитие трёхстороннего партнёрства между органами власти Калининградской области, объединениями промышленников и предпринимателей и профсоюзными организациями региона;
· содействие деятельности молодёжных организаций, привлечение молодёжи к участию в социально значимых программах и проектах;
· развитие системы патриотического воспитания, участие в реализации программ по патриотическому воспитанию граждан;
· участие в деятельности по профилактике экстремизма, ксенофобии, по предотвращению проявлений межнациональной и социальной розни;
· повышение роли общественных организаций в совместной конструктивной работе с органами власти по своевременному и системному решению первоочередных социально значимых и общественных вопросов.
[1] Александр Бречалов: одна из главных проблем третьего сектора непропорциональное распределение президентских грантов // Агентство социальной информации, 14 августа 2015 г.–URL: http://www.asi.org.ru/news/aleksandr-brechalov-odna-iz-glavnyh-problem-tretego-sektoraneproportsionalnoe-raspredelenie-prezidentskih-grantov/.
[2] Женщины выступают за традиционные семейные ценности // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 23 сентября 2015 г.– URL:https://www.oprf.ru / press/news/2015/newsitem/30944
[3] Дети с инвалидностью нуждаются в профориентации//Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 27 октября 2015г. – URL: https://www.oprf.ru /press/news/2015 /newsitem 31425.
[4] Заседание Совета по культуре и искусству//Сайт Президента Российской Федерации, 2 октября 2013 г. – URL:http://www.kremlin. ru/ events/president/news/ 19353.